Большое интервью: Мониша Кальтенборн

2 октября 2013 в 14:08

Едва ли полтора десятилетия назад владелец солидной венской юридической конторы Фриц Кайзер, направляя на переговоры в команду Sauber свою сотрудницу Монишу Кальтенборн, догадывался, что творит историю. Сам он вскоре охладел к Формуле 1, а вот для уроженки далекой Индии, получившей отличное образование в Европе, гонки стали делом всей жизни.

Когда несколько лет назад Петер Заубер сделал Монишу своей правой рукой, многие удивлялись такому выбору - но прошлой осенью, когда именно Кальтенброн сменила своего босса на капитанском мостике в Хинвиле, решение было встречено единодушным одобрением.

О своих взглядах на гонки, планах и задачах – а также о Сергее Сироткине – первая женщина, занявшая пост руководителя команды Ф1, рассказала в интервью AUTOSPORT.com.ru.

Мониша, что для вас Формула 1?
Мониша Кальтенборн: Для меня это захватывающая комбинация спортивного соревнования и технологий высочайшего уровня, которые в сочетании приносят невероятные эмоции каждые две недели.

А какова ваша философия в Ф1?

МК: Философия… Думаю, у меня нет какой-то особенной именно для Ф1 – есть лишь общая философия любого дела, которым я занимаюсь. Другой вопрос, что в Больших Призах я ставлю перед собой вполне конкретные цели. Думаю, их нельзя назвать уникальными – добиться успеха со своей командой, завоевать чемпионский титул.

Как по-вашему, что необходимо, чтобы преуспеть в Формуле 1?
МК: Прежде всего, вы должны располагать лучшей по совокупности характеристик машиной. Для этого нужно уметь собирать воедино все факторы успеха, причем делать в нужный момент. Вовсе не обязательно быть абсолютно лучшим во всём – важно в нужные моменты складывать из элементов целое. Вы говорили о философии – пожалуй, в нашем деле очень ценится умение избегать ошибок. Не менее важно быстро реагировать на события.

Как бы вы оценили нынешний сезон для Sauber?

МК: Для нас он складывается непросто. Когда мы только вступали в чемпионат, полные воспоминаний об успехах 2012-го, ожидания были очень высоки. Нам не удалось достичь того, к чему мы стремились. Что-то пошло не так с машиной. Сейчас мы уже точно знаем, в чем именно первопричина наших бед – это задняя часть автомобиля. В дальнейшем, учитывая наши весьма скромные возможности по модернизации шасси, мы были вынуждены действовать очень осторожно.

Пятое место Нико Хюлькенберга в Монце – пока лучший результат Кальтенборн в роли босса © LAT
Пятое место Нико Хюлькенберга в Монце – пока лучший результат Кальтенборн в роли боссаФото: LAT

Приятно говорить, что все новинки, которые подготовила команда, в итоге оказывались эффективными, и уже начиная с Гран При Венгрии мы стали настигать соперников и навязывать им борьбу. Сейчас команда движется в том направлении, которое наметила себе – при этом мы не скрываем разочарования сезоном в целом, но и не опускаем руки.

Надеюсь, случившееся станет для нас хорошим уроком. Команде пришлось всерьёз поработать, чтобы разобраться в первопричинах проблем. Думаю, это принесло нам весьма полезный опыт – знания о шасси и его характеристиках, которые, нет сомнений, очень помогут в будущем.

После столь сложного начала сезона в Sauber решили перенаправить основные ресурсы на подготовку к будущему году, когда чемпионат мира ждут серьезные изменения в регламенте?

МК: Нет, это произошло далеко не столь быстро. Разумеется, сейчас мы уже не дорабатываем машину этого сезона в аэродинамической трубе, хотя и ожидаем финальный пакет небольших новинок в ближайшее время. Но главные ресурсы в настоящий момент уже направлены на создание новой машины.

В любом случае, команде средних размеров всегда приходится быть очень аккуратной в своих действиях, и мы не исключение. Что бы вы ни делали, включая и работу над автомобилем, это неизбежно будет иметь финансовые последствия в будущем году. Потому очень сложно правильно определить момент, когда требуется сказать: “Хорошо, заканчиваем работу над нынешним проектом и начинаем подготовку к новому чемпионату”.

Петер Заубер передал Монише дело, которому посвятил добрых полвека © LAT
Петер Заубер передал Монише дело, которому посвятил добрых полвекаФото: LAT

Если вы сделаете это в неверный момент, то ошибка сразу скажется на финансовом положении.

Что, по-вашему, особенно важно для команд в ситуации переходного периода между регламентами?

МК: Держаться сообща и работать как единое целое. Понятно, что кто-то покидает команду, кто-то приходит – но нет ничего хуже, чем разрушение ядра ключевых сотрудников. Оно всегда должно оставаться максимально сильным, и Sauber располагает именно таким. Когда в BMW приняли решение покинуть Формулу 1 [в конце 2009 года], наши ключевые сотрудники остались на своих местах.

В этом одна из сильных сторон команды. Мы – швейцарцы, потому упрямы в хорошем смысле этого слова и всегда выбираем собственный путь, чтобы двигаться к поставленной цели. К слову, именно поэтому наш бренд столь силен.

Сейчас лишь две команды Ф1, Sauber и Lotus, не имеют контракта на поставку моторов в 2014 году. Что вы можете сказать о ситуации?

МК: Думаю, всем понятно, какой вариант мы избрали. Переговоры уже продвинулись весьма далеко, нам осталось договориться всего по паре небольших моментов. Ничего нерешаемого там нет, так что мы сделаем официальное объявление уже в скором будущем.

Считаете ли вы, что в ситуации, когда регламент чемпионата претерпевает серьезные изменения, команде полезно иметь в своем составе опытного пилота?

МК: Это полезно в любой ситуации. Вы можете получить пользу от того опыта, которым располагает гонщик. Он также в состоянии обеспечить всестороннюю обратную связь.

С другой стороны, у нас есть огромный опыт работы с дебютантами Ф1, делающими здесь первые шаги. В этом отношении список наших достижений весьма велик. Мы знаем, как готовить их, как работать с ними и как раскрывать их потенциал, причем в состоянии делать это очень быстро.

Не сомневаюсь – когда Сергей [Сироткин] будет выступать в составе нашей команды, мы и с ним станем работать в этом ключе. Нам приятно видеть, сколь серьезное стремление учиться он демонстрирует и как сильно сконцентрирован. Он очень талантлив, а кроме того – его можно назвать не по годам зрелым гонщиком.

Что ж, раз уж вы первой заговорили о Сергее… Какова сейчас вероятность подписания с ним окончательного контракта призового пилота? Что происходит в программе сотрудничества с тремя российскими компаниями?

МК: Мы сфокусированы на работе с пилотом – понятно, что именно в этом команда видит сейчас свою главную задачу. Нужно, чтобы он обрел необходимый опыт и проехал за рулем достаточную дистанцию, чтобы претендовать на Суперлицензию. В настоящий момент эта цель для нас является приоритетной.

По мнению босса Sauber, у Сергея Сироткина есть все шансы раскрыться в Ф1 © LAT
По мнению босса Sauber, у Сергея Сироткина есть все шансы раскрыться в Ф1Фото: LAT

Да, мы также поддерживаем связи с парой российских компаний, чтобы определить платформу, которая позволит сделать Формулу 1 более привлекательной для них. Думаю, что они осознают, каким мощным инструментом являются гонки Гран При, особенно в преддверии первого в истории российского этапа Ф1, который пройдёт в Сочи в будущем году. Наши соревнования наряду с Олимпиадой и Кубком мира по футболу являются самыми значимыми в мире спорта.

Понятно, что Россия пока – новый рынок для Формулы 1, и необходимо время, чтобы сформировать понимание того, что происходит. Мы работаем над этим – а кроме того, налаживаем технологическое партнерство, но этот аспект требует куда больше времени, так как здесь предстоит не только понять, что можно сделать, но и четко сформулировать планы. Вот как обстоят дела.

Можно ли говорить, что программа для Сергея уже определена – и в следующем сезоне он станет призовым пилотом Sauber? Или окончательное решение пока не принято?

МК: Его программа определена. Кое-что мы уже сделали, а в конце октября – начале ноября мы приступим к интенсивным тестам. Наша цель совершенно понятна – сделать Сергея основным гонщиком команды. При этом следует помнить, что прежде он должен получить Суперлицензию – и это далеко не формальность.

Вопрос не только в том, чтобы проехать предписанную дистанцию. Ему также требуется обрести необходимый опыт, который позволит взять на себя ответственность для выступлений в Ф1. И подходить к этому вопросу мы будем максимально взвешенно.

На наш взгляд, Сергею по силам эта задача, однако она требует серьезной работы, в том числе и с нашей стороны.

Приняв участие в «Формуле Сочи», молодой гонщик вынужден пропустить почти весь уик-энд Мировой серии Renault. Это решение команды?

МК: Мы решили приехать в Сочи и, думаю, лишь после этого сообразили, что даты совпадают. Понятно, что такую ситуацию не назовёшь идеальной. Но, во-первых, Сергей пропустил лишь первую гонку в Ле-Кастелле, а кроме того – это тоже опыт, который ему нужен. Не сомневаюсь, что он справится. Когда вы выступаете перед своими соотечественниками – это всегда очень эмоциональный момент. А ведь он единственный российский пилот, кто участвует в заездаз в Сочи на машине Ф1. Так что в данном случае эмоции перевесили расчет.

А как вы оцените выступления нынешних пилотов Sauber в гонках нынешнего сезона?

МК: Давайте начнем с Нико [Хюлькенберга]. Мы довольны тем, что он выступает очень сильно. Ему действительно удается выжимать из машины максимум того, что она позволяет – а иногда, может быть, даже чуть больше. К сожалению, у него нет возможности демонстрировать те же результаты, что наши пилоты в прошлом году, но Нико действительно здорово справляется со своей задачей.

Кальтенборн смогла проявить себя в мужском мире Формулы 1 © LAT
Кальтенборн смогла проявить себя в мужском мире Формулы 1Фото: LAT

Говоря о Эстебане [Гутьерресе], важно помнить, что он дебютант Ф1, и когда команда идет на такой шаг, то всегда рискует. Он допускает ошибки, и это нормально – главное, что ему удается делать из них верные выводы.

Думаю, с Венгрии или даже Нюрбургринга он явно начал прибавлять. Результаты не всегда отражают это, что, может быть, немного нечестно, но мы видим, как растет скорость Эстебана, и квалификация в Сингапуре [где мексиканец добрался до третьего сегмента] стала для него еще одним важным шагом. Теперь нужно добиться того же и в гонках, но он на верном пути.

Продолжит ли команда сотрудничество с Гутьерресом в 2014-м?

МК: Могу лишь сказать, что мы назовем имена наших пилотов на будущий сезон, когда для этого придет время.

Мониша, спасибо за интервью. В заключение не могли бы вы сказать – какому результату будете довольны по итогам будущего сезона Ф1?

МК: Следующего? О, до этого еще очень далеко! (улыбается) Сейчас об этом так много говорят – но никто еще не знает, как именно изменится расстановка сил, сложившаяся в Формуле 1. Думаю, в каком-то смысле нас ждет соперничество между производителями силовых агрегатов.

Можно только догадываться, кто построит хороший мотор по новому регламенту, а кому это не удастся. Чего только не приходилось слышать. Конечно же, нам хочется сделать шаг вперед относительно тех позиций, что Sauber занимает во второй половине нынешнего сезона.

Задача ясна – и, я думаю, нам по силам справиться с ней.

Руководитель Sauber Мониша Кальтенборн
Руководитель Sauber Мониша Кальтенборн

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle