Как Red Bull и Renault планируют вернуться на вершину

Джонатан Нобл
18 сентября 2014 в 10:19

После многих лет превосходства Red Bull Racing и Renault уступили пальму безоговорочного первенства в Ф1 представителям Mercedes – и между партнёрами начался разлад. Но сейчас в их отношениях грядут серьезные изменения. Рассказывает Джонатан Нобл

Уик-энд на скоростной трассе в Монце стал для Red Bull Racing и Renault серьезным испытанием, но недавно одобренный план по возвращению на вершину Формулы 1 вселяет в обе стороны оптимизм и позволяет надеяться на борьбу с нынешними лидерами Больших Призов из Mercedes - уже в следующем году.

В этом сезоне отношения между французским производителем и действующими чемпионами Ф1 оказались на грани разрыва из-за нового турбированного мотора Renault V6, вызвавшего многочисленные сложности. Нехватка мощности, а также далёкая от идеала надежность пока не позволяют RBR навязать реальную борьбу команде штутгартского концерна.

И хотя Даниэль Риккардо воспользовался проблемами Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга и выиграл в этом году уже три гонки, с некоторого момента стало очевидно, что Renault нужно избрать радикально иной подход, если она хочет вернуть свою былую форму.

В действительности, после большого разочарования на Гран При Австрии [восьмого места Риккардо и схода Феттеля из-за сбоя мотора] босс Red Bull Кристиан Хорнер впервые резко раскритиковал Renault, сказав, что компания больше не может работать так, как это делала раньше.

«И надежность, и мощность этих двигателей неприемлема, - заявил он после гонки. - Renault нужно что-то менять, поскольку дальше так продолжаться не может. От этого проигрывает и Red Bull Racing, и сама Renault».

Предсезонные тесты сложились для RBR хуже некуда © LAT
Предсезонные тесты сложились для RBR хуже некудаФото: LAT

Слова Хорнера подтолкнули французов к действию. Первым шагом стала смена руководства формульной программы.

Спортивное подразделение концерна возглавил бывший босс Caterham Сирил Абитбуль. Он и выработал план по возвращению Renault в лидеры Ф1. Его реализация уже началась, что позволяет RBR с большим оптимизмом смотреть в будущее.

ЧТО ПОШЛО НЕ ТАК

Переход Формулы 1 на принципиально новые двигатели, куда более сложные благодаря использованию различных гибридных технологий, изначально нёс в себе больший риск для приизводителей: если всё сделать правильно, то дела пойдут хорошо, но стоит избрать неверную дорогу, и придется всерьёз за это расплачиваться.

В Mercedes выиграли от раннего старта работ над регламентом 2014 года и отличного взаимодействия между мотористами и отделом шасси. А вот клиентам Renault пришлось заплатить большую цену за поздний старт программы подготовки новой силовой установки.

Французы оказались застигнуты врасплох сложностями нового регламента и оказались на шаг позади, что повлекло за собой проблемы с надежностью - и еще больше снизило их шансы догнать ушедших вперед соперников.

Кроме того, конструкторы Red Bull в очередной раз избрали вариант с крайне плотной компоновкой шасси, что стало дополнительным сдерживающим фактором: во время предсезонных тестов команду то и дело преследовали проблемы с перегревом различных компонентов.

Хорнер рассказал AUTOSPORT, что еще в 2012-м Red Bull Racing предупреждала Renault о неправильной расстановке приоритетов.

«За полтора года до старта этого сезона мы выразили опасения, что в Renault выбрали неверный подход, - сказал он. - Из-за сложности нового регламента принципы работы при создании двигателей должны отличаться от тех, которые они исповедовали прежде.

На старте сезона Таффену пришлось много оправдываться © LAT
На старте сезона Таффену пришлось много оправдыватьсяФото: LAT

Конечно, с Renault нас связывают громкие успехи прежних лет, да и сама компания имеет богатую историю в Ф1. К счастью, они оказались достаточно умными и осознали, что в этот раз ошиблись - и теперь решили запустить процесс перезагрузки.

В компании сменилось руководство - мы рады, что в Renault вернулся Сирил, который готов идти на изменения, чтобы наладить более плотное сотрудничество между нашими инженерами в Милтон-Кинсе и Вири-Шатийоне».

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ

В техническом плане к старту сезона-2015 двигатели французского производителя претерпят изменения, призванные повысить их характеристики. В Renault знают, в чем именно они проигрывают Mercedes, но запрет на доработку моторов по ходу сезона не позволяет компании вести интенсивную программу доработок.

В Renault пообещали за зиму усовершенствовать так много компонентов, как только дозволяет регламент - обновленную версию двигателя уже вовсю гоняют на динамометрическом стенде в Вири.

Инженеры оценивают возможность использования решения Mercedes с раздельным расположением турбины и компрессора, но признают, что такое развитие событий весьма маловероятно.

Глава гоночных программ французской компании в Ф1 Реми Таффен сказал: «Мы пока думаем над этим. Такой шаг повлечет за собой большие изменения, так что мы, скорее всего, все-таки оставим нынешний вариант.

Должен признать, что сейчас активно испытывается на динамометрическом стенде модернизированый двигатель с прежней компоновкой, но нам по силам работать параллельно сразу в двух направлениях».

В 2015-м ожидаются более серьезные изменения, чем просто конструктивная доработка мотора: Red Bull Racing и Renault станут активнее сотрудничать друг с другом, для чего технические структуры каждой из сторон будут перестроены.

Хорнер настроен оптимистично и считает, что изменения сработают © LAT
Хорнер настроен оптимистично и считает, что изменения сработаютФото: LAT

Red Bull станет активнее участвовать в работе над французскими моторами. Из Милтон-Кинса в Вири-Шатийон даже направят нескольких сотрудников, которые помогут Renault в работе над проблемными областями.

Чемпионы мира будут принимать более активное участие в работе над электросистемами, гибридными технологиями и компьютерным моделированием. Команда даже объявила об открытии вакансий инженеров, специализирующихся на симуляции (в том числе компьютерной) – им предстоит работать над развитием силовой установки Формулы 1.

Хорнер ясно дал понять, что Red Bull со свое стороны готова сделать всё возможное, чтобы помочь Renault.

«Сейчас важно определить те области, где мы сильны, а Renault испытывает сложности, - сказал он. - Мы поможем им в симуляции или моделировании, где имеем успешные наработки. Важно объединить силы и работать в тесном сотрудничестве, а не порознь».

В Renault полагают, что как только удастся добиться надёжности, можно будет сразу ожидать серьезного прогресса в плане характеристик мотора.

Абитбуль признал: «Низкая надежность приводит к росту затрат и не позволяет прибавлять в скорости. Те деньги, что мы расходуем на устранение технических проблем, могли бы пойти улучшение характеристик. Но надежность имеет для нас первостепенное значение».

RBR c 2015-го получит приорететный статус

Renault сконцентрируется на RBR, а клиентам вроде Caterham придётся адаптироваться © LAT
Renault сконцентрируется на RBR, а клиентам вроде Caterham придётся адаптироватьсяФото: LAT

Один из упреков RBR в сторону Renault состоял в том, что французский производитель пытался оказывать всем своим клиентам равную поддержку.

В то время как Mercedes и Ferrari сфокусировались на создании силовой установки с учетом интересов одной лишь заводской команды, заставив своих клиентов адаптировать шасси под уже готовый продукт, в Renault старались действовать более гибко.

Желание угодить всем своим клиентам - Red Bull Racing, Toro Rosso, Lotus и Caterham - привело к тому, что ни один из них не смог сполна использовать имеющийся потенциал.

Однако в 2015-м Renault изменит свою политику, обещая сфокусировать всё своё внимание на Red Bull Racing, а переход Lotus в лагерь Mercedes только облегчил руководству французского производителя принятие такого решения.

Таффен сказал: «Мы не просто планируем сосредоточить всё своё внимание на RBR - этот процесс уже запущен. Сейчас наши специалисты разрабатывают обновления, исходя из предпочтений команды. И большинство наших решений должно позитивно отразиться на времени круга».

общими усилиями

План Renault по возвращению на вершину должен придать новый импульс их отношениям с Red Bull. Обе стороны быстро осознали, что больше всего шансов добиться успеха у них будет, если остаться вместе.

Несмотря на проблемы, RBR и Renault одержали несколько побед © LAT
Несмотря на проблемы, RBR и Renault одержали несколько победФото: LAT

Хорнер отметил: «Нам нужен конкурентоспособный двигатель. Честно говоря, после проблем, которые выпали на нашу долю в этом году, я считаю сотрудничество с Renault наилучшей возможностью выправить ситуацию в среднесрочной перспективе.

Сейчас мы выстраиваем необходимую структуру, перестраиваем рабочие процессы и подбираем правильных людей. Это куда более верный подход, нежели просто поиск другого поставщика моторов».

Вот почему RBR опровергла разговоры о потенциальных планах по разработке своего собственного двигателя. На самом деле, такой вариант был для команды единственным, если она собиралась отказаться от сотрудничества с Renault.

«Нам это не нужно, - добавил глава Red Bull Racing. - Мы являемся конструкторами шасси. Если у нас есть возможность поддержать Renault, то мы сделаем это. Но команда ни в коей мере не стремится строить свой собственный мотор».

Сейчас ни в RBR, ни в Renault не говорят о прогрессе, которого рассчитывают добиться в сезоне-2015, но обе стороны ждут качественно иных результатов.

«Думаю, что мы должны сократить отставание, - считает Хорнер. - Вопрос в том, насколько сильно, потому что сейчас, нет сомнений, оно достаточно велико. Но мы уже точно знаем, что именно нужно делать».

Для Абитбуля цель очевидна: вернуть Red Bull Racing и Renault в борьбу за лидерство в каждой гонке.

«Мы хотим постоянно сражаться за победы и места на подиуме, - сказал он. - Но это вовсе не значит, что рассчитываем обрести превосходство, которое демонстрировали в последние годы.

Но после такой осечки нам важно вернуться и продемонстрировать свою силу. С маркетинговой точки зрения это будет хорошая история».

Red Bull Racing
Red Bull Racing

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle