Формула 1 не должна делать поспешных выводов после аварии на Сузуке

Джонатан Нобл
16 октября 2014 в 18:05

Авария Жюля Бьянки на Сузуке вышла по-настоящему трагической, но Джонатан Нобл считает, что нужно отказаться от поспешных решений – и призывает руководство чемпионата извлечь из случившегося правильные уроки

Чтобы понять реакцию паддока на инцидент в Японии, нужно вспомнить события Гран При Венгрии 2009 года и даже трагедию в Имоле 1994 года.

На фоне неожиданных новостей с рынка пилотов и страха перед надвигающимся тайфуном Фанфон ужасный инцидент с участием Жюля Бьянки поверг всех в шок.

В свете первоначальной неуверенности относительно состояния пилота и самих обстоятельств его аварии мало кто готов был – или хотя бы просто мог – говорить на эту тему.

Сразу после инцидента борьба на трассе и в личном зачете отошла на второй план, все ждали новостей из медицинского центра префектуры Миэ.

И как это всегда бывает в моменты, когда трагедия нарушает нормальный ход жизни, быстро появились критики, требующие немедленных ответов и стремительного поиска виновных.

Драма на Сузуке многому научит Формулу 1 © LAT
Драма на Сузуке многому научит Формулу 1Фото: LAT

Люди хотели понять, почему старт гонки не перенесли на более раннее время, чтобы пилотам не пришлось бороться в сумерках; почему автомобиль безопасности не появился на трассе, когда трактор эвакуировал машину Адриана Сутиля; и почему Бьянки не отправили на вертолете в больницу?

Все эти вопросы были абсолютно уместными, но на каждый из них нашелся в итоге логичный и простой ответ.

Старт в другое время не гарантировал ощутимо лучших погодных условий. Причем основные сложности вызывал вовсе не сам дождь, принесённый тайфуном, а резкие порывы ветра, которые могли перерасти в ураган.

Двойных желтых флагов должно было хватить, чтобы пилоты гарантировано сбросили скорость на отрезке, где происходила эвакуация автомобиля Сутиля.

Да и решение везти Бьянки на карете скорой помощи соответствовало требованиям FIA по технике безопасности, поскольку время доставки пилота в больницу было бы сравнимо со временем полета вертолета, который мог столкнуться с проблемами при посадке около больницы из-за ухудшающихся условий.

Однако вышесказанное вовсе не значит, что эта ситуация ничему не сможет научить – и не научит – Формулу 1. Руководство чемпионата проанализирует вопрос использования специальной техники для эвакуации гоночных машин и условия, требующие использование автомобиля безопасности на трассе.

Однако очень важно, чтобы оказавшиеся под огнём критики руководители Ф1 принимали решения после тщательного и взвешенного анализа, подкрепленного научными исследованиями, а не руководствуясь одними лишь эмоциями.

В этом году у автора этих строк состоялся разговор с бывшим президент FIA Максом Мосли о драматических событиях в Имоле в 1994 году, которые привели к гибели Роланда Раценбергера и Айртона Сенны.

Тогда по его инициативе создали рабочую группу во главе с руководителем медицинской службы Ф1 Сидом Уоткинсом, который добился феноменального прогресса в повышении безопасности в гонках, в результате чего в автоспорте значительно сократились летальные исходы и пилоты реже стали получать тяжелые травмы.

Но в таком чемпионате, где гонщики едут колесо к колесу или рядом с ограждением на скорости 300 км/ч, невозможно полностью исключить несчастные случаи. А когда они все-таки происходят, причем сразу несколько факторов накладываются друг на друга, как это было на Сузуке, результат может оказаться трагическим.

Мосли привёл в пример инцидент с участием Фелипе Массы и Кими Райкконена на прямой Веллингтон в Сильверстоуне в этом году, а также вспомнил о завале в Спа два года назад, когда автомобиль Ромена Грожана пролетел над головой Фернандо Алонсо. В обоих случаях при незначительном изменении сценария последствия могли быть трагическими.

В Спа в 2012 лишь чудом никто не пострадал © LAT
В Спа в 2012 лишь чудом никто не пострадалФото: LAT

«Всё может произойти, - сказал Мосли. – В нашем деле никогда не будет полной безопасности. Но вы должны делать всё, чтобы уменьшить вероятность травм, как это делают в авиации.

Любой полёт несет определенный риск. Но вы можете повлиять на снижение вероятности развития событий, когда ситуация выйдет из-под контроля. Это достигается введением бесконечного количества проверок и мер предосторожности. В итоге риск несчастного случая уменьшается настолько, что вы готовы смириться с его величиной».

Я спросил его, какой, по его мнению, может быть реакция в наши дни, если пилот получит тяжелую травму или погибнет, поскольку все в спорте отвыкли от этого.

«Тогда мне хотелось бы, взглянув на самого себя в зеркало, честно признаться: я сделал все возможное и ничего не упустил, - сказал Мосли. – Это очень важное чувство.

Что-то похожее было у нас с раллийными гонками. Мы знали, что есть определенные этапы, где зрители наблюдают за происходящим из тех мест, где им не следовало бы находиться.

Мы приняли множество мер безопасности, но понимали, что всегда можно сделать больше. И если вы найдете что-то новое, однажды это может предотвратить травму или гибель».

Уик-энд на Сузуке показал, что действительно всегда есть возможность сделать больше, поскольку сочетание факторов в Японии привело к аварии, последствия которой оказались крайне тяжелыми.

Только это не значит, что нужно пальцем указать на кого-то, сделав его виновным во всём. Вместо этого следует спокойно и детально подумать над тем, как исключить в будущем повторения такой ситуации. Важно, чтобы впредь такое же сочетание факторов уже никогда не привело бы к столь трагической аварии.

Жюль Бьянки
Жюль Бьянки

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle