Эдди Джордан: Шумахер мог выиграть дебютную гонку в Формуле 1

24 августа 2016 в 12:22

Бывший владелец команды Формулы 1 Эдди Джордан в интервью Auto Motor und Sport поделился воспоминаниями о дебюте будущего семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера на Гран При Бельгии-1991 25 лет назад.

Чтобы рассказать о дебюте Шумахера, я должен начать издалека. Перед стартом сезона мы подписали контракты с Андреа де Чезарисом и Бертраном Гашо. Вместе с Гашо мы готовили презентацию команды для спонсоров из Pepsi Cola. Нам нужны были деньги. Я приехал на встречу, он – нет. В конечном итоге контракт сорвался. Безусловно, я был расстроен. Но мы заключили сделку с Seven Up.

Когда я вернулся на базу, то узнал, что Гашо задержан и ему предъявлено обвинение. Именно поэтому он не приехал. Мне сказали, что не нужно волноваться, всё будет в порядке. Вероятно, я допустил ошибку, не став вдаваться в подробности дела. Но четыре месяца спустя я неожиданно узнал, что он предстанет перед судом. Мы недооценили ситуацию. В результате я ничем не смог ему помочь.

Тюремный срок для Гашо

У Гашо произошёл конфликт с таксистом. Водители такси были особо защищены законом. Ситуация усугублялась тем, что он использовал газовый баллончик. Но я был поражен, когда узнал, что Бертран приговорен к 18 месяцам тюремного заключения. Ему не дали даже испытательный срок. Конечно, приговор был немедленно обжалован, учитывая, что его отец было важной фигурой в Европейском парламенте. Наказание в конечном итоге было сокращено до шести месяцев.

За десять дней до этапа в Спа мне предстояло найти замену. Первым, кому я позвонил, был мой бывший коллега и старый друг Стефан Йоханссон. Но, к сожалению, у него не нашлось денег. Тогда я вспомнил, как перед второй гонкой сезона в Бразилии Герд Крамер из Mercedes рассказал мне о молодом парне Михаэле Шумахере. Также я был знаком с его менеджером Вилли Вебером, он хотел купить мою команду в Формуле 3000. Я очень рад, что отказал ему тогда, поскольку в противном случае не оказался бы в Ф1.

Сомнения в Шумахере

Представители моей команды, наблюдавшие за Шумахером в Формуле 3, были весьма впечатлены. Тем не менее у меня были сомнения, поскольку в гонках спорткаров он не был быстрее Френтцена. К тому же, для меня немецкие пилоты, скорее, ассоциировались с гонками спорткаров, чем с Ф1.

Я позвонил Веберу. Мне нужны были деньги. Он предложил поговорить с Sauber, чтобы через них получить деньги от Mercedes. Так в итоге и вышло.

В воскресенье, за неделю до гонки, я позвонил Михаэлю и сказал, что если он хочет выйти на старт, то должен позаботиться о суперлицензии. Я уточнил, как и у Вебера, выступал ли он когда-нибудь в Спа. Она оба сказали, что да. На самом деле это было чистой ложью. Может быть, Михаэль и бывал на Спа-Франкоршаме, то никогда не ездил там. Если бы тогда они сказали правду, то я бы не дал ему машину, только не на этой трассе…

Тесты Шумахера в Сильверстоуне

Так что его карьера началась со лжи. Единственное, что меня успокаивало – отмена пре-квалификации во второй половине сезона.

Перед началом тестов Михаэля в Сильверстоуне я поговорил с нашим спортивным директором Тревором Фостером. Он всегда верил в молодых гонщиков, и я попросил его очень внимательно проследить за выступлением Шумахера.

Всё произошло настолько быстро, что команда даже не успела подготовить комбинезон для Михаэля, поэтому ему пришлось надеть старую форму Джона Уотсона.

Я в тот день находился на базе и до сих пор помню тот звонок с автодрома и слова «Этот парень – ракета». Я сказал проверить, не ошиблись ли они с конфигурацией трассы, но в ответ услышал «Всё в порядке». На узком участке, который называется Loop, Джон Уотсон всегда был непобедим. Но Михаэль с первого раза его превзошёл.

Вечером Тревор и механики вернулись на базу, по их лицам я понял, что они увидели нечто особенное.

«Он невероятен», – сказал один из механиков, работавший в моей команде ещё со времён Формулы 3.

До вторника у Михаэля по-прежнему не было суперлицензии. Также потребовался новый комбинезон, поскольку подготовленный не подошёл по размерам. Именно поэтому он выступил в комбинезоне Андреа де Чезариса. Ещё одной проблемой стала фамилия на автомобиле, которую мы несколько раз писали с ошибкой. Для англичан слово «Schumacher» было ужасным.

Шумахер обеспечил аншлаг в Спа

По ходу гоночного уик-энда проблем возникло ещё больше. Наши трейлеры оказались конфискованы судебными приставами. Чтобы выкупить их, Берни Экклстоун устроил сбор средств среди всех команд и добавил также свои деньги. Трейлеры нам вернули к вечеру субботы.

В квалификации Михаэль стал седьмым, что было потрясающе для дебюта. Его выступление привлекло в день гонки больше 15 тысяч зрителей, ведь Керпен находился совсем рядом.

Шумахер убедил нас в своих способностях. Не важно, что в воскресенье он проехал всего один километр. Того, что он продемонстрировал, было достаточно. Вероятно, если бы не поломка сцепления на старте, Михаэль выиграл бы ту гонку.

Уход Шумахера из Jordan был неизбежен

Сегодня у меня многие спрашивают, почему мы не удержали его в команде. У нас не было никаких шансов. Во-первых, было очевидно, что Берни хочет видеть немецкого гонщика в одной из ведущих конюшен. А во-вторых, Экклстоун знал, что мы находимся в непростом финансовом положении. Все деньги, которые мы получили, были сразу потрачены. В-третьих, в 1992-м мы должны были получить бесплатно моторы Yamaha. Ну и, наконец, была только одна команда для Михаэля - Benetton.

Изначально Берни столкнулся с сопротивлением. Бриаторе хотел видеть в команде Пике, Уокиншоу, Брандла. Места для Михаэля не было. Но, к собственному счастью, Флавио оказался фактически принужден. Однако я не хотел сдаваться без боя. В Монце я подал судебный иск против перехода Шумахера в Benetton. В Англии из-за особенностей трудового законодательства сделать это было невозможно. Поэтому я попробовал это сделать в Италии вместе с Роберто Морено, потерявшим место в Benetton после прихода Михаэля. У него был контракт.

Мы настаивали на компенсации. Берни в конечном итоге всё урегулировал. Михаэль должен был быть благодарен ему, как и, естественно, Гашо. Моё участие было несоизмеримо мало. Понятно, что было рискованно представлять место в кокпите новичку. Но мне просто нужны были деньги...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle