От Вильнёва до Вандорна: кого Дженсон Баттон оставил не у дел в Ф1

19 января 2016 в 15:31

19 января свой 36-й день рождения празднует Дженсон Баттон – один из самых популярных пилотов современной Формулы 1. В паддоке Дженсона ценят как истинного британского чемпиона – вежливый, воспитанный. Но что происходит с джентльменом, когда он садится за руль гоночной машины? Он превращается в плохого парня.

15 побед в Гран При, полсотни подиумов и почти 300 гонок – таков послужной список экс-чемпиона, но ни в одной статистической выкладке не укажут, что Дженсон выбил из Формулы 1 пятерых гонщиков, включая чемпиона мира и победителя «24 часов Ле-Мана».

Баттон vs Вурц

Состав Benetton в 2001 году: Дженсон Баттон, Джанкарло Физикелла, тесты-пилоты Фернандо Алонсо и Марк Уэббер
Состав Benetton в 2001 году: Дженсон Баттон, Джанкарло Физикелла, тесты-пилоты Фернандо Алонсо и Марк Уэббер

После громкого дебюта в Williams Баттон вынужден был покинуть Гроув – Фрэнк Уильямс предпочел молодому соотечественнику восходящую колумбийскую звезду Хуана-Пабло Монтойю. Тогда Дженсона пригласил к себе в Benetton Флавио Бриаторе, решивший отказаться от услуг Александра Вурца.

Австриец, поднявшийся на подиум уже в третьей своей гонке, к тому моменту растратил щедро выданные авансы. Слухи о том, что им интересуется Ferrari уже стихли, о борьбе с Михаэлем Шумахером на Гран При Монако никто не вспоминал, а Физикелла теперь регулярно был впереди.

К слову, в Энстоуне Баттон задержался ненадолго. После двух сезонов Бриаторе выгнал британца ради своего испанского протеже Фернандо Алонсо.

Баттон vs Вильнёв

Дженсон Баттон и Жак Вильнёв провели в BAR один совместный сезон
Дженсон Баттон и Жак Вильнёв провели в BAR один совместный сезон

В конце 2002 года Баттон подписал контракт с командой BAR, созданной Крэйгом Поллоком и Жаком Вильнёвым. Коллектив с большим трудом начал свою историю в Формуле 1, не набрав ни одного очка в дебютном сезоне. Но спустя несколько лет получил поддержку Honda и дела пошли на лад.

В первый же год в новой команде Дженсон дважды финишировал в шаге от подиума, а на следующий сезон стал главной движущей силой Брэкли: десять подиумов и третье место по итогам чемпионата, впереди оказались только Шумахер и Баррикелло на непобедимой Ferrari. Дэвид Ричардс, руководитель команды, тогда сказал, что именно Баттон станет следующим британским чемпионом. Жак Вильнёв постепенно отходил на второй план и перед последним этапом 2003 года на Сузуке покинул своё детище.

Для Баттона же период в этой команде стал самым успешным в жизни. Именно здесь он одержал свою первую победу и здесь же, когда японцы покинули Формулу 1 и "тонущий корабль" в одиночку тащил Росс Браун, выиграл шесть гонок в первой половине сезона-2009 и стал чемпионом на предпоследнем этапе в Бразилии.

Баттон vs Ковалайнен

Хейкки Ковалайнен и его сменщик в McLaren Дженсон Баттон на Гран При Монако-2010
Хейкки Ковалайнен и его сменщик в McLaren Дженсон Баттон на Гран При Монако-2010

Став чемпионом, Баттон в одночасье превратился в одного из самых узнаваемых британских спортсменов. Дженсон получил приглашение в McLaren, а также множество рекламных контрактов. Баттон и Хэмилтон, два британских чемпиона, стали одним из самых ярких дуэтов начала нынешнего десятилетия. Но чтобы сказка о Британской империи в рамках Формулы 1 стала реальностью, McLaren пришлось уволить Хейкки Ковалайнена…

Финн перешёл в новую команду Caterham, где провёл три мучительных сезона, после чего ушёл из Ф1.

Баттон vs Магнуссен

В конце 2014 года McLaren сделала выбор в пользу Баттона
В конце 2014 года McLaren сделала выбор в пользу Баттона

Когда Хэмилтон покинул McLaren ради Mercedes, а авантюра с Серхио Пересом себя на оправдала, напарником Баттона стал Кевин Магнуссен, молодой датчанин, которому прочили большое будущее. Дифирамбы Кевину стали петь ещё сильнее после подиума в дебютном Гран При.

Но далее всё пошло наперекосяк. Преодолеть кризис, вызванный решением Мартина Уитмарша без острой необходимости построить абсолютно новую машину, не удалось, MP4-29 была капризной и неуправляемой, и если Баттон с его гигантским опытом ещё сумел как-то подстроиться, то у Магнуссена такого шанса не было.

В конце года в команду вернулся Фернандо Алонсо, а Магнуссен перешёл на скамейку запасных, где провёл сезон, и в октябре 2015-го, на свой день рождения, получил извещение о том, что McLaren в его услугах больше не нуждается.

Баттон vs Вандорн

Молодёжь подождёт
Молодёжь подождёт

После того как Алонсо подтвердил, что не намерен разрывать контракт, начались обсуждения кандидатур его напарника. На этот раз вместе с Дженсоном Баттоном главным претендентом на роль боевого пилота стал Стоффель Вандорн, "в одну калитку" выигравший титул в GP2.

В пользу бельгийца говорила чистая скорость и умение быстро адаптироваться под разную технику, он далеко не новичок в системе McLaren, в которую попал еще в начале 2013-го.

Но в McLaren вновь выбрали Баттона. Проблемы команды и резкое падение результатов в последние годы нанесли серьёзный удар по бюджету. Отказываться от чемпиона мира, пусть и бывшего, в такой ситуации было бы, наверное, слишком опрометчивым шагом, пойти на который Рон Деннис не смог. В результате Вандорн был отправлен на стажировку в японскую Super Formula, где в своё время побеждали Ральф Шумахер и Том Коронель.

В погоне за прошлым

Предстоящий сезон станет 17-м в карьере Баттона
Предстоящий сезон станет 17-м в карьере Баттона

Скорый уход Дженсона Баттона – одна из главных тем в паддоке последние полтора года. Англичанин является самым опытным пилотом на стартовой решётке и занимает третье место по числу проведенных Гран При, уступая только Баррикелло и Шумахеру. Дженсону 36 лет, и по меркам современной Формулы 1 это довольно много.

«Как и в любом другом спорте, главное – вовремя уйти, – не раз заявлял Баттон. – Многие гонщики говорят, что не могут дождаться возможности вести нормальную жизнь, но уже через четыре месяца они скучают по шуму паддока и сходят с ума без него. Я знаю, что, как только я уйду, мне нечем будет заполнить образовавшуюся пустоту».

Пик карьеры Баттона позади, он уже добился своей мечты и стал чемпионом мира. По числу побед он входит в список 20 самых успешных гонщиков в истории Формулы 1. Дженсон навсегда остался бы в сердцах миллионов болельщиков, даже если бы ушёл после сезона 2014 года, однако он по-прежнему в строю. И, похоже, он будет продолжать до тех пор, пока ему не надоест.

Нам же остается пожелать Баттону в День рождения, чтобы Honda не отбила у него желания бороться.

Дмитрий Захарченко для AUTOSPORT.com.ru

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle