Правило двойных очков не несёт серьёзной угрозы для Формулы 1

Эд Стро
23 ноября 2014 в 8:05

Призрак одного из самых спорных изменений правил Формулы 1 в это воскресенье будет бродить по Абу-Даби. К счастью, по мнению Эда Стро, мы не должны переживать по поводу этой нормы

Правило двойных очков нелепо по своей сути, а уж в свете того, как этот пункт правил может повлиять на развязку чемпионата в воскресенье, у него появился едва ли не демонический отблеск. Но в действительности не всё так страшно.

Ситуацию, при которой этот фактор может стать решающим – а это возможно, если удвоенные баллы принесут титул Нико Росбергу в ситуации, когда классическая схема сделала бы чемпионом Льюиса Хэмилтона, – можно смоделировать, проанализировав результаты предыдущих гонок.

Самый беглый анализ показывает, что всего раз по ходу нынешнего сезона сезона был зафиксирован исход Гран При, который удовлетворяет нашим условиям.

Это произошло в Германии – проблемы с тормозами на машине Хэмилтона в первом сегменте квалификации вынудили британца отыгрываться в гонке, прорываясь из конца пелотона – в результате Льюис всё же финишировал на третьем месте, тогда как Росберг победил.

Итак, вероятность того, что немец станет чемпионом только благодаря правилу начисления двойных очков, на основе статистических данных составляет меньше шести процентов.

Приведенная информация вовсе не означает, что такой расклад невозможен, просто хочется верить, что Формула 1 сумеет избежать многочисленных разговоров в духе ”а что было бы, если…”. К счастью, уже в следующем году мы не увидим этой нормы в регламенте.

При всех его недостатках правило двойных очков и его влияние на события нужно оценивать взвешенно. Да, оно неправильно по своей сути, но данная норма далеко не единственное, что повлияет на ход событий в Абу-Даби в этот уик-энд.

Если повторится ситуация Гран При Германии, Хэмилтон проиграет титул © LAT
Если повторится ситуация Гран При Германии, Хэмилтон проиграет титулФото: LAT

Вновь и вновь слышен недовольный ропот тех, кто считает несправедливым сам тот факт, что Росберг до сих пор претендует на титул.

По их словам, Нико победил лишь в пяти гонках, тогда как Хэмилтон первенствовал в десяти Гран При. Может случиться так, что немец возьмет титул, имея в активе шесть побед против десяти, что, по мнению многих, будет нечестно.

Любопытно, что в большинстве своём эти же критики возражали против памятной идеи внедрения медальной системы, при которой титул чемпиона доставался тому, кто чаще побеждал по ходу сезона.

Этот вариант является еще более неудачным способом определения чемпиона, потому что во внимание принимаются только лучшие, пиковые выступления, а все остальные результаты попросту игнорируются. Ну а если вы всё же хотите, чтобы победы решали всё, тогда система с медалями – ваш выбор.

Эффективная система начисления очков тем и хороша, что должна учитывать все факторы, которые делают сезон удачным – а это означает, что было бы неправильно учитывать только победы.

В случае с Росбергом одной из его самых успешных гонок, как ни удивительно, можно назвать Канаду. Там Нико, несмотря на серьёзные проблемы с ERS, вынудившие сойти его напарника, всё-таки сумел финишировать на втором месте. Однозначно нельзя игнорировать очки, заработанные им в том Гран При, в процессе принятия решения, кто же более достоин стать чемпионом.

Если вы всё еще находите нелепым тот факт, что Росберг по-прежнему претендует на титул – к слову, не стоит поддаваться обманчивому впечатлению и вспоминать лишь несколько последних гонок, когда Льюис и впрямь смотрелся посильнее, – то давайте детальнее присмотримся к системе начисления очков.

Любая такая система искусственна по своей природе. Не существует подхода, который гарантировал бы субъективно лучшему пилоту тот факт, что он и объективно окажется первым.

Если не принимать во внимание всевозможные тонкости, прежде всего учет лишь определённого числа лучших результатов, то с 1950 года в Формуле 1 было пять принципиально разных базовых систем начисления зачётных баллов. В этом списке есть пара довольно похожих вариантов с десятью очками за победу (и начислением баллов первой шестёрке или восьмёрке), а также более "древние" схемы, когда победителю давали девять или даже восемь баллов.

Приняв для простоты, что мы не будем ничего отбрасывать, а равно не станем давать очко за лучший круг, как на заре времён, можно прийти к удивительному открытию. Оказывается, Росберг по-прежнему претендовал бы на титул при любых раскладах за исключением системы 10-6-4-3-2-1, которая использовалась в сезонах 1992-2002 годов.

А при использовании системы из начала 2000-х (10-8-6-5-4-3-2-1) Росберг и вовсе имел бы гораздо больше шансов на титул: чемпионом стал бы тот из пилотов, кто выиграл бы в Абу-Даби, вне зависимости от результата соперника.

Если же проводить подсчёты, начисляя за победу по восемь или девять очков, то Льюис приехал бы в Эмираты со значительным преимуществом – но всё же без гарантированного титула.

Гран При Канады - одна из лучших гонок Росберга, пусть даже он и не победил © LAT
Гран При Канады - одна из лучших гонок Росберга, пусть даже он и не победилФото: LAT

Учитывая, что четыре системы из пяти дают Росбергу шанс в последней гонке, не стоит обвинять текущие правила начисления очков в том, что немец всё ещё участвует в чемпионской гонке.

Сколь бы мудрёным ни было правило двойных очков, оно здесь ни при чём.

Любопытно, что сотни гоночных серий по всему миру используют различные варианты начисления очков, зачастую со своими особенностями – которые при этом устраивают всех.

Скажем, в серии IndyCar и австралийской V8 Supercars есть этапы, по результатам которых начисляется больше очков. Однако аналогии с Абу-Даби проводить не стоит, поскольку "500 миль Индианаполиса" в IndyCar и гонка на классической трассе Батерст в V8 стоят того, чтобы выделить их особо. Дополнительные очки начисляются за дополнительную сложность.

[Как тут не вспомнить российский кольцевой чемпионат, где победитель гарантированно получает 100 очков, а вот распределение оставшихся баллов проводится не по фиксированной схеме, а зависит от числа вышедших на старт участников по логарифмической шкале, прописанной в отдельной брошюре!!]

Но всё же наиболее экстремальной стоит признать систему, используемую в состязаниях в NASCAR. Там действует так называемый формат "Чейз" (Погоня за Кубком) в концовке сезона. Его ввели в 2004-м и с тех пор новация отлично зарекомендовала себя в американском чемпионате.

В этом году схема была скорректирована, чтобы обеспечить принцип "победитель получает всё" в последней гонке. К слову, она прошла в минувшее воскресенье на овале в Хоумстеде.

Итак, вот как развивается "Погоня": 16 пилотов вступают в борьбу, которая длится на протяжении десяти финальных этапов. Из четырёх десятков пилотов в этот список входят победители гонок первой части чемпионата плюс те, кто заработал больше всех очков, если победителей для заполнения всех вакантных мест оказывается недостаточно. Остальные, вне зависимости от результатов, продолжают выходить на старт, но о титуле могут забыть.

Затем следует три блока про три этапа, в результате каждого из которых отсеиваются по четыре пилота, которые заработали на этом отрезке наименьшее количество очков – но если гонщик выиграл хотя бы один раз, он автоматически проходит дальше.

В этом году Кубок Sprint между собой разыграли Кевин Харвик, Джой Логано, Денни Хэмлин и Райан Ньюман.

Последняя гонка стала настоящим украшением чемпионата – все претенденты на протяжении большей части дистанции боролись между собой, и хотя Логано выпал из борьбы в результате провального пит-стопа, трое других держали американских зрителей в напряжении до самого финиша.

Харвик выиграл гонку и завоевал титул, опередив Ньюмана, тогда как Хэмлин финишировал седьмым. Примечательно, что в итоге победил сильнейший – Харвик объективно был лучшим по ходу всего сезона-2014.

Кевин Харвик выиграл "Погоню за Кубком" NASCAR в этом сезоне © LAT
Кевин Харвик выиграл "Погоню за Кубком" NASCAR в этом сезонеФото: LAT

Однако в США концепция плей-офф, при которой всё решается в самом конце, давно стала нормой во множестве спортивных дисциплин, и использование другого подхода породило бы непонимание и просто смотрелось бы неестественно.

Всё могло сложиться по-другому. Если принимать во внимание лишь очковую систему, то, несмотря на её природу, которая благоволит победителям, Ньюман без единой выигранной гонки был бы очень близок к чемпионству.

Стоит также отметить, что в случае условного применения системы начисления очков по ходу всего года и полного отказа от "Чейза" сильнейшим стал бы вовсе не вышедший в финал Джеф Гордон, а при действии прошлогодних правил "Погони за Кубком", выиграл бы Логано.

Несмотря на такое разнообразии вариантов всегда существует гонщик, который, по мнению большинства, более всего достоин победить. И эффективность любой системы будет проверена финальным результатом. Она должна прежде всего констатировать факт.

Не существует идеального объективного способа оценить достижения пилота, и вывод, справедлива система или нет, можно будет сделать лишь по итогам её применения.

Такова природа чемпионата длиной в сезон – чаша весов может склониться в одну из сторон из-за банального невезения, одного инцидента или внешнего фактора.

К счастью, искажение, вносимое правилом двойных очков на одном из не самых значимых этапов, проходящих на далеко не выдающейся трассе, не является серьёзной угрозой.

Если же Росберг выиграет титул, финишировав первым или вторым, а Хэмилтон при этом сойдёт с дистанции, винить указанную норму правил бессмысленно. Это было бы лишь обычным капризом спортивных богов.

Не стоит забывать, что часто в последней гонке чемпионата случается что-то непредвиденное.

Если же один из сценариев, при котором правило двойных очков сыграет свою роль, осуществится – скажем, Росберг, финиширует пятым, заработав 20 баллов, тогда как Хэмилтон сойдёт с дистанции – это станет катастрофой для Формулы 1.

Суть дела будет заключаться даже не в том, кто победил, а кто проиграл – просто события последней гонки получат непропорционально высокую значимость.

Так что давайте пожелаем удачи Хэмилтону и Росбергу в этой гонке. Пусть победит лучший.

И еще крайне важно – хотя почти наверняка так оно и будет, – чтобы двойные очки не оказали никакого влияние на исход чемпионата.

Иначе Формуле 1 будет нанесён серьёзный вред.

Льюис Хэмилтон и Нико Росберг
Льюис Хэмилтон и Нико Росберг

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle