Гран При Китая: обзор гонки от Эда Стро

Эд Стро
26 апреля 2014 в 12:58

В Бахрейне мы стали свидетелями множества жарких сражений между напарниками, боровшимися колесо в колесо. В Китае же Хэмилтон, Алонсо и Риккардо уверенно и решительно переиграли своих товарищей по команде. Эд Cтро рассказывает, как это было

В Формуле 1 многое зависит от нюансов. Во время китайского этапа для трех пар выдающихся пилотов, выступающих за одну команду и имеющих в своем распоряжении идентичную технику, гонка сложилась очень по-разному.

Вроде бы, все они финишировали в десятке, а в двух парах и вовсе друг за другом, но этот факт не отражает реальной разницы в их силе по ходу шанхайского уик-энда.

Самое очевидное внтурикомандное сражение развернулось между пилотами Mercedes. Льюис Хэмилтон в этот раз был полноправным хозяином ситуации – настолько, что даже весьма серьезный отрыв в 18,062 секунды от финишировавшего вторым Нико Росберга никак не отражает уровня реального превосходства британца.

В соревнованиях Гран При весьма непросто взять так называемый «Большой шлем» – собрать по ходу одного этапа победу, поул, лучший круг в гонке и лидерство от старта до финиша. За всю карьеру Льюису это удалось только однажды. В Китае он был близок к такому достижению, и лишь Росберг, догоняя на последнем отрезке идущего вторым Фернандо Алонсо, отобрал у товарища по команде быстрейшее время, проехав круг на 0,793 секунды быстрее Хэмилтона.

Льюис в тот момент предпочел спокойно ехать к финишу – он хорошо поработал в предыдущие дни, а потому в воскресенье мог особо не усердствовать.

Гонка в Бахрейне запомнилась жесткими сражениями между напарниками по всему пелотону, а особенно в споре за очки. В Китае же все было совсем иначе.

поединок 1: ХЭМИЛТОН ПРОТИВ РОСБЕРГА

В пятницу Хэмилтон не был доволен © LAT
В пятницу Хэмилтон не был доволенФото: LAT

Несмотря на то, что в Китае Mercedes выглядела не столь недостижимой, как в Бахрейне, все же пока штутгартцы выступают в своей собственной лиге.

Во время тренировочных заездов казалось, что Хэмилтон и Росберг играют друг с другом в кошки-мышки, при этом пытаясь не раскрывать друг перед другом своей истинной скорости.

Льюис оказался лучшим по итогам пятницы, но вовсе не выглядел довольным жизнью. Во второй части заездов лучший круг Росберга оказался испорчен желтыми флагами, появившимися из-за Пастора Мальдонадо, довольно неуклюже «припарковавшего» Lotus прямо в ограждение на въезде в боксы. Так что на тот момент судить о том, кто из пилотов команды из Брэкли быстрее, было практически невозможно.

В субботу на рассвете пошел дождь, который не прекратился и днем. В таких погодных условиях яркое выступление Хэмилтона в квалификации ни для кого не стало сюрпризом. Чемпион 2008 года вполне заслуженно считается в нынешнем пелотоне «человеком дождя» (если сомневаетесь, пересмотрите гонку в Сильверстоуне 2008 года – тот триумф Льюиса входит в список самых ярких побед, добытых под дождем). Росберг прекрасно понимал, что в такую погоду он не имеет серьезных аргументов в споре с напарником.

После квалификации Нико признался: «Льюис отлично справился с задачей на сырой трассе, в этом нет сомнений. Сегодня он вновь был очень быстр.

Но все же нужно отметить, что и наши сегодняшние настройки совершенно не подходили для влажных условий, потому что мы выбирали их с учетом гранулирования передней левой шины, с которым непременно столкнемся завтра в гонке. И эти регулировки совершенно не подходят в дождь, так что задняя часть машины сегодня вела себя нестабильно».

Нико также сетовал на не самое лучшее поведение машины на торможениях, но все же дал понять, что в плане настроек у него есть определенный резерв. Может и так, но чтобы его задействовать, ему во-первых нужна была бы сухая квалификация, а во-вторых – возможность оказаться в гонке на хвосте у Льюиса.

Из-за отказа телеметрии перед стартом это оказалось совершенно невозможно, так как немец не смог оптимизировать настройки сцепления, из-за чего потерял на старте еще несколько позиций относительно Хэмилтона.

Круг лидер сезона закончил в 4,563 сек позади напарника, а самое главное – между ними располагались еще Феттель, Алонсо, Даниэль Риккардо и Фелипе Масса. Так что Росбергу потребовалась вся имеющаяся у машины скорость, чтобы, упустив победу, хотя бы удержаться во главе чемпионата благодаря финишу на второй позиции.

Старт заметно усложнил для Росберга ход уик-энда © LAT
Старт заметно усложнил для Росберга ход уик-эндаФото: LAT

Нельзя сказать, что его путь ко второй ступени подиума был сопряжен с какими-то неожиданностями, но стоит отметить, что Нико проявил завидное терпение и отлично справлялся со своей работой при отсутствии у команды телеметрии с его машины.

Массу он прошел на четвертом круге, во время первой волны пит-стопов переиграл Риккардо, а на втором отрезке обогнал Феттеля. Алонсо пришлось признать поражение незадолго до финиша.

После заключительной волны пит-стопов разрыв между Росбергом и Хэмилтоном оставался стабильным до самого клетчатого флага, так что если бы они были рядом, заканчивая первый круг, вполне возможно, мы бы увидели еще одно выдающееся сражение. Ну с учетом сложившихся обстоятельств можно сказать что второе место – это лучшее, на что мог рассчитывать Нико после того, как погасли стартовые огни.

С этой точки зрения Росберг может быть куда больше доволен вторым местом в Китае, чем финишем на той же позиции в Бахрейне. В Сахире у него были все шансы победить. Здесь же, хоть сам гонщик и считал, что ему по силам лучше напарника работать с шинами, в итоге это никак не проявилось на дистанции.

«Команда отлично поработала с настройками: шанхайская трасса уникальна, здесь мы постоянно сталкиваемся с недостаточной поворачиваемостью и износом передней левой шины, – сказал Росберг. – Из-за этого приходится полностью перенастраивать автомобиль, и на этот раз наши инженеры первоклассно справились с такой задачей.

В гонке все сложились неидеально, но, тем не менее, весьма неплохо. У нас сейчас лучшая машина в пелетоне, и на ней очень приятно обгонять – хотя, конечно, всегда надеешься, что необходимости в этом не будет.

Но я потерял позиции, так что быстрая машина, которая позволила вернуть их обратно, оказалась очень кстати. У меня в руках было отличное оружие для борьбы».

Отличный круг в дождевой квалификации принёс Хэмилтону поул © LAT
Отличный круг в дождевой квалификации принёс Хэмилтону поулФото: LAT

Но не менее важно отметить, сколь хорошо проявил себя Хэмилтон, который честно заработал свое преимущество.

Он лучше справился с контролем непослушной задней части машины в дождевых условиях по ходу квалификации, а в гонке – когда стало ясно, что Росберг не сможет побороться за лидерство, – Льюис сработал четко и полностью контролировал ситуацию от старта до финиша.

Ему не нужно было выжимать из машины все, что можно, поэтому он смог избежать глобальных проблем с гранулированием переднего левого колеса, когда он ехал на мягкой резине (скорее, сложности с этим возникли после перехода на Medium).

Так что Хэмилтон вполне мог позволить себе пожертвовать временем, чтобы не перегружать резину в начале гонки и даже предпочел потерять немного за счет более длинного первого отрезка, чтобы гарантированно добраться до финиша с двумя пит-стопами. Его превосходство вполне позволяло идти на такие тактические компромиссы.

И даже субботний дождь не помешал Хэмилтону правильно подобрать настройки к гонке.

В пятницу вечером головную боль британцу доставляли не только проблемы с задней подвеской, которые вынудили его терять время, но и общий баланс.
«Это был не самый легкий день», – призналя Льюис перед тем, как отправиться на технический брифинг, где было решено внести изменения в настройки, причем без возможности опробовать их в дождливую субботу. Так что в гонку Хэмилтон уходил, можно сказать, «вслепую».

«Машина прекрасно себя вела, – с улыбкой рассказывал Льюис спустя ровно сутки, – в пятницу после тренировок мы многое изменили, но так как в квалификации было сыро, я не знал, как эти изменения скажутся сегодня. Однако все сработало отлично. Я не мог бы ожидать большего».

При этом сложно сказать, по какому сценарию стали бы развиваться события, сумей Росберг прессинговать Хэмилтона и вынуждать того более агрессивно расходовать ресурс передних шин. Факт в том, что Льюис вновь сполна воспользовался преимуществом своей лидирующей позиции.

поединок 2: РИККАРДО ПРОТИВ ФЕТТЕЛЯ

Риккардо vs Феттель
Риккардо vs Феттель

Факты неумолимы – Риккардо в третий раз за четыре этапа опередил своего титулованного напарника в квалификации: он показал время на полсекунды быстрее немецкого чемпиона, а в гонке финишировал на 20,642 секунды раньше. Впечатляет.

Дополнительное моральное удовольствие Риккардо наверняка доставил радиообмен, в котором команда попросила Себастьяна пропустить австралийца вперед, так как тот, дескать, был на другой тактике.

Но, как выяснилось, тактика у них была одинаковая, так как в Red Bull Racing не смогли реализовать запланированную изначально для Феттеля схему с тремя остановками. Так что Риккардо просто лучше справлялся с шинами Medium, которые, к тому же, были на его RB10 на три круга свежее, чем у Себа.

В итоге Феттель, испытывая сложности на более жестком составе, все же вынужден был пропустить напарника вперед, попросту не сумев ничего противопоставить в первом повороте 22-го круга.

Феттель открыто признал, что ему придется потрудиться, чтобы оказаться вровень с Риккардо © LAT
Феттель открыто признал, что ему придется потрудиться, чтобы оказаться вровень с РиккардоФото: LAT

Если принять во внимание, как отчаянно действующий чемпион оборонялся за пару поворотов до этого, его добрая воля в обмене позициями вызывает большие сомнения.

«Похоже, что Даниэль лучше справляется с машиной, – признал Феттель, – на данный момент меня не всё устраивает, но, в конце концов, у нас одинаковые машины, а разница в скорости слишком серьезная, чтобы объяснять ее только отличиями в настройках. Я знаю, что в реальности они не так и сильны.

Сначала я не понял, но когда мне сказали, что мы на разной тактике, больше не было смысла сдерживать его.

А если посмотреть на итоговый результат, становится очевидно, что он просто был быстрее меня».

Основная проблема Феттеля – это стабильность задней части машины, особенно на торможении: он больше не может войти в поворот и «ввернуть» туда задок Red Bull в своем фирменном стиле. У Риккардо же с этим не возникает сложностей.

«Я не знал об этом [радиообмене между Феттелем и командой], – отметил австралиец, – но в гонке мы сражаемся за свою позицию, и иногда можно сказать лишнего. По крайней мере, нам удалось разобраться в ситуации.

Думаю, на тот момент мы не были уверены, будет у нас два пит-стопа или три. Я думал, что если Себ планирует останавливаться трижды, то, может, он собирается через круг ехать в боксы – и поэтому не пропускает меня. Но я не хочу никаких конфликтов».

поединок 3: АЛОНСО ПРОТИВ РАЙККОНЕНА

Фернандо Алонсо
Фернандо Алонсо

Среди трех внутрикомандных противостояний в этом перевес одного из пилотов был наиболее явным. Алонсо квалифицировался пятым, прекрасно провел гонку и финишировал третьим, Кими Райкконен в субботу не прошел в третий сегмент, а клетчатый флаг увидел восьмым в 50 секундах позади своего напарника.

Алонсо, безусловно, смог выжать максимум из того, что на данный момент позволяет ему техника. Более того, несмотря на жесткий контакт с Williams Фелипе Массы, ему прекрасно удался первый круг, что и стало фундаментом первого в этом году призового финиша.

Райкконен же, напротив, даже не смог толком побороться с Force India Нико Хюлькенберга и Williams Вальттери Боттаса сначала за шестую, а потом за седьмую позицию.

Несмотря на то, что «второе пришествие» финна в Ferrari с самого начала складывается непросто, все же до Китая казалось, что есть некая позитивная тенденция.

В Австралии все было неважно, в Малайзии прогрессу помешало лишь столкновения на первом круге, в Бахрейне Кими финишировал сразу следом за Алонсо. Но в Китае, где всегда велики нагрузки на переднюю часть машины, было сразу понятно, что Кими придется непросто.

Райкконен предпочитает очень точную настройку передка и недолюбливает недостаточную поворачиваемость, так как она мешает ему направить машину в поворот так, как он бы этого хотел.

Райкконен жаловался на недостаточное сцепление с трассой, но для передних колес оно усугублялось еще и общим балансом, который не лучшим образом подходил к его стилю пилотирования.

Об этом говорит и относительно неплохая скорость Кими на свежей резине – до того, как начиналось гранулирование. Так что, скорее всего, результат гонки в Китае – это, скорее, особый случай, а не общая негативная тенденция.

«Наверное, это в большей степени связано с моим стилем пилотирования, а также довольно низкой температурой, из-за которой шины толком не работали, – сказал Райкконен. – Если бы дело было в самой машине, мне бы не удавалось ехать быстро на свежей резине. Должно быть, это сочетание факторов: холодной погоды, особенностей самой трассы и моего пилотского стиля».

Говорить о сочетании факторов применительно к шанхайскому уик-энду будет справедливо для всех трех внутрикомандных противостояний. В Китае довольно необычная трасса, что накладывает свои ограничения на работу передних шин, особенно с учетом низкой температуры дорожного полотна – в таких условиях резина Pirelli по сути не использовалась с момента возвращения итальянских шинников в Формулу 1, то есть с 2011 года.

Через три недели в Испании погода и трасса будут иными, и сражения возобновятся в новых условиях. Благодаря этим отличиям мы раз за разом будем наблюдать, как в гонках человек будет искать общий язык с техникой, стараясь получить от неё максимум.

Гран При Китая: обзор от Эда Стро
Гран При Китая: обзор от Эда Стро

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle