Большое интервью: Аугусту Фарфус
В интервью для читателей AUTOSPORT.com.ru заводской гонщик BMW в DTM Аугусту Фарфус рассказал о трудностях нынешнего сезона, контракте в Формуле 1, счастливой жизни и… Чебурашке
Аугусту Фарфуса с полным правом можно назвать одним из самых приятных персонажей в паддоке DTM. Несмотря на южноамериканскую кровь, бразилец обладает мягким характером и обаятельной улыбкой, за что и заслужил симпатию болельщиков и журналистов.
Но это в жизни – на трассе же Фарфус превращается в грозного соперника. Добившись успеха в молодежных формульных сериях в начале 2000-х (включая победу в Еврокубке Формулы Renault 2.0 и титул в европейской Ф3000), Аугусту вполне мог оказаться в Больших Призах, но отсутствие спонсорской поддержки не позволило ему дебютировать в Формуле 1.
Зато Фарфус сполна реализовал свой талант в "кузовных" гонках. Сначала он проявил себя в Туринге, защищая цвета Alfa Romeo и BMW, а затем продолжил сотрудничество с баварским концерном уже в DTM. Там бразилец быстро стал одной их звёзд: в 2012-м он стал лучшим новичком, отпраздновав по ходу дебютного сезона первую победу, а в прошлом году выиграл еще три гонки и завершил чемпионат с вице-чемпионским званием.
Нынешнее первенство складывался для Фарфуса не столь успешно - впервые на подиум 30-летний пилот поднялся только с шестой попытки. Наша беседа состоялась еще до этого, в преддверии российского этапа, и началась именно с причин не слишком высоких результатов бразильца в первой половине чемпионата-2014.
Аугусту, в прошлом году вы выиграли три гонки и стали вице-чемпионом, но нынешний сезон складывается для вас не столь успешно. В чем причина?
АФ: Я уже неоднократно говорил, что DTM – это, пожалуй, самый сложный чемпионат в мире. От первого до последнего места – один шаг. Уровень гонщиков невероятно высок, кроме этого, показатели машин очень близки друг к другу, что обеспечивает потрясающую плотность результатов, которой едва может похвастать какая-нибудь другая серия.
Вспомним хотя бы этап на Норисринге: да, это короткая трасса, но квалификация была просто сумасшедшей – в первом сегменте 23 пилота уместились в 0,2 секунды. И это лучшим образом демонстрирует сложность DTM. Понятно, что небольшие детали в такой ситуации сильно влияют на результат.
Поэтому очень важно найти оптимальные настройки машины, чтобы извлечь весь ее потенциал. Прошлогодняя модель BMW M3 DTM очень хорошо подходила моему стилю пилотирования, а новая машина имеет совсем другую концепцию, что потребовало совершенно иных настроек. Мы пробовали разные пути и только к середине сезона смогли найти верное направление.
Но ведь шасси осталось прежним, неужели машина настолько сильно изменилась?
АФ: На M4 DTM новая подвеска с другой геометрией, поэтому кинематика машины стала иной, что в свою очередь повлияло на прижимную силу. Из-за этого поведение нынешней модели сильно отличается от предыдущей. Значения на бумаге выглядят почти так же, и человек, несведущий в конструкции гоночной техники, может сказать, что ничего не изменилось. Но один миллиметр здесь, один там – и в итоге общая концепция получается совсем другой.
Что вы думаете о изменениях в правилах этого сезона, которые касающиеся весовых гандикапов и одного обязательного пит-стопа вместо двух?
АФ: Правило гандикапов мне не нравится, я не согласен с этой идеей как таковой. Это все равно, что если бы в футбольной встрече между Россией и Германией немецкой сборной разрешили бы вывести на поле только десятерых футболистов, потому что она сильнее. Но почему? Побеждать должен сильнейший. Правила должны быть едиными для всех.
Правило одного пит-стопа я понять могу – широкой массе зрителей так действительно легче понимать происходящее и следить за ходом гонки, ведь не все столь глубоко разбираются в тактических нюансах. Но отрицательный момент заключается в том, что правила меняются каждый год – как только люди начинают привыкать к ним и понимать, как все работает, регламент снова меняется.
Но главное, что в DTM все заинтересованные стороны работают в одном направлении. Каждый автопроизводитель заинтересован не только в своей победе, но в успехе всей серии. Все хотят, чтобы DTM была интереснее, шире освещалась средствами массовой информации и привлекала больше болельщиков. Цель у всех одна – и это здорово.
Ваше мнение об особых условиях для Mercedes, которой разрешили продолжать доработку машины, несмотря на "заморозку" технического регламента?
АФ: Мне сложно судить, в чем именно проблема Mercedes. Но я считаю, что в данной ситуации серия DTM показала себя единой семьей. На мой взгляд, это очень хороший пример для спорта. Например, Формуле 1 не хватает такого единения – сейчас там у Mercedes явно лучший двигатель, но Renault не позволяют доработать свой мотор. Это не очень хорошо для зрелищности. Мы же показали хороший спортивный дух, пойдя навстречу Mercedes в сложной для них ситуации.
Многие гонщики критикуют формат гоночных уик-эндов из-за того, что на трассе пилоты проводят не так и много времени. Что вы думаете об этом?
АФ: Было бы здорово, чтобы были полноценные пятничные тренировки – во-первых, зрители бы получили возможность больше времени видеть машины на трассе, а команды смогли бы толком поискать настройки, обдумать все хорошенько, чтобы на следующий день продолжить работу.
Но в конечном счете правила для всех едины – и на то есть причины, связанные с расходами. Однако уже то, что по ходу этого сезона вместо одной субботней тренировки стали проводится две сессии с перерывом между ними – это правильный шаг.
Организаторы обсуждают правила с гонщиками? Могут ли пилоты как-то влиять на принятие решений?
АФ: Проблема в том, что чем больше людей – тем больше мнений. Одно дело, когда у каждого производителя есть по одному представителю, но если два десятка пилотов будут высказывать свои мнения, это может превратится в балаган. Поэтому в обсуждении регламента и принятии решений, на мой взгляд, должны принимать участие ответственные лица, а не гонщики. Наши дискуссии с организаторами в основном касаются вопросов безопасности.
Я очень удачливый человек – у меня прекрасная жена и чудесная дочь, мы здоровы и счастливы, я занимаюсь любимым делом и выступаю за одну из самых знаменитых и престижных автомобильных марок в мире. О чем я могу еще мечтать?
Немного о вашей личной жизни. Судя по социальным сетям, вы увлекаетесь моделями радиоуправляемых самолетов. Откуда такое хобби?
АФ: На самом деле у меня довольно много увлечений, но создание моделей радиоуправляемых самолетов, пожалуй, является самым любимым. Меня это увлекало еще в детстве, но в ту пору такое хобби было не из дешевых, потому что модели изготавливались из дерева и работали на бензине. Теперь они пластиковые с электромоторчиками, поэтому стали более доступными и легкими в управлении.
По-настоящему я увлекся авиамоделизмом три-четыре года назад. Проблема в том, что в Монако, где я живу, не так много места для испытания подобных моделей. Но один самолет путешествует со мной по этапам в командном трейлере, и если есть свободное время, то я не отказываю себе в удовольствии запустить его в воздух.
Мне нравится скорость, техническая составляющая процесса, принципы аэродинамики. Я сам собираю модели, выбираю мотор, размер пропеллера, общий дизайн – и испытываю невероятный адреналин во время первого полета, потому что если ты сделал что-то не так, то самолет просто упадет и придется все начинать с нуля. Но если полет проходит нормально, то получаешь огромное удовольствие от осознания хорошо выполненной работы. Кстати, сейчас я занимаюсь постройкой модели, которая должна стать одной из самых быстрых в мире – ее скорость должна превысить отметку в 150 км/ч.
А как насчет настоящих самолетов?
АФ: Конечно, мне они тоже нравятся. У моего отца в Бразилии есть легкомоторный самолет, на котором я иногда летаю, но у меня нет лицензии пилота и пока не хватает времени заняться ее получением. Но вообще я очень люблю авиацию.
Вы с раннего детства мечтали стать гонщиком? С чего все началось?
АФ: Нет, в детстве я занимался разными видами спорта: играл в футбол, участвовал в соревнованиях по плаванию, пробовал силы в боевых искусствах. Но когда мне было пять лет, то на Рождество родители выбрали подарком для меня минибайк.
В каком-то журнале я увидел заметку, что на таких проводятся гонки – и упросил отца отвести меня эти состязания. Так я начал выступать в детских соревнованиях, хотя моим родным не слишком нравилась эта идея – они считали мотоциклетные гонки слишком опасными.
Однажды один из моих друзей, который параллельно с минибайком выступал и на карте, позвал меня на картинговые соревнования. Вскоре родители окончательно настояли на том, чтобы я переключился на эти гонки, как более безопасные. Тогда заниматься картингом было куда проще и дешевле, чем сейчас.
У меня был свой карт, который мы возили на соревнования на отцовском пикапе. Сначала это было просто хобби, но дела шли неплохо, постепенно отношение к увлечению становилось все более серьезным, появились первые спонсоры – и закрутилось. Но я бы не сумел ничего этого добиться без поддержки папы.
Какая гонка из проведенных вами за всю карьеру запомнилась больше всего?
АФ: У меня было много славных гонок: это и победа в "24 часах Нюрбургринга", и первый триумф с Alfa Romeo в WTCC, и успех в гонке мирового Туринга в По после аварии в квалификации, и, разумеется, дебютная виктория в DTM. Но воспоминания об одном выступлении особенно дороги моему сердцу. Это были соревнования по картингу в 1999-м. Вообще я считаю, что картинг – это самый настоящий, честный автоспорт.
Так вот, в тот раз я выиграл все отборочные хиты, но в полуфинальном заезде на самом последнем круге соперник вынес меня с трассы, и в решающей гонке мне предстояло стартовать из хвоста пелотона.
Я был очень расстроен. И тут владелец шинной компании Vega, которую я представлял, подозвал меня и сказал, что готов поспорить: теперь мне не удастся выиграть. Я ответил: «Хорошо, но если я одержу победу, то вы купите мне Aprilia 125 RC». Это был очень дорогой мотоцикл, у моего отца не было таких денег. В итоге я выиграл ту гонку и получил сумму на покупку этого спортбайка.
Дома у меня даже есть DVD с записью той гонки. Я храню не так уж и много видео с соревнований, но ту запись сначала раздобыл на кассете, а затем оцифровал.
После картинга вы успешно выступали в "младших" Формулах, выиграли титул в европейской Ф3000, но в Большие Призы так и не попали. Не сожалеете?
АФ: У меня не было бюджета, хотя предложения поступали. Скажу больше: у меня был готовый контракт с командой Формулы 1. Первое предложение поступило в 2004-м [по неофициальной информации, от Jordan – прим. авт.], но у меня не было необходимой суммы, и я принял приглашение от Alfa Romeo выступать в европейском Туринге. Затем мне предложили контракт пятничного тест-пилота Ф1 на сезон-2005 с получением на следующий год места основного гонщика – но и тут у меня не нашлось бюджета.
Помню как-то дома я разбирал документы и наткнулся на эти бумаги. "Смотри, Лири, – сказал я супруге, – это мой контракт в Формуле 1. Открой последнюю страницу". Она посмотрела и воскликнула: "Вау, почему ты не подписал его? Тебе бы платили многомиллионный гонорар!" Пришлось объяснять, что это прописана не величина моей зарплаты, а сумма, которую я сам должен заплатить (улыбается).
На самом деле, это большая проблема. Талант помогает открывать двери, но без денег войти в них невозможно. Я никогда не платил за свои выступления, а всегда добивался всего сам. Это позволяет мне гордиться своей гоночной карьерой.
Вам приходится много путешествовать – у вас есть любимое место на земле?
АФ: Совершенно определенно могу сказать, что мне не нравится там, где холодно. Я не люблю снег, сырость. Поэтому мне очень нравится Монако, где даже зимой светит теплое солнце.
DTM постепенно расширяет географию этапов, и руководство чемпионата не скрывает, что в будущем серия может добраться до Бразилии. Как вы оцениваете шансы на такое развитие событий?
АФ: Бразилия – автоспортивная страна, у нас славные гоночные традиции. И уверен, моим соотечественникам серия DTM пришлась бы по вкусу. Надеюсь, в будущем бразильский этап появится в календаре, ведь это важный рынок для все трех участвующих в чемпионате автопроизводителей. Если бы это зависело только от меня, то гонки состоялись бы уже в следующем году.
В вашей родной Куритибе?
АФ: Трасса в Куритибе хороша, но всё же слишком мала и недостаточно безопасна для стандартов DTM. Думаю, Интерлагос подошел бы лучше. Еще недавно был построен новый автодром в Гоянии – трасса получилась очень хорошей и тоже могла бы стать местом проведения гонки DTM.
Популярность DTM в Бразилии возросла после вашего дебюта?
АФ: Да, безусловно, внимание к серии повысилось. Раньше основная масса знала о DTM понаслышке, как о каком-то там чемпионате в Германии. Но когда я пришел в серию, всем стало интересно посмотреть, как пойдут мои дела. Сейчас гонки транслируются в прямом эфире, я получаю очень много откликов в Фэйсбуке и Твиттере. Бразильской публике нравится DTM.
Конечно, участие в первенстве национального пилота очень помогает популяризации серии в той стране, которую он представляет. Думаю, примерно та же история и в России – с появлением Виталия Петрова внимание к гонкам наверняка возросло.
Ваша дочь частенько бывает с вами на гонках. Она еще не говорила, что мечтает стать пилотессой?
АФ: Ох, она очень любит соревноваться на скорость – например, кто быстрее добежит от квартиры до лифта. Я хочу предоставить ей свободу выбора и не в праве навязывать ей свое мнение или мешать в осуществлении собственных целей. Главное, чтобы она занималась тем, чем захочет.
Кстати, я совсем забыл рассказать об этом: любимая игрушка моей дочери – Чебурашка. Мне подарил эту игрушку один знакомый из России, и она просто без ума от нее.
Здорово! Большое спасибо, Аугусту, за интересную беседу. А о чем мечтаете вы?
АФ: Я очень удачливый человек – у меня прекрасная жена и чудесная дочь, мы здоровы и счастливы, я занимаюсь любимым делом и выступаю за одну из самых знаменитых и престижных автомобильных марок в мире. О чем я могу еще мечтать? Только если о каких-то достижениях в карьере. Конечно, можно сказать, что мне хочется стать чемпионом DTM. Но на самом деле у меня нет какой-то заветной мечты.
Если бы я мог чего-то пожелать, то просто хотел бы, чтобы наша счастливая жизнь продолжалась, чтобы моя семья была здоровой и ни в чем не нуждалась. Я не стремлюсь к богатству или каким-то иным материальным благам. Моя жизнь – это уже мечта.
Беседовал Сергей Беднарук, специально для AUTOSPORT.com.ru