Анализ: Почему FIA навязала систему "ореол" в Формуле 1

22 июля 2017 в 13:16

В минувшую среду FIA объявила о внедрении обязательной системы защиты кокпита «ореол» в Формуле 1 со следующего сезона. Решение было принято против воли большинства гонщиков, команд и болельщиков. По каким причинам? Немецкое издание Speed Week разбирается в аргументах.

Единственный официальный комментарий FIA звучит следующим образом: «За последние пять лет было изучено и разработано много различных систем защиты головы. Но стало ясно, что «ореол» способен обеспечить наибольший уровень безопасности».

Очевидно, в Международной автомобильной федерации не подтвердили предположения о том, будто внедрение системы стало следствием судебного иска, поданного семьей Жюля Бьянки, погибшего после тяжёлой аварии на Гран При Японии-2014. Но в случае повторения подобной трагедии Федерация может оказаться ещё более уязвимой.

Роджер Бенуа: "Ореол" - это следствие паники Тодта после иска семьи Жюля Бьянки

От скользких правовых вопросов перейдём к самой технологии. В последние несколько месяцев делегат FIA по безопасности Чарли Уайтинг не раз говорил о преимуществах «ореола». Давайте вспомним его основные доводы.

Одним из главных аргументов противников «ореола» является то, что система вряд ли сможет обеспечит защиту от мелких предметов, как пружина, прилетевшая в шлем Фелипе Массы в Венгрии-2009.

«Такое, конечно, возможно. Но основная задача – защитить гонщика от больших и тяжёлых предметов, – сказал Уайтинг. – «Ореол» остановит колесо, любой другой большой объект, а также защитит при сильном контакте с другим автомобилем, шинными барьерами и так далее».

Опасения насчёт того, что конструкция затруднит эвакуацию гонщика из кокпита в случае аварии, тоже не являются проблемой для руководящего органа автоспорта.

«Мы считаем, что маршалы действуют достаточно оперативно, чтобы поставить машину на колеса в случае переворота», – таково мнение делегата FIA.

А что по поводу видимости из кокпита? Гонщик Ferrari Себастьян Феттель назвал главной именно проблему с обзором.

«Судя по фотографиям, с видимостью всё в порядке. Сравните со спортпрототипами LMP1 с закрытым кокпитом, – заверил Уайтинг. – Тест-пилот Red Bull Racing Пьер Гасли сказал, что чувствовал себя непривычно. Но он проехал всего два круга. Думаю, гонщики быстро привыкнут».

Главным преимуществом «ореола», по словам Уайтинга, станет именно защита гонщика от больших предметов.

«Речь о защите в ситуации, подобной той, что произошла с Марко Кампосом в Маньи-Куре-1995 и Грегом Муром в Фонтане-1999. «Ореол» – очень крепкая конструкция», – сказал Чарли.

Таким образом, «ореол» должен выдерживать удар колеса на скорости за 200 км/ч. В качестве примера давайте вспомним опасные инциденты в последние годы. В Сильверстоуне-2014 колесо от машины Кими Райкконена едва не прилетело в Макса Чилтона.

На первом круге в Шпильберге-2015 автомобиль Фернандо Алонсо фактически приземлился на голову того же Райкконена. Сам Алонсо едва не получил смертельный удар по голове пролетающей машиной Ромена Грожана в Спа-2012, а автомобиль Карлоса Сайнса вместе с гонщиком зарылся в барьер Tecpro на третьей тренировке в Сочи-2015.

«В 17% случаев «ореол» защитит от летящих в голову объектов – было смоделировано более миллиона различных сценариев с предметами разного размера и различными траекториями», – заключил Уайтинг.

В заключении можно вспомнить ещё одну фразу гоночного директора, в которой говорится, что внешний вид концепции - далеко не главное.

«Я знаю, что многим не нравится, как выглядит «ореол». Но мы никогда не считали это основанием для отказа от введения системы защиты головы», – сказал Уайтинг.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle