Дерек Уорик вспоминает сильнейших пилотов турбоэры 70-80-х

Дерек Уорвик
8 февраля 2014 в 3:06

Многие пытались, но по-настоящему приручить турбомонстров предыдущего поколения удалось лишь нескольким пилотам. Дерек Уорик в ту пору был одним из лидеров Ф1 – в беседе с Кевином Тёрнером он назвал свою десятку сильнейших гонщиков эры турбо

Дерек Уорик 99 раз выходил на старт Гран При за рулем машины с наддувным двигателем. Британец выступал за Toleman-Hart, Renault, Brabham-BMW и Arrows-Megatron.

Ему так и не удалось одержать хоть одну победу, однако нынешний президент Клуба британских автогонщиков BRDC отлично представляет, кто чего стоил в то время.

Вот его десятка лучших, основанная на достижениях спортсменах и их выступлениях. В расчет принимались исключительно результаты, показанные на турбированной технике – а мы от имени AUTOSPORT дополнили мнение Дерека рассказом о самом ярком моменте в карьере каждого.

10. кейо росберг

10. Кейо Росберг
10. Кейо Росберг

Старты: 49
Победы: 3
Поулы: 3
Лучшие круги: 3

Пожалуй, он заслуживал позиции повыше – всем памятен его квалификационный круг в Сильверстоуне в 1985 году с средней скоростью почти 260 км/ч – но на мой взгляд, лучшие годы Кеке пришлись на эпоху до появления турбин.

Он был умным и очень профессиональным пилотом.

Кстати, именно десять сходов Росберга, выступавшего в сезоне-84 на Williams-Honda, убедили меня не переходить в эту команду, оставшись еще на год в Renault. Мне казалось, что такое сочетанию шасси и мотора выглядит недостаточно сильно! [В 1985-м Williams-Honda была однозначно быстрейшей машиной в пелотоне]

Турбо-момент: Победа в условиях испепеляющей жары в двухчасовой гонке 1984 года на городской трассе в Далласе за рулем нескладной Williams-Honda.

9. герхард Бергер

9. Герхард Бергер
9. Герхард Бергер

Старты: 68
Победы: 4
Поулы: 4
Лучшие круги: 8

Один из самых приятных парней в Ф1. Думаю, его многие недооценивают – поскольку на протяжении всей карьеры он выступал с невероятно сильными напарниками.

Герхард пришел в Ф1 при поддержке BMW и смог сразу проявить себя. Он был хорош в Ferrari, хотя в ту пору их моторы смотрелись не лучшим образом, и закончил третьим чемпионат 1988 года.

Не стал ли слишком позитивный характер его проблемой? Возможно, Бергеру и впрямь не хватало известной доли жесткости, чтобы сполна раскрыть свой талант – которым он, несомненно, обладал.

Турбо-момент: Возможно, с Ferrari у него были и более яркие выступления, но мы вспомним самую первую победу в Мексике-1986. Тогда команда Benetton сделала ставку на долговечность шин Pirelli – и Бергер блистательно переиграл более быстрых соперников на резине Goodyear.

8. жан-пьер Жабуй

8. Жан-Пьер Жабуй
8. Жан-Пьер Жабуй

Старты: 45
Победы: 2
Поулы: 6
Лучшие круги: 0

Я поставил его на восьмое место, так как он первым вывел машину с турбомотором на трассу Ф1 – и первым одержал на ней победу.

Кроме того, я полагаю, что как пилот Жан-Пьер был куда лучше, чем принято считать. Он действовал в кокпите невероятно плавно, чем-то напоминая Алена Проста, но раскрыть себя ему мешали многочисленные "детские болезни" Renault на заре турбоэры. Они доставляли не просто неприятности, а серьезные неприятности.

Статистика подтверждает такое предположение: 45 раз стартовав на машине с наддувным двигателем, французский пилот 30 раз вынужден был сойти из-за поломки. Однако он на равных сражался со своим напарником Рене Арну, одним из быстрейших пилотов тогдашней Ф1.

Турбо-момент: Потрясающе, но даже первая победа Жабуя, которую он одержал на машине с турбомотором в Дижоне-79, не стала началом новой эры, а осталась в тени потрясающей по накалу схватки за второе место между Арну и Жилем Вильнёвом.

7. дидье пирони

7. Дидье Пирони
7. Дидье Пирони

Старты: 25
Победы: 2
Поулы: 2
Лучшие круги: 3

Дидье – мой герой. Мне импонирует его отношение к гонкам. Он был, без сомнений, отличным пилотом, очень целеустремлённым, а также яркой личностью.

Правда, всё это оставалось в тени из-за всеобщей любви к Жилю Вильневу и знаменитых событий в Имоле [когда Пирони обогнал напарника по Ferrari на последнем круге, что навсегда испортило их отношения].

Француз был невероятно хорош в 1982 году и наверняка завоевал бы титул, если бы не ужасная авария в Хоккенхайме. Не забывайте, что даже пропустив пять гонок, он все равно занял в чемпионате пилотов второе место.

Турбо-момент: В Канадской гонке 1982 года, омраченной смертельной аварией Риккардо Палетти, Дидье столкнулся с неполадками в зажигании на первых кругах – но затем был просто недостижим для соперников. На каждом круге он выигрывал у любого соперника минимум секунду, однако финишировал в итоге только девятым.

6. рене арну

6. Рене Арну
6. Рене Арну

Старты: 120
Победы: 7
Поулы: 18
Лучшие круги: 12

Его статистика приятно удивила меня, он действительно был одним из лучших в свое время. Достижения Рене часто остаются незамеченными, потому что и сам он не имел яркого имиджа.

По стилю пилотирования Арну находился где-то посередине между Простом, Сенной и Пике. Он постоянно был где-то в группе лидером, хотя и не отличался такой силой характера, как некоторые.

Порой француз превосходил соперников, но не думаю, что по сумме качеств у него был шанс стать чемпионом. Возможно, ему также не удалось подняться выше в этом списке из-за внешних воздействий.

Турбо-момент: Победа на Гран При Голландии 1983 года за рулем Ferrari, несмотря на старт с пятого ряда.

Галерея: Формула 1 в годы турбоэры 70-80-х

5. жиль вильнёв

5. Жиль Вильнёв
5. Жиль Вильнёв

Старты: 19
Победы: 2
Поулы: 1
Лучшие круги: 1

Когда я раздумываю о гонщиках "эпохи раннего турбо", то в голову сразу же приходят две фамилии – Арну и Вильнёв. Возможно, Жилю бы даже досталась более высокая позиция, не взгляни я на список его достижений.

Мы оказались пленниками ситуации, когда все журналисты и болельщики обожествляют канадского пилота. Сложно избежать этого, когда вся Италия и вся Ferrari отдает свою любовь одному человеку.

Жиль был безрассудно смел. У меня всегда было чувство, что однажды его ждёт очень серьёзная авария – в годы, когда машины Ф1 были крайне опасными, он всегда пилотировал на абсолютном пределе. Это было время невероятно мощных моторов, шин, которых хватало на один квалификационный круг, и кокпитов, в которых ноги пилота располагались за осью передних колёс.

Турбо-момент: Один из самых невероятных кругов в истории Ф1: на 2,5 секунды быстрее напарника по Ferrari (и обладателя прошлогоднего поула) Дидье Пирони в Монако-81.

4. найджел Мэнселл

4. Найджел Мэнселл
4. Найджел Мэнселл

Старты: 68
Победы: 13
Поулы: 12
Лучшие круги: 9

Он был героем всей Британии – все мы любили следить за Найджем и приходили в восторг, когда он покидал боксы и отправлялся на квалификационный круг.

Многие полагают, что некоторые его действия были игрой на камеру. Но мы были знакомы с ним, я пересмотрел множество его гонок – и готов говорить, что это один из немногих пилотов, обладающих уникальной способностью выжимать из машины всё до последней капли в стремлении к успеху.

Я полагаю, что именно возникавшие время от времени драматичные моменты делают его действительно великим. Речь не только об отличной физической форме: Мэнселл был смел и невероятно тонко чувствовал педаль акселератора, что и позволяло ему демонстрировать отличную скорость и добиваться побед.

Турбо-момент: Только такой величайший болван мог решиться на обгон своего партнера по Williams Нельсона Пике в повороте Stowe на пути к вершине подиума Гран При Великобритании 1987 года в Сильверстоуне.

3. нельсон пике

3. Нельсон Пике
3. Нельсон Пике

Старты: 106
Победы: 14
Поулы: 18
Лучшие круги: 20 (один – совместно)

Нельсон творил настоящие чудеса за рулем турбо-Brabham. Да, машины Гордона Марри были в свое время одними из лучших, а их моторы BMW развивали невероятную мощность, но существовала одна тонкость: двигатель направлял на колёса или сразу все 100% своих возможностей, или ничего – словно тумблер "вкл/выкл".

К тому же, Пике какое-то время выступал на шинах Pirelli, а тогда они были далеко не лучшего качества.

Именно потому, что управляться с Brabham-BMW было так непросто, я и поставил бразильца выше нашего Найджелла.

Турбо-момент: Победа на первом в истории Гран При Венгрии, для которой потребовалось обогнать по внешней траектории Lotus Айртона Сенны – один из лучших маневров в истории Больших Призов.

2. айртон сенна

2. Айртон Сенна
2. Айртон Сенна

Старты: 78
Победы: 14
Поулы: 29
Лучшие круги: 10

Айртон был большим мастером; ему удавалось делать так, что всякий раз, входя в комнату, вы знали, что он там. И еще не самые лучшие машины в его руках раскрывали до последней капли свой истинный потенциал.

Три года за рулем не блестящей Lotus и дебютный сезон в McLaren показали всем, сколь блистательный это пилот.

В медленных поворотах педаль акселератора его машины ни на долю секунды не оставалась в одном и том же положении, что просто невероятно. Какую бы машину вы ему не дали – Сенна добивался за её рулем максимально возможного результата.

Он обладал потрясающим сочетанием скорости, агрессии и уверенности в собственных силах. Все это позволяло ему выдавать запредельные квалификационные круги. В гонке можно не выиграть из-за множества причин – откажет мотор, коробка или что-то еще. Квалификация – особенная сессия, тем более в турбоэру, и именно у Айртона больше всего завоёванных поулов.

Турбо-момент: Знаменитая квалификация в Монако в 1988-м. Тогда Сенна поразил сам себя, оставив другого пилота McLaren Алена Проста в полутора секундах позади.

1. ален прост

1. Ален Прост
1. Ален Прост

Старты: 126
Победы: 35
Поулы: 18
Лучшие круги: 27

Прозвище Профессор не дают просто так. Если уж кто-то и умел обращаться с непослушными машинами и капризными двигателями, то это был Ален. Его можно назвать настоящим Маэстро.

Когда речь заходит об особенной физической форме, всегда вспоминается Михаэль Шумахер – но Прост в этом компоненте тоже был потрясающе хорош. Я догадываюсь, что это был один из его секретов, о котором он никогда не рассказывал.

Кроме того, французский пилот всегда имел резерв: ему потрясающим образом удавалось ехать на 100%, задействуя лишь 95% своих возможностей. Это давало ему возможность тщательно анализировать, что стоит изменить в машине, использовании топлива, резины и так далее.

Он был быстр, стабилен, умел экономно распоряжаться ресурсом техники. Именно поэтому он возглавил наш список, ведь в турбоэру это было важнейшей частью игры. Когда требовалось использовать голову, Ален превосходил Айртона.

В тренировках он обычно спокойно держался в первой десятке, а потом в квалификации добывал место в первом ряду. А потом выигрывал гонку. Прост жертвовал началом уик-энда, чтобы получить преимущество в его конце.

Турбо-момент: Эту гонку вспоминают нечасто: на этапе в Кялами-82 прокол отбросил его на восьмое место, но гонщик пробился к победе, показав время круга на 1,5 секунды лучше всех остальных.

Дерек Уорик
Дерек Уорик

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle