Эрик Булье – правильный выбор для McLaren

Эд Стро
30 января 2014 в 5:06

Уход Эрика Булье c поста руководителя Lotus сделал возможным начало его сотрудничества с McLaren. Эд Стро считает, что такой неожиданный вариант будет очень полезным для коллектива из Уокинга на фоне провального выступления в 2013 году

[Наш британский коллега писал эти строчки в тот момент, когда еще не было известно о назначении Эрика Булье на пост гоночного директора McLaren. Однако их актуальность лишь возросла после того, как переход француза стал свершившимся фактом.]

Приглашение Эрика Булье - попытка Рона Денниса направить вторую реорганизацию McLaren в верное русло.

Деннис всегда отличался решительностью и уверенностью в собственных действиях. Именно эти качества помогли ему сделать из McLaren топ-команду, хотя до его прихода в начале 1980-х годах она испытывала массу проблем.

Когда выяснилось, что Деннис возвращается на пост исполнительного директора McLaren Group с мандатом на реорганизацию команды, призванную вновь поставить ее на победные рельсы, я очень скептично к этому отнесся. Все-таки сейчас Рону уже 66, а его последние сезоны на командном мостике в конце прошлого десятилетия вышли довольно сумбурными.

Возникла реальная угроза, что McLaren вновь опустится в пучину проблем и разногласий. Решительность и уверенность, конечно, важные лидерские качества, но при неправильном использовании они могут усугубить уже имеющиеся проблемы.

Как только было объявлено о назначении Денниса, уход Мартина Уитмарша с поста руководителя команды стал вопросом времени. Вскоре стало очевидно, что ведутся активные поиски преемника. И хотя официально о переходе Эрика Булье еще не было объявлено, после расставания с Lotus это стало по сути формальностью.

Самое же главное в этой ситуации – выбор, сделанный Роном Деннисом, показал, насколько проницательным он остался.

Спустя тридцать лет после его первого пришествия в команду подобная уверенность Денниса при принятии решений демонстрирует, что он все еще готов брать ответственность на себя.

Деннис добился известных успехов в последние годы руководства командой, но и проблем хватало © LAT
Деннис добился известных успехов в последние годы руководства командой, но и проблем хваталоФото: LAT

На первый взгляд выбор в пользу Булье может показаться очевидным. Он четыре года проработал руководителем Lotus, и если учесть нынешнее положение этой команды, должен был с готовностью откликнуться на вакансию в McLaren. Так что, никаких подводных камней?

Может и так, но все же есть разница между кандидатом, который отвечает всем требованиям, и тем, кто наверняка справится. При этом француз обладает именно теми качествами, которые сейчас просто необходимы на посту руководителя команды вроде McLaren.

Начнем с того, что Булье из тех людей, кого принято несколько неуважительно называть "гонщиками". Вся его карьера прошла в автоспорте, он даже учился в аэрокосмическом коллежде лишь потому, что не смог найти чего-то более близкого к гоночной тематике – а затем сразу начал трудиться в качестве инженера. Он управлял различными командами, в том числе DAMS, после чего в январе 2010 года был приглашен в Lotus.

Конечно, подобный послужной список не является категорически необходимым для руководителя топ-команды, но именно такой человек, как Булье, отлично подходит для руководства масштабной и сложной структурой уровня McLaren.

Речь идет не о самодостаточной команде Формулы 1. Не надо забывать, что он возглавит лишь одно из подразделений крупной компании, обладающей колоссальными ресурсами в смежных областях: юридической, коммерческой, рекламной, кадровой и других.

Впрочем, руководитель команды вовсе не обязан быть мастером на все руки – его внимание должно быть полностью сосредоточено на работе гоночного коллектива.

В Lotus Эрику приходилось иметь дело с ситуацией, усложнявшейся с каждым годом – и он справлялся мастерски. Как команда добивалась великолепных результатов на трассе, а ему приходилось всё чаще успокаивать сотрудников, которых волновал ответ на вопрос, когда же им заплатят.

А поскольку Булье был лицом команды, ему приходилось еще и объяснить происходящее для СМИ, хотя сам он не имел влияния на эти процессы. И хотя кто-то может винить именно его в отсутствии у Lotus крупных спонсоров, задержки в выплатах Кими Райкконену, в итоге подтолкнувшие финна уйти – уж точно не его вина.

Булье не виноват в задержке выплат Райкконену © LAT
Булье не виноват в задержке выплат РайкконенуФото: LAT

Кими стал не единственным ценным активом, который потеряла команда. Технический директор Джеймс Эллисон, до этого отклонивший много заманчивых предложений, в конечном счете понял, что у него нет другого выбора, кроме как подписать соглашение с Ferrari.

Следом команда потеряла главу департамента аэродинамики Дирка де Бира, последовавшего за Эллисоном. Он ушел бы все равно: не последуй приглашение в Ferrari, у него был запасной вариант в Williams.

Ни одна команда Формулы 1 за последние годы не лишалась такого числа высококлассных специалистов, как Lotus. Неудивительно, что в Энстоуне зимой царило смятение.

Несмотря на множественные проблемы, Булье смог оградить сотрудников от всего, что не имело отношения к производственному процессу, дабы людям не приходилось отвлекаться по пустякам – это иллюстрирует его отношение к подчинённым.

«Он очень хорош в этом аспекте, ведь ему удалось уберечь нас от посторонних проблем, - рассказал гоночный директор Lotus Алан Пермейн в одном из ноябрьских интервью. – Конечно, сотрудники читают прессу, ведь в прошлом году про нас очень много писали – но, к счастью, они в состоянии быстро переключиться на работу и заниматься своим делом!

Они не обсуждали сообщения в интернете круглые сутки, поскольку Эрик умело ограждал их от ненужных дискуссий».

В McLaren Булье может получить право выстраивать работу гоночной бригады так, как только он сам сочтёт нужным. Уитмарш сыграл ключевую роль в формировании нынешней команды, не испугавшись создавать новые для Формулы 1 подразделения. Но все же нельзя сказать, что в нынешней McLaren царит образцовый порядок.

Еще одна ключевая область, где Булье сможет сказать свое слово – это отладка правильного взаимодействия всех технических групп внутри McLaren.

Современные автомобили Ф1 – результат многочасовой работы огромного количества людей, при этом за разработку всех элементов не может отвечать один человек (даже Эдриан Ньюи). Переднее антикрыло, носовой обтекатель, боковые понтоны и заднее антикрыло, даже если они идеальны по отдельности, будучи собраны воедино еще не гарантируют вам конкурентоспособный автомобиль на трассе.

В Энстоуне рабочие процессы всегда были хорошо налажены, и Булье имеет чёткое представление о том, что можно усовершенствовать в McLaren. Будучи выходцем из инженерного корпуса, француз в состоянии четко отделять интересы дела от политики, которая не обернётся ничем хорошим.

Грожан, блеснув в конце 2013 года, помог Булье ненадолго забыть о проблемах © LAT
Грожан, блеснув в конце 2013 года, помог Булье ненадолго забыть о проблемахФото: LAT

Кроме того, он всегда был проницателен в вопросе выбора пилотов.

Булье не побоялся взять ответственность на себя, пригласив в 2012 году Ромена Грожана в Lotus и сохранив француза на следующий сезон.

Почему он пошел на это? Многие говорили, что из-за тесных отношений Эрика и Ромена, поскольку он был менеджером талантливого пилота – но это не совсем так (Булье руководил менеджментом Gravity, дочерней структуры Genii Capital, участником которой является Грожан).

Всё дело в том, что руководитель Lotus увидел в своем соотечественнике пилота, способного обратить свою потрясающую скорость в стабильные результаты. Многие пытались пристыдить его за такое мнение, но именно Ромен оказался одним из лучших в пелотоне во второй половине 2013 года.

Между прочим, когда год назад один из технических руководителей McLaren предлагал пригласить Грожана вместо подписания контракта с Серхио Пересом, его попросту высмеяли в команде.

Булье разбирается в автомобилях, он видит потенциал пилотов и понимает суть гонок. Опыт его работы в Lotus с 2010 года показал, что он отлично справлялся с корпоративными задачами, даже когда дела идут не лучшим образом.

Когда Эрик получил свою высокую должность, было немало людей, считавших его недостаточно зрелым для работы в Lotus. И, скорее всего, они были в чем-то правы – но француз очень быстро всему научился.

Рон Деннис может заняться общей ситуацией в команде. Но для этого ему нужен отличный руководитель, который сможет гарантировать работу всей гоночной бригады как единого целого и будет последователем принципа Уитмарша: "побеждает вся команда и проигрывает тоже вся команда".

Приглашение Булье - ни в коем случае не попытка спешно залатать дыры, к тому же было бы глупо сваливать всю вину за провал 2013-го на прежнего руководителя McLaren. Время позволит нам точнее оценить, каков оказался вклад Мартина Уитмарша, куда точнее тех, кто уже сейчас готов сделать его козлом отпущения.

Но такое назначение можно расценивать как выполнение данного Деннисом обещания: "грядут перемены, мы снова начнем побеждать".

За последние 14 сезонов команда McLaren выиграла всего один титул. Если приглашение Булье окажется столь же удачным шагом, как и почти всё, что делал Деннис прежде, то в самом скором времени можно ожидать улучшения этой статистики.

Эрик Булье – правильный выбор для McLaren
Эрик Булье – правильный выбор для McLaren

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle