Большое интервью: Валттери Боттас

31 января 2014 в 19:01

Предстоящий сезон станет для пилота Williams Валттери Боттаса вторым в Формуле 1. Финн отлично зарекомендовал себя в дебютном 2013-м, переиграв более опытного напарника Пастора Мальдонадо и став новым лидером команды.

Но сейчас перед Боттасом стоят куда более сложные задачи: новый регламент, новое противостояние внутри команды с проверенным временем бойцом Фелипе Массой, исключительные требования к гонщикам, на плечи которых теперь ляжет еще больший груз ответственности за развитие новых автомобилей…

В эксклюзивном интервью AUTOSPORT.com.ru финн затронул главные темы предстоящего сезона, ответил на вопросы наших читателей, а также отметил, что готов к трудностям, которые его ждут в этом году.

Валттери, поздравляем вам с началом нового сезона! Какие задачи вы перед собой ставите?

Валттери Боттас: Спасибо! Наша главная цель – создать надежный и быстрый автомобиль, который мы будем совершенствовать последовательно, шаг за шагом. Всем командам в этом сезоне предстоит решать очень непростые задачи – но надеюсь, мы хорошо справимся со своей работой и выступим лучше, чем в 2013-м.

Как вам внешний вид новых машин?

ВБ: Я думаю, наш автомобиль выглядит еще ничего, мне он в целом нравится. Но "носы" некоторых других машин, пожалуй, смотрятся далеко не лучшим образом. Понятно, что различия с техникой прошлых лет налицо, потому вам требуется какое-то время, чтобы привыкнуть к новому.

Но сейчас я обращаю на это всё меньше внимания, по мне новые машины смотрятся нормально.

А что скажете о звуке двигателей?

ВБ: Они больше не столь громкие. Их звучание серьезно отличается от моторов прошлых лет, но, с другой стороны, теперь мы можем слышать, как работает турбина – и это хорошо. Я думаю, когда на решетке вновь будут стоять все 22 автомобиля, звук будет никак не хуже, чем раньше.

Валттери за рулем Williams FW36 на тестах в Хересе © LAT
Валттери за рулем Williams FW36 на тестах в ХересеФото: LAT

Конечно, чем больше объем двигателя и количество цилиндров, тем лучше, так что в идеале было бы здорово вернуться к моторам V12.

Новые двигатели развивают куда больший крутящий момент. Вам приходится как-то адаптировать свой стиль пилотирования?

ВБ: На самом деле, все изменилось не так сильно. Единственное - тяга серьезно возросла, так что вам приходится быть более осторожным на выходе из поворотов и точнее работать с педалью газа, чтобы избежать пробуксовки задних колес.

Конечно, на длинной дистанции нам предстоит использовать несколько иные приемы, чтобы бережнее расходовать топливо, но я бы не назвал изменения коренными.

С этого сезона в Ф1 появилось множество сложных электронных систем, которые обещают еще сильнее осложнить работу пилотов…

ВБ: И да, и нет. С одной стороны, ERS работает автоматически, в отличие от KERS, с другой – если она нестабильна, то ведет себя не так, как вы ожидаете, а это может сулить вам проблемы.

Мы работаем над тем, чтобы добиться от рекуператора надежности и предсказуемости, чтобы на каждом круге при выходе из определенного поворота на колеса передавалась одинаковая мощность.

Но есть и минусы. Например, когда вы в гонке будете обороняться или атаковать, то не сможете по собственному желанию задействовать всю дополнительную мощность в желаемый момент [как это было в случае с системой KERS]. Тем не менее, ситуация одинакова для всех.

Ваша программа работы на тестах в Хересе завершена. Чему вы посвятили два дня за рулём?

ВБ: Прежде всего, мы решали огромное количество проблем и проверяли работоспособность всех систем. Думаю, мы много чего узнали, пусть даже я проехал не такую большую дистанцию.

Боттас со своим менеджером Микой Хаккиненом © TurunSanomat
Боттас со своим менеджером Микой ХаккиненомФото: TurunSanomat

Сейчас нам надо продолжать в том же духе. Пока мы не фокусировались на скорости машины, этим займемся в Бахрейне, где можно будет начать работу над деталями.

Под конец сессии в Хересе активность на трассе явно выросла. Может, было бы лучше сесть за руль машины в два последних дня тестов?

ВБ: Всегда сложно говорить, что было бы, если… С одной стороны, я смог бы проехать большую дистанцию, с другой – начав тесты, я первым опробовал новую машину, что тоже весьма неплохо.

Наверное, свою роль сыграл также тот факт, что в прошлом году я выступал за Williams, в отличие от Фелипе [Массы]… В целом я ничего не имею против своего расписания на этих тестах.

Как складываются ваши отношения с Фелипе?

ВБ: Все хорошо, никаких проблем. Он приятный парень, много работает. Посмотрим, смогу ли я что-нибудь у него перенять, мне очень интересно начать сотрудничество с ним.

На первых тестах Renault испытывает явные проблемы со своими моторами, в то время как машины, оснащенные двигателями Mercedes – в том числе и ваша Williams, – продолжают задавать тон. Как вам кажется, силовые агрегаты штутгартского производителя имеют сейчас некоторое преимущество?

ВБ: На данный момент кажется, что Mercedes и Ferrari готовы немного лучше Renault, но пока еще рано говорить о чем-то конкретном. На сегодняшний день мы очень довольны моторами Mercedes, но, как я уже говорил, нам надо продолжать работу. Надеюсь, в Мельбурне наши старания себя оправдают.

Прошлый сезон оказался для Williams крайне сложным. В целом, что пошло не так?

ВБ: Прошлой зимой мы сфокусировали все своё внимание на некоторых отдельных элементах, как, например, "выдувной" диффузор. С течением сезона нам так и не удалось заставить его работать так, как надо. А пока мы фокусировались на решении проблем с диффузором и анализировали информацию, соперники серьезно ушли вперед в некоторых других областях.

Остальные команды продолжали прогрессировать, пока мы топтались на месте. Я бы назвал это нашей главной проблемой в прошлом году. Но когда мы вернулись к прежней версии диффузора [без эффекта Коанда], то наши дела сразу пошли в гору. Машина стала эффективнее, аэродинамические элементы начали работать более-менее так, как должны были – в результате в Техасе мы смогли заработать очки.

Пока самым ярким достижением Валттери можно назвать третий квалификационный результат в Канаде © LAT
Пока самым ярким достижением Валттери можно назвать третий квалификационный результат в КанадеФото: LAT

В конце 2013-го мы стали сильнее, и это не может не радовать. В этом сезоне в силу вступил новый регламент, согласно которому командам запрещено использовать "выдувной" диффузор – это определенно должно сыграть нам на руку.

В межсезонье в Williams произошла масштабная реорганизация. Как вам кажется, будет ли этого достаточно, чтобы справиться с проблемами?

ВБ: Я надеюсь на это. К нам пришло множество новых людей из самых разных команд Ф1 – Red Bull Racing, Lotus, Mercedes… Все они очень опытные, с новыми идеями. Я не сомневаюсь, этот сезон сложится для нас куда лучше, чем предыдущий.

Вы конечно же в курсе ситуации с Михаэлем Шумахером. Как считаете, гонщики должны вести активную жизнь за пределами трассы – или же не стоит заниматься ничем экстремальным, чтобы избежать возможных травм?

ВБ: Печально, что с Михаэлем приключилась такая беда, но она могла случиться с каждым. В моем контракте прописан пункт, согласно которому я не имею права заниматься никакими экстремальными видами спорта: например, не могу даже ходить на лыжах. Зато мне разрешено кататься на горном велосипеде – правда, если гора не очень высокая. (улыбается)

Вы пришли в Формулу 1 напрямую из серии GP3, пусть на протяжении года и выполняли обязанности тест-пилота Williams. Насколько сложно было дебютировать в Гран При без опыта выступлений в самых мощных "младших" сериях – GP2 и Формуле Renault 3.5?

ВБ: Определенно, мне пришлось нелегко, в Ф1 многое оказалось для меня в новинку. Но, по крайней мере, я провел 2012 год, работая на Гран При по пятницам. В том сезоне я многое освоил, что помогло мне в дебюте.

Выиграв в 2011-м титул чемпиона GP3, Боттас связал свою судьбу с Williams © LAT
Выиграв в 2011-м титул чемпиона GP3, Боттас связал свою судьбу с WilliamsФото: LAT

Разумеется, выступления в GP2 или ФR3.5 помогают вам набраться очень ценного опыта, но в конечном счете важен итоговый результат. Я работал над собой и отлично подготовился к дебюту в Больших Призах.

В этом сезоне еще один выпускник GP3 – Даниил Квят – дебютирует в Формуле 1. Какой бы могли дать ему совет, исходя из своего личного опыта?

ВБ: Я думаю, он талантливый гонщик, ему надо просто отдавать все силы работы и непрерывно чему-то учиться. Самое главное – постоянно развиваться и не стоять на месте. Он знает, как надо пилотировать автомобиль, так что не думаю, что у него возникнут какие-то проблемы.

три ВОПРОСа от ЧИТАТЕЛЕЙ autosport.com.ru{ .red }

Каким был ваш первый дорожный автомобиль? (Денис Готлиб)

ВБ: Моей первой машиной было купе Ford Cougar с мотором V6. Классный был автомобиль.

На какой скорости вы испытываете страх? (Евгений Красильщик)

ВБ: Я не боюсь никакой скорости, об этом не может идти и речи!

Кого бы вы хотели в будущем видеть своим напарником? (Дима Ковалёв)

ВБ: Сложно ответить. Должен сказать, сейчас я всем доволен. Конечно, надо подождать и посмотреть, как будет развиваться сезон, но мне кажется, хорошим иметь в напарниках опытного и быстрого пилота, каким как раз и является Фелипе Масса.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle