Большое интервью: чемпион DTM Марко Виттман

15 октября 2014 в 14:14

В преддверии финального этапа DTM наш спецкор Сергей Беднарук специально для читателей AUTOSPORT.com.ru обстоятельно побеседовал с новым чемпионом серии Марко Виттманом

За два года Марко Виттман прошел путь от тест-пилота BMW до чемпиона DTM. В нынешнем сезоне 24-летнему немцу из команды RMG просто не было равных. На стартовом этапе первенства в Хоккенхайме он завоевал свою первую победу, а затем еще трижды повторил этот успех – и это при том, что его куда более опытные и титулованные соперники в 2014-м смогли покорить вершину подиума от силы единожды.

На всех трассах, в любых условиях и даже с максимальным балластом на борту своей BMW M4 DTM Виттман был стабильно быстр по ходу всего нынешнего сезона. Как итог, недавний дебютант стал недосягаем для своих преследователей уже за два этапа до окончания чемпионата, заработав почти вдвое больше очков, чем ближайший соперник.

Мы встретились с новоиспеченным чемпионом DTM в Зандворте – и поговорили о его триумфальном сезоне, попросили раскрыть секреты успеха, и не только.

Виттман празднует с командой выигранный титул
Виттман празднует с командой выигранный титул

Марко, еще раз наши поздравления с великолепно проведенным сезоном и заслуженным титулом. Расскажите, какие эмоции вы испытали, когда пересекли финишную черту на Лаузицринге и стали чемпионом?
МВ:
Для меня это стало самым значимым достижением в автоспорте за всю мою карьеру. Когда я пересек финишную черту, меня захлестнули эмоции. Мне довелось испытать невероятно приятные ощущения, когда после круга почета я вернулся в закрытый парк и все сотрудники BMW Motorsport приветствовали меня и поздравляли. Присутствие на гонке моей семьи – родителей и брата – сделало этот момент еще более эмоциональным. Если честно, я до сих пор до конца не могу поверить в этот успех.

На финальных предсезонных тестах вы задавали темп – возникали у вас уже тогда мысли о титуле?
МВ:
Нет, я ни разу не задумывался о том, что такой успех станет возможным. Тесты и гонки – это как две разные пары обуви. В одной тебе может быть комфортно, в другой – нет. Даже если ты был быстр на тестах, то это не значит, что по ходу гоночных уик-эндов соперники не окажутся сильнее.

Моей главной задачей перед сезоном было одержать первую победу в DTM. Как вы знаете, мне удалось добиться этого уже в первой гонке чемпионата. Но я и подумать не мог, что сезон сложится для меня столь успешно. Просто на каждом этапе я старался как можно лучше выполнить свою работу. В итоге все факторы успеха - такие, как машина и команда – сошлись воедино, что привело нас к триумфу.

А после победы на первом этапе мысли о титуле уже начали закрадываться?
МВ:
Нет-нет, в Хоккенхайме я точно об этом не задумывался, что вы! Наверное, по-настоящему верить в возможность титула я начал после победы в Шпильберге, когда мое преимущество в чемпионате стало уже достаточно серьезным. Но все равно старался об этом особенно не думать, потому что в DTM все может измениться очень быстро – стоит тебе сойти, а главному сопернику выиграть, как от былого преимущество не остаётся и следа.

Поэтому важнее всего было сохранять концентрацию и продолжать качественно выполнять свою работу. Конечно, когда за успехом в Шпильберге последовала еще одна победа на Нюрбургринге, которая позволила еще больше оторваться от преследователей, я уже всерьез начал думать о том, что могу стать чемпионом.

После успешного старта сезона в Хоккенхайме последовала неудача в Ошерслебене, где вы не заработали ни одного очка. Насколько тяжелым оказался этот момент?
МВ:
Поначалу и там все складывалось очень хорошо. Я стартовал с поула, лидировал, затем через несколько кругов мы перешли на дождевые шины. Но на рестарте я допустил небольшую ошибку, затормозил слишком поздно и не вписался в первый поворот, оказавшись в гравии. А в довершении всего подвела техника, что лишило нас очков в той гонке.

Но опять же повторюсь, что даже после победы в Хоккенхайме я не думал о возможности титула, поэтому не могу сказать, что неудачу в Ошерслебене я воспринял как удар по моим чемпионским шансам. Конечно, она стала разочарованием, но я не опустил руки и постарался приложить все силы, чтобы отыграться уже на следующем этапе – и мне удалось это сделать, выиграв гонку в Будапеште.

Проведя в серии всего один сезон, который я завершил на восьмом месте, не думаешь о титуле. Моей задачей было продолжать прогрессировать и постараться оказаться по итогам второго года в DTM в пятерке сильнейших.

В этом году BMW выиграла пять гонок – четыре победы одержали вы, а еще одну принес ваш партнер по команде Максим Мартен. В чем секрет такого успеха RMG?
МВ:
В чем секрет? Как я уже сказал, со своей стороны я старался всегда выкладываться по максимуму – в каждой сессии каждого гоночного уик-энда. А залогом успеха является множество факторов – к ним относится и подготовка перед этапом, и то, как складывается его начало и работа по поиску настроек машины.

При этом важно извлекать максимум и там, где нет шансов на высокие места – в нашем случае так было на Норисринге и Лаузицринге, к примеру. Мы не блистали скоростью на этих этапах, но старались использовать все возможности, чтобы заработать важные очки.

Так что никакого секрета здесь нет. Главное быть стабильным на протяжении всего сезона и постараться избежать нулевых результатов, ведь чемпионат состоит всего из десяти гонок, поэтому каждая неудача может обойтись очень дорого.

Насколько важна работа с гоночным инженером для достижения успешных результатов?
МВ:
Это очень важно. В межсезонье мы с Домиником [Харловом] много времени проводили вместе и работали над тем, чтобы добиться полного взаимопонимания. Важно, чтобы гоночный инженер доверялся вашему мнению и прислушивался к нему, а вы принимали его советы и рекомендации. Между гоночным инженером и пилотом должны быть не просто хорошие рабочие отношения – они должны быть друзьями. В нашем случае с Домиником это именно так.

BMW M4 DTM Виттмана © С.Беднарук
BMW M4 DTM ВиттманаФото: С.Беднарук

Можно ли говорить, что новая BMW M4 DTM подходит вашему стилю лучше предыдущей модели?
МВ:
Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Возможно, M4 DTM и впрямь подходит моему стилю пилотирования чуточку лучше, чем прежняя модель. Хотя и в 2013-м за рулем "эм-третьей" я тоже показывал хорошие результаты – особенно в квалификациях, а вот в гонках не всегда везло. Но скорость была. Во втором же сезоне я стал увереннее и спокойнее – и гораздо лучше изучил DTM, что помогло мне лучше раскрыть свой потенциал.

Все детали должны быть собраны воедино – именно этого нам и удалось добиться в нынешнем сезоне. В DTM настолько плотная конкуренция, что если в квалификации вы теряете одну-две десятые секунды из-за неточности в пилотировании или промаха с настройками, то вынуждены стартовать из глубины, а то и хвоста решетки. Такая плотность очень хороша для зрелищности, но крайне осложняет задачу пилотам.

Поэтому к каждому уик-энду нужно подходить со стопроцентной готовностью. Думаю, в этом и состоит одна из главных составляющих успеха. В прошлом году у RMG были проблемы, но к нынешнему сезону мы подошли в полной боевой готовности, сумели все собрать воедино – и вот результат.

В двух гонках вы сумели выиграть за рулем самой тяжелой машины в пелотоне. Насколько весовой гандикап осложняет борьбу?
МВ:
На самом деле в гонках это было не так заметно – там ты больше думаешь об износе шин, хорошем старте и первых кругах. Куда сложнее с лишним весом бороться в квалификации. Конечно, в гоночных условиях балласт тоже сказывается, но не так существенно. Для тяжелой машины нужно еще тщательнее подбирать настройки, чтобы постараться за счет этого нивелировать разницу в массе. Нам удалось справиться с этой задачей.

Чемпионство в DTM стало самым значимым достижением в автоспорте за всю мою карьеру. Когда я пересек финишную черту, меня захлестнули эмоции

Ваша жизнь изменилась после того, как вы стали чемпионом?
МВ:
Моя жизнь особо не изменилась. После выигранного титула мне пришлось принять участие во множестве различных маркетинговых и спонсорских мероприятий, было немало интервью. Кроме того, я посетил завод BMW в Мюнхене, чтобы лично поблагодарить всех сотрудников за работу и их вклад в этот успех – это очень важно.

Победа в чемпионате подарила отличные ощущения, но моя мотивация осталась такой же, как и до выигранного титула. Теперь я чувствую себя более расслабленным, но это не значит, что мой подход изменился – я нацелен добиться максимального результата, чтобы успешно завершить сезон и помочь BMW выиграть титул в зачете производителей. Было бы здорово завершить этот чемпионат еще одной победой.

Новым слоганом BMW в DTM стало выражение "Mega Marco" [Мега Марко]. Как вам эта идея?
МВ:
Я был очень удивлен, когда увидел эти баннеры – так как ничего об этом не знал. Конечно, мне было очень приятно видеть их – классная идея от BMW Motorsport, что сказать!

Значит ли это, что знаменитая литера "М", присутствующая в названии самых быстрых машин BMW, теперь означает "Marco" [Марко]?
МВ:
Мысль, конечно, интересная, но все же нет. Думаю, что такое почести я еще точно не заслужил.

В этом году в DTM, несмотря на присутствие целых семи чемпионов серии предыдущих лет, очень здорово проявляют себя молодые гонщики. Сначала вы, а потом Фиторис, Мартен и Верляйн отпраздновали свои первые победы. Как считаете, в серии происходит смена поколений?
МВ:
По моему мнению, в DTM отличный микс из опытных пилотов и молодых талантливых гонщиков. И опытные спортсмены, такие как Экстрём или Спенглер, по-прежнему очень сильны и могут бороться за самые высокие места.

То, что в этом году до Занфдорта ни одному из них не удалось выиграть гонку, лишний раз говорит о сложности DTM – повторюсь, для достижения успеха здесь нужно собрать воедино все факторы. Добиться идеала всегда очень трудно – но только так можно выиграть в DTM.

Это интересный вызов. И мне нравится, что перспективные гонщики сражаются с заслуженными пилотами на равных. Но в целом я считаю, что для серии такая комбинация из опыта и молодости – это очень здорово.

Первые шаги Виттмана в гонках
Первые шаги Виттмана в гонках

Давайте немного поговорим о вашей карьере. С чего все начиналось?
МВ:
Я начал свою карьеру в шесть лет. Конечно, в начале был картинг – причем сначала, я бы сказал, скорее для веселья. Но в моей семье всегда был серьезный интерес к автоспорту: мой дедушка выступал в гонках по подъему на холм, а папа участвовал в картинговых соревнованиях. Поэтому это был лишь вопрос времени, когда меня посадят за руль карта.

В итоге мне удалось проложить путь от картинга до молодежных формульных серий, где я смог добиться достойных результатов, чем и заслужил место в DTM.

Вы мечтали о Формуле 1?
МВ:
В детстве все юные гонщики грезят мечтами о Формуле 1. Но приходит момент, когда ты начинаешь реалистично оценивать картину мира. Выступая в Ф3 я понял, что лучшим вариантом для меня будет именно DTM, где я смогу раскрыться как профессиональный гонщик и добиться успеха. И я очень горд, что выступаю сейчас в этой серии за BMW.

Сначала один год я провел в должности тест-пилота – и поскольку не выступал в гонках, иногда было очень тяжело наблюдать за соревнованиями со стороны. Но тот сезон научил меня очень многому и позволил наилучшим образом подготовиться к дебюту в 2013-м. Так что я очень благодарен BMW за эту возможность и за то, что мне было оказано доверие, которое, смею верить, я полностью оправдал.

Что было самым сложным в вашей гоночной карьере?
МВ:
Сложно сказать. Пожалуй, самыми сложными моментами были мои времена в молодежных формульных сериях, когда зимой ты порой не знал, что тебя ждет в следующем сезоне и удастся ли вообще где-то поехать – искать спонсоров всегда было крайне тяжело. Обычно до феврале или марта будущее выглядело неопределенным. Это были сложные времена.

А может вспомните какие-то забавные эпизоды?
МВ:
Знаете, это непростой вопрос. Так или иначе, какие-то забавные вещи регулярно происходят на всех этапах карьеры. Но что действительно занятно, так это то, что спустя годы ты продолжает сражаться на трассах с теми же соперниками, что в свое время в картинге. С Тамбэ, Молиной, Фиторисом мы вместе делали первые шаги в автоспорте, а теперь снова встретились в DTM.

Кто был вашим любимым пилотом, когда вы начинали гоняться?
МВ:
В юности моим любимым гонщиком, конечно же, был Михаэль Шумахер – учитывая его достижения, думаю, что для мальчишек в Германии моего поколения он был настоящим героем.

Но со временем мое мировоззрение несколько изменилось, и сейчас примером для меня служит Алекс Дзанарди – это человек с невероятной страстью к гонкам и жизни. То, как ему удалось вернуться в автоспорт после своей ужасной аварии и снова добиваться успехов как в гонках, так и на Паралимпиаде, вызывает истинное уважение. Он – потрясающая личность, и я рад, что имею честь быть с ним знакомым.

Чем вы любите заниматься в свободное от гонок время?
МВ:
Мне нравится играть в сквош, а в зимнее время кататься на лыжах. К сожалению, в жизни профессионального гонщика остается не так много времени на какие-либо увлечения. Ведь выступления в соревнованиях – это только видимая часть нашей работы. Но также у нас есть многочисленные встречи, мероприятия, общение с прессой. А еще нужно постоянно держать себя в тонусе и отличной форме, поэтому много времени уходит на занятия физической подготовкой.

У вас есть любимая музыка или фильм?
МВ:
Что касается музыки, то у меня нет каких-либо предпочтений – мне нравятся многие современные композиции, но ничего особенного выделить не могу. Что касается кино, то я предпочитаю фильмы с автомобильной тематикой – как например, "Форсаж".

Какую трассу вы бы назвали своей любимой?
МВ:
Есть несколько трасс, которые мне особенно нравятся: Спа, Шпильберг, Зандворт, Хунгароринг, Хоккенхайм, конечно, "Северная петля" Нюрбургринга. Но если выделить одну, то я бы остановил свой выбор на Спа.

Виттман общается с болельщиками на Moscow Raceway © AUTOSPORT.com.ru
Виттман общается с болельщиками на Moscow RacewayФото: AUTOSPORT.com.ru

А как же Moscow Raceway, Марко?
МВ:
Длинная версия трассы мне очень понравилась. В прошлом году я, как и многие мои коллеги, остался не в восторге от решения использовать короткую конфигурацию, потому что только большое кольцо по-настоящему интересно.

Гонка этого года после не слишком удачной квалификации сложилась хорошо – я сумел финишировать четвертым и заработал важные очки, а Максим принес нашему коллективу победу. Именно на Moscow Raceway мы добились лучшего командного результата в сезоне.

Что бы вы передали своим поклонникам в России, которых теперь становится все больше?
МВ:
Знаете, я совершенно искренне жду возвращения в Россию в следующем году. Российские болельщики – невероятные. Видеть и общаться с ними очень приятно. В этом году на Moscow Raceway поклонники вручали мне подарки – для Европы это очень необычно. Такое гостеприимство очень заряжает и воодушевляет. Поэтому российский этап DTM – особенный. Спасибо болельщикам за такой прием и атмосферу!

О чем вы думаете на стартовой решетке, когда начинают загораться огни светофора?
МВ:
Откровенно говоря, в этот момент я особо не думаю о чем-то. В последние мгновения перед стартом нужно быть полностью собранным и сконцентрированным. Все должно быть готово для хорошего старта, нужно выбрать наилучшую траекторию к первому повороту. Раздумывать времени нет – на старте нужна полная концентрация.

После создания Ассоциации гонщиков DTM [DTMDA] много говорится о возможных изменениях в правилах. Чего бы хотелось изменить в серии лично вам?
МВ:
На мой взгляд, DTM может похвастать хорошими гонками и высоким уровнем конкуренции. Конечно, всегда есть, что еще улучшить. Думаю, какие-то серьезные изменения вносить ни к чему, потому что борьба интересная. Единственное, чего хотелось бы – это уйти от ситуации, когда все останавливаются в боксах на одном круге. Нужно сделать правило пит-стопов более открытым.

Марко Виттман ©С.Беднарук
Марко ВиттманФото: С.Беднарук

Какова ваша цель в автоспорте: хотели бы вы стать самым успешным гонщиком в истории DTM, побив рекорды Бернда Шнайдера, или, скажем, попробовать себя в других гонках – той же Ф1 или "Ле-Мане"?
МВ:
Пока я не задумываюсь над тем, чтобы превзойти рекорды Бернда Шнайдера. Он – уникальная личность и настоящая легенда DTM. Мне еще слишком рано замахиваться на его достижения.

Сейчас мне очень комфортно с BMW в DTM. Мне нравится пилотировать эти машины, а успешные выступления, как в этом сезоне, делают этот процесс еще более приятным. Кроме того, у меня есть возможность выступать за BMW в "24 часах Нюрбургринга", а вскоре я приму участие в гонке в Макао. Меня полностью это устраивает, поэтому у меня нет мыслей о Формуле 1, "Ле-Мане" или чем-то еще.

А у вас есть мечта за пределами гоночных трасс?
МВ:
В жизни главное – это здоровье. Поэтому мне бы хотелось всегда оставаться в хорошей форме.

Российские болельщики – особенные. Видеть и общаться с ними очень приятно. В этом году на Moscow Raceway поклонники вручали мне подарки – для Европы это очень необычно

Вы продолжаете жить в своем родном городе Фюрт неподалеку от Нюрнберга. Почему, вотличие от многих других гонщиков, предпочитающих Швейцарию, Австрию или Монако, вы решили остаться на родине?
МВ:
Мне очень нравится Франкония – историческая область на юго-востоке Германии, где и находится мой родной город Фюрт. Там живет моя семья, и мне важно как можно чаще видеть родных. Поэтому я всегда с большим удовольствием возвращаюсь домой – это лучшее место, чтобы "подзарядить батарейки" после изматывающих гоночных уик-эндов.

Спасибо большое, Марко, за интересные ответы. Последний вопрос: вы уже осознали себя чемпионом DTM и новым героем всей Германии?
МВ:
И да, и нет. Сезон еще не закончен, поэтому, повторюсь, я остаюсь полностью сконцентрированным. Наверное, полное понимание произошедшего придёт уже после финиша завершающей гонки сезона в Хоккенхайме.

Марко Виттман и его BMW M4 DTM
Марко Виттман и его BMW M4 DTM

Беседовал Сергей Беднарук, специально для AUTOSPORT.com.ru

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle