Фото: F1Fanatic

Плагиат или схожая идея? Как Формула 1 создала себе проблемы на ровном месте

22 января в 14:37

В середине января стало известно о необычной схожести нового логотипа Формулы 1 и товарного знака Futuro, который принадлежит американской компании 3M и был зарегистрирован на четыре месяца раньше. Как так вышло и чем это грозит Большим Призам? Отвечают эксперты…

В чем действительно проблема?

Логотипы Ф1 и 3M Futuro © Creative Review
Логотипы Ф1 и 3M FuturoФото: Creative Review

Компания 3M [Miningota Mining and Manufacturing] производит большое количество разной продукции, включая товары для домашнего хозяйства, такие как скотч и блокноты. Но камнем преткновения стал бренд Futuro, под которым выпускаются спортивные и рекреационные товары из категории класса 10 [включая медицинскую одежду, в том числе компрессионные колготки]. В Формуле 1 же под новым логотипом будут производиться, к примеру, товары класса 25 [одежда, обувь, головные уборы]. Категории разные, но логотипы настолько схожи, что это автоматически стирает разницу. Кроме того, бренд Futuro зарегистрирован именно как товарный знак для одежды, пусть это даже компрессионные колготки, а у логотипа Ф1 такой регистрации нет.

«Компания 3M может сослаться на возможную путаницу между двумя логотипами. При этом товары и услуги, для которых они разработаны, необязательно должны быть одинаковыми, – объяснил в интервью изданию Forbes Гай Уилмот, сотрудник британской юридической фирмы Russell-Cooke. – Тот факт, что Формула 1 не подала заявку на регистрацию конкретного вида продукции, не означает, что у 3M нет права обратиться в суд».

Если зарегистрированный логотип очень похож на тот, который уже зарегистрирован, он может быть заблокирован EUIPO [ведомство по интеллектуальной собственности Европейского союза], даже если категория товаров, к которой он применяется, отличается. Это логично, ведь чем более схожи логотипы, тем больше путаницы возникает, даже если речь идет о разных сферах.

«Я согласен, что визуально два этих логотипа выглядят одинаково, – продолжил Майкл Гарднер, партнер юридической фирмы Wedlake Bell. – Очевидно, логотип Формулы 1 чуть сложнее, учитывая наличие дополнительного элемента в виде стилизованной единички и более вытянутых линий. Но, конечно, если смотреть через призму закона о товарных знаках, то да, они очень схожи».

Новый логотип Формулы 1 это действительно плагиат?

Варианты нового логотипа Ф1 © Wieden + Kennedy
Варианты нового логотипа Ф1Фото: Wieden + Kennedy

Пока нет никакой информации о том, почему новый логотип Формулы 1 получился таким похожим на товарный знак 3M.

«Вероятность совпадения есть всегда, даже если логотипы разрабатываются независимо друг от друга, – заявил эксперт по брендингу Джозеф Балади в интервью изданию Marketing. – Но в любом случае необходимо провести расследование на предмет утечки данных при разработке логотипа Futuro и плагиата со стороны Wieden + Kennedy».

Обвинять разработчиков Wieden + Kennedy и Формулу 1 преждевременно, но если их вина будет доказана, то это будет означать нарушение авторских прав.

«Можно предположить, что логотип 3M был скопирован – говорит Майкл Гарднер. – Но утверждать это можно только если выяснится, что Wieden + Kennedy знали о существовании схожего логотипа. Нарушение авторских прав – это ведь не только копирование. Достаточно, чтобы спорная работа включала в себя черты интеллектуального замысла автора оригинальной разработки. Например, если человек увидел логотип 3M и решил видоизменить его, добавив что-то новое и получив в итоге логотип Ф1, то, скорее всего, это будет считаться нарушением авторских прав. Поэтому разработчикам придется доказать, что они сами придумали этот дизайн и не знали о существовании логотипа 3M».

Какой выход из ситуации?

Главная проблема - продукция с новой символикой © Wieden + Kennedy
Главная проблема - продукция с новой символикойФото: Wieden + Kennedy

Как считает Гай Уилмот если нарушение действительно имеет место быть, то 3M может потребовать возмещение ущерба и запрета на использование нового логотипа Формулы 1. Но важно, что запрет может коснуться только размещения логотипа на брендированной одежде, где действительно возможна путаница. Для планов Liberty Media по ребрендингу Ф1 за пределами гоночной трассы это станет ударом.

«Единственная действительно серьезная проблема для 3M возможна с товарами класса 25, – поясняет Уилмот. – Но я допускаю, что руководство Формулы 1 сможет найти выход, договорившись с 3M и исключив из своего списка продукцию, которая конфликтует с их товарной маркой. Обычно в таких случаях сторонам удается прийти к компромиссу, хотя и не всегда.

3M и F1 могут заключить соглашение о сосуществовании брендов, включающее денежный платеж, но это на самом деле бывает относительно редко. Чаще стороны просто соглашаются с условиями использования логотипа, определяя, где он может быть задействован, а где – нет».

Команды останутся крайними?

«Остается вопрос: действительно ли агентство Wieden + Kennedy и юридическая группа Ф1 все тщательно изучили? Обычно мы советуем выбирать три лучших варианта логотипа и проверять их, – говорит Майкл Джонсон, основатель брендингового агентства Johnson Banks. – Да, это может дорого обойтись в ближайшей перспективе и вынудить отказаться от лучшего варианта, но это ничто по сравнению с суммой, которую сейчас может получить 3M в качестве компенсации».

Если действительно все закончится выплатой американской компании, то руководство Формулы 1 рискует перейти от конфликта с 3M к напряжению в отношениях с командами. Известно, что чем меньше общий доход чемпионата, тем меньше сумма призовых, которая распределяется между участниками. Потерю денег из-за логотипа, который никто не просил менять и подвергся большой критике, команды вряд ли поймут…

Новый логотип дорого обойдется командам © Graphic Design UK
Новый логотип дорого обойдется командамФото: Graphic Design UK