Гран При Бразилии: обзор гонки от Эда Стро

Эд Стро
21 ноября 2014 в 14:57

Льюису Хэмилтону было не обязательно выигрывать в Бразилии – но он вполне мог это сделать, если бы не спорное тактическое решение команды и собственная ошибка. А Нико Росберг вновь доказал, что отнюдь не является слабым противником. Эд Стро рассказывает, как было дело

В спорте все сводится к тому, чтобы понять – стоит ли награда того, чтобы рисковать ради нее. Порой в ситуации, когда нужно принимать решение, балансируя на острие ножа, всего один шаг определяет разницу между успехом и поражением.

Льюису Хэмилтону и его гоночной бригаде пришлось в ключевой момент делать подобный выбор – в итоге оказалось, что они действовали неверно.

Не то чтобы второе место в Бразилии стало поражением – вовсе нет. Отправляясь в Сан-Паулу, британец отлично знал, что в оставшихся двух гонках ему достаточно финишировать сразу следом за напарником – и чемпионский титул окажется у него в кармане.

В этом смысле дело уже было наполовину сделано. Но на протяжении всего уик-энда Хэмилтон как мантру повторял, что приехал побеждать, а не просто зарабатывать очки – и его выступление в гонке доказало, что это были не пустые слова.

Прекрасная возможность возглавить пелотон представилась Льюису с началом второй волны пит-стопов. Нико Росберг сохранил лидерство на старте, а затем остался впереди и после первого посещения боксов, когда большинство пилотов решили перейти с недолговечной резины Soft на более жёсткий состав Medium, оказавшийся наиболее подходящим для Интерлагоса.

Перед вторым пит-стопом разрыв между Росбергом и его преследователем был минимальным. Для Хэмилтона настал момент атаковать изо всех сил.

Именно этим он и занялся, показав быстрейшие первый и второй сектора на 27-м круге – в конце которого по изначальному плану должен был свернуть в боксы. Но капитанский мостик решил оставить пилота на трассе еще на круг. Решение казалось вполне логичным, так как с учетом темпа должно было позволить Льюису беспрепятственно выйти на первую позицию после пит-стопа.

Хэмилтона развернуло в тот самый момент, когда он уже был готов возглавить гонку © LAT
Хэмилтона развернуло в тот самый момент, когда он уже был готов возглавить гонкуФото: LAT

Еще один быстрый круг – и все бы получилось. И тогда уже Росбергу пришлось бы атаковать, хотя сам он как раз планировал не слишком перегружать свежий комплект шин Medium в начале очередного отрезка.

«Это случилось как раз перед въездом в боксы, когда я мчался к вершине холма, – рассказал Хэмилтон про тот момент, когда понял, что ему предстоит еще один круг перед пит-стопом, – по радио мне сказали, чтобы я продолжал атаковать».

И Льюис делал, что было велено. На первом секторе он вновь оказался быстрее всех, на одну десятую превзойдя результат Робсерга на том же круге. Но когда британец нажал на педаль тормоза перед Descida do Lago, задние колеса заблокировались.

Он быстро среагировал и попробовал скорректировать траекторию, но сцепления не хватило, и машину бросило в занос. Разворот стоил ему шести секунд – а с ними, вполне вероятно, и победы.

«Мне сказали изменить настройки при помощи переключателя, но делая это, я не имел возможности заняться балансом тормозов, — рассказал Хэмилтон, — и когда затормозил, задние колеса заблокировались. Так что здесь одно повлекло за собой другое».

Не было никаких сомнений в скорости Льюиса, но по мере того, как пилоты всё дальше удалялись от старта, становилось понятно: в этот раз ему необходим некий тактический маневр, чтобы переиграть Росберга. Попытка проехать дополнительный круг перед вторым пит-стопом как раз и была таким маневром, но она не оправдала себя.

«Мы попросили Льюиса атаковать, и он действительно выжимал и машины все, что можно, — пояснил глава автоспортивного подразделения Mercedes Тото Вольф, — Из-за того, что он демонстрировал такой темп и показывал быстрейшие сектора, мы решили оставить его на трассе еще на один круг, но он потерял контроль над машиной».

И вместо того, чтобы оказаться впереди Нико, к концу 29-го круга Хэмилтон отставал от него на 7,5 секунд. Да, он был быстрее, но с точки зрения ситуации в чемпионате это уже ничего не решало. Дальше британец вполне мог руководствоваться соображенями холодного рассчёта и спокойно доехать до финиша вторым — зная, что если в Абу-Даби проблем в гонке не возникнет, титул ему все равно обеспечен.

Излишняя осторожность едва не лишила Льюиса титула в Бразилии-2008 © LAT
Излишняя осторожность едва не лишила Льюиса титула в Бразилии-2008Фото: LAT

Но Хэмилтон явно не собирался осторожничать. Возможно, он вспомнил события Гран При Бразилии 2008 года, когда чуть не упустил победу в чемпионате, поставив перед собой задачу исключить любой риск и просто финишировать в первой пятерке. Так или иначе, в этот раз Льюис решил атаковать. И атаковать изо всех сил.

Следующие 24 круга он демонстрировал феноменальный темп. По ходу тренировочных заездов и квалификации у Росберга было небольшое, но принципиальное преимущество — но в гонке Хэмилтон оказался неудержим. Успевая беречь резину и тормоза, он все равно очень быстро свел преимущество Нико на нет.

К концу 34-го круга отставание Льюиса от лидера сократилось до 5,5 секунд. К 39-му осталось всего четыре секунды, к 43-му – три. Прогресс был впечатляющим и явно раздражал Росберга, который в какой-то момент даже попросил команду перестать постоянно напоминать ему о том, как быстро тает отрыв.

К моменту, когда лидер вновь поехал менять шины на 50-м круге, его преимущество сократилось уже до двух секунд. В этот раз никто не стал изобретать нестандартную тактику, и Хэмилтон свернул на переделанный въезд в боксы на следующем же круге.

С учетом того, сколь непросто пришлось комплекту его резины во время погони за лидером, шансов переиграть Нико по ходу пит-стопов на этот раз не было – но Льюис обязан был попробовать подобраться к напарнику как можно ближе.

Остановка Хэмилтона длилась на пару десятых меньше, и в целом он смог отыграть на пит-лейне 0,4 секунды. На круге заезда Льюис также был на четверть секунды быстрее – но всё же он не смог вернуться на трассу впереди Нико.

Британец не сдавался: едва покинув боксы, он первый же круг преодолел на 1,4 с быстрее напарника, что позволило ему на 53 круге задействовать DRS, чтобы максимально близко подобраться к Росбергу.

На протяжении нескольких последующих кругов казалось, что Нико неизбежно отдаст лидерство. В конце концов, во всех трех гонках, предшествующих бразильскому этапу – в Остине, Сочи и на Сузуке – он уступал Льюису, когда дело доходило до борьбы колесо в колесо.

Но на протяжении бразильского уик-энда Росберг не зря повторял в каждом интервью, что разобрался с ошибкой, допущенной на ГП США, и больше ее не повторит. Он явно не собирался сдаваться. И последующие 18 кругов непобедимый доселе Хэмилтон словно упирался в непреодолимое препятствие, которым вдруг стал Нико.

Росбергу важно было поддерживать отвыв в ключевых точках трассы © LAT
Росбергу важно было поддерживать отвыв в ключевых точках трассыФото: LAT

Росберг, конечно, считал, что гонку контролирует он. И в каком-то смысле был прав.

Нико настаивал, что вовсе не осторожничал – и хотя ему действительно удавалось удерживать Хэмилтона, в то же время едва ли можно было говорить о резерве скорости, который при желании позволил бы сбросить преследователя из зоны DRS.

Это означает, что у немца не было права на ошибку, той "подушки безопасности", что помогла бы остаться впереди, натолкнись он не вовремя на кругового или допусти незначительную помарку.

«Важно было сохранять такой отрыв, чтобы он не мог обогнать меня, – объяснял потом Росберг, – и с этой точки зрения все складывалось успешно. В идеале, конечно, лучше было бы иметь 20-секундное преимущество! Но на это явно не стоит рассчитывать в ближайшее время, так как Льюис – очень сильный соперник и его уровень пилотажа невероятно высок.

За исключением всего пары гонок, в этом сезоне мы всегда боролись рядом – возможно, теперь так будет всегда».

Вообще, на выступление Росберга можно посмотреть с двух диаметрально противоположных точек зрения.

С одной стороны, на этом этапе у него вновь не было такой же воскресной скорости, как у напарника, и он вряд ли бы выиграл, если бы Льюис не вылетел с трассы перед вторым пит-стопом.

Но с другой, Нико смог взять поул, а затем во время самой гонки сдерживать более быстрого соперника, тем самым превратив очередное потенциальное поражение в победу.

И вторая точка зрения, пожалуй, все же ближе к истине.

Стоит учитывать, какое бремя сейчас лежит на плечах Росберга. Он не выигрывал с июльского этапа в родной Германии, а Хэмилтон у него на глазах поднимался на вершину подиума в пяти Гран При подряд, причем в четырех из них у немца тоже были шансы на победу, но он либо ошибался, либо напарник просто обгонял его.

Важнее всего Росбергу было не допустить еще одного поражения © LAT
Важнее всего Росбергу было не допустить еще одного пораженияФото: LAT

Росберг не очень любит говорить о текущей ситуации, что вполне объяснимо, так как последнее время все складывалось в пользу Льюиса.

Можно было бы сникнуть, признать, что Хэмилтон оказался сильнее. Но Нико в этом году не перестает удивлять своей способностью вновь подняться после неудачи, встряхнуться и снова устремиться в бой. И на Интрелагосе вновь произошло именно так.

«Это был отличный уик-энд, - сказа он, - в Остине в воскресенье я сплоховал, так что для меня было важно исправиться, так как я чувствовал, что там не лучшим образом сделал свою работу.

Сегодня же у меня все получилось, я извлек уроки из того, что произошло в США, и это большой шаг в правильном направлении. Можно было бы, конечно, сделать это на один этап раньше, но мне по-прежнему есть за что бороться.

Разумется, я был уверен в себе, потому что на первом отрезке мне удавалось контролировать отрыв таким образом, чтобы у Льюиса не было даже возможности перейти в атаку. В силу этого я был уверен, что смогу держать ситуацию под контролем на протяжении всей гонки.

Когда Льюиса занесло, и он отстал от меня, я смог лучше обычного беречь шины, чтобы потом держать высокий темп в конце отрезка. Сегодня было критически важно правильно работать с резиной, и мне это удалось».

Чтобы удерживать Хэмилтона, Нико должен был держать в уме непростое уравнение. Он был особенно уязвим в двух зонах DRS, одна из которых располагалась на главной прямой, а вторая – перед четвертым левым поворотом Descida do Lago.

Не вызывало сомнений, что на этих двух участках у Льюиса будет преимущество в скорости, но Нико оставался в безопасности до тех пор, пока ему удавалось без потерь проходить второй сектор, не упираясь ни в кого из круговых.

Хэмилтон уверен, что выступил в Бразилии удачно © LAT
Хэмилтон уверен, что выступил в Бразилии удачноФото: LAT

Перед Хэмилтоном на трассе находилась точно такая же машина, как у него самого, и с точки зрения аэродинамики преследовать ее в извилистом втором секторе было очень неудобно.

Чтобы подобраться на дистанцию атаки, Льюису оставалось рассчитывать на ошибку самого Росберга. Но в этот раз напарник не стал ему помогать. Впрочем, лидер сезона все равно остался доволен тем, как поборолся с Нико.

«Уже многие годы все говорят о том, как я [не лучшим образом] работаю с резиной и все такое, – отметил он. – Но сегодня я использовал свои шины лучше, чем кто-либо другой. Лучше, чем Нико.

Он был впереди, я преследовал его, все время оставаясь в "грязном" воздушном потоке – но все равно заставлял резину работать и боролся с ним. А после пит-стопа, темп у меня стал еще лучше.

Надеюсь, что люди всё видят, и в этом есть множество позитивных моментов».

Моменты эти и впрямь заметны. Росбергу, чтобы одержать пятую победу в сезоне, необходимо было бороться как с более быстрым соперником, так и с неутешительной статистикой последних гонок. Хэмилтон же, несмотря на свою ошибку, все равно был неоспоримо быстр.

Его главной наградой будет осознание того, что в Абу-Даби теперь достаточно будет повторить результат Гран При Бразилии – и это позволит выиграть титул в одном из самых упорных за последние годы битв за чемпионство.

Но Росбергу тоже удалось сделать то, что он уже не раз демонстрировал в этом сезоне – подняться и нанести удар в тот момент, когда его уже начали списывать со счетов. Так что на Яс-Марине он вновь будет грозным соперником.

В конце концов, в решающих гонках чемпионата может случиться что угодно. Mercedes в этом сезоне уже добыла рекордные 11 дублей, и еще один гарантирует Хэмилтону второе в карьер звание чемпиона Формулы 1.

Росбергу же необходима немалая доля везения - даже если он выиграет ближневосточный этап, всё равно нужно, чтобы Хэмилтон не смог финишировать вторым.

В такой ситуации тяжело полагаться только на Фортуну. Именно поэтому после стольких собственных неудач Росбергу было приятно видеть, что его главный соперник тоже может допустить ошибку.

ГП Бразилии: обзор гонки от Эда Стро
ГП Бразилии: обзор гонки от Эда Стро

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle