Почему в McLaren так долго тянули с выбором в пользу Баттона

Бен Андерсон
15 декабря 2014 в 22:36

Оставить пилота, который был лидером команды в прошедшем году – вроде бы логичный и несложный выбор. Но почему тогда Дженсону Баттону пришлось так долго ждать такого решения руководства Mclaren? Бен Андерсон проанализировал ситуацию

Томительное ожидание окончательного решения по составу McLaren наконец-то завершилось.

Эта интрига стала главной для поклонников Формулы 1 в преддверии зимнего затишья: все внимательно следили за перипетиями в команде из Уокинга, которая постоянно откладывала определение напарника для своего блудного сына Фернандо Алонсо. Выбрать нужно было между Дженсоном Баттоном и Кевином Магнуссеном.

В итоге McLaren приняла решение подписать двухлетнее соглашение с Баттоном, понизив Магнуссена в должности: после выступлений в Больших Призах, начавшегося с подиума в первой же гонке, датчанину отныне придётся довольствоваться лишь ролью резервного пилота.

Пилоты McLaren плотно боролись на трассе, хотя по очкам за сезон этого не скажешь © LAT
Пилоты McLaren плотно боролись на трассе, хотя по очкам за сезон этого не скажешьФото: LAT

Баттон поставил подпись под контрактом только поздно вечером в минувшую среду, а уже спустя несколько часов – утром в четверг – коллектив из Уокинга собрал у себя в Технологическом центре журналистов, чтобы представить своих пилотов.

Вместе с новым дуэтом гонщиков – Алонсо и Баттоном – на вопросы отвечали босс Honda Motorsport Ясухиса Араи, глава McLaren Рон Деннис и чуть грустный Магнуссен.

Для Дженсона процесс принятия решения команды был томительным и долгим, но в итоге, как он сам сказал, ожидание стоило того.

Теоретически подписание нового соглашения с британцем выглядело логичным выбором. Мало того, что Баттон переиграл Магнуссена в квалификациях, пусть и со счетом 10:9 – хотя скорость на одном круге никогда не считалась его сильной стороной, – так еще и по очкам он значительно опередил молодого напарника.

В 2014 году Баттон заработал их в два с лишним раза больше, чем Кевин, поэтому, будь у McLaren два Магнуссена в минувшем сезоне, команда из Уокинга проиграла бы Force India борьбу в Кубке конструкторов.

Кроме простой статистики в пользу Дженсона говорит его богатый опыт, который крайне важен для партнёрства McLaren-Honda на первых этапах развития нового проекта турбомотора V6. Плюс к этому – статус чемпиона мира, который привлекает потенциальных коммерческих партнеров, ведь у коллектива Рона Денниса до сих пор нет титульного спонсора.

Но если бы всё было так просто, руководству McLaren не пришлось бы тратить уйму времени для определения состава. Гоночный директор команды Эрик Булье рассказал, что в действительности дебаты о выборе пилотов затронули практически всех руководителей McLaren, поскольку их совместному проекту с Honda важно было сделать правильную ставку в долгосрочной перспективе. Именно поэтому решение в пользу Баттона не могло приниматься с учетом одних лишь результатов 2014 года.

«У нас были продолжительные дискуссии, поскольку мы взвесили все плюсы и минусы при сохранении каждого из наших гонщиков, - сказал Булье. – Ситуация менялась в последние недели, поэтому некоторые минусы стали плюсами и наоборот. Так что решение далось нам нелегко.

Деннис и Булье немало спорили о составе © LAT
Деннис и Булье немало спорили о составеФото: LAT

Если бы мы думали только о следующем сезоне, то выбрать было бы проще простого. Но нам важно учитывать планы на 2016 год и дальше, поэтому всё оказалось не столь очевидным. И если я какие-то моменты считал негативными, то Рону они, напротив, казались положительными.

Мы обсуждали всё это, и должен сказать, разговор вышел откровенным. Мы зашли с Роном в комнату, закрыли двери и я сказал: "Хорошо, представим, будто я ваш адвокат, а вы – мой; я буду защищать ваше мнение, а вы сейчас попробуйте меня переубедить".

В итоге мы трижды пробовали этот приём – и всякий раз аргументов в пользу того и другого пилотов оказывалось поровну! Такие вопросы отнимают много времени и требуют тщательного анализа. Но теперь решение уже принято – и пора двигаться дальше».

Подписание контракта позволило Баттону сбросить тяжелый груз с плеч, хотя даже после того, как пилот поставил росчерк своего пера под документом, у его окружения не было ясности, почему принятие решения потребовало такого времени.

Деннис ссылался на некие неназванные осложнения, которые могли возникнуть при сохранении британца, но Баттон, похоже, выразил готовность решить их, независимо от того, о чем может идти речь.

Когда AUTOSPORT попросил Денниса объяснить, что заставило McLaren сделать окончательный выбор в пользу британца, ответ Рона был довольно уклончивым.

«Правда в том, что во время любых переговоров вы приходите к ситуации, когда начинаете обсуждать то, что вас тревожит, - начал Деннис. – Когда между нами шла дискуссия, то мы обозначили ряд моментов, которые нас беспокоили.

У Денниса были сомнения в Баттоне © LAT
У Денниса были сомнения в БаттонеФото: LAT

Мы говорили об этом с Дженсоном, и сложно даже передать, насколько откровенным вышел разговор. Вы можете поступить так, лишь когда ваш собеседник – опытный и мудрый гонщик.

Целый уик-энд я посвятил поиску решений, а не размышлению над проблемами. Затем описал Дженсону, каким вижу выход из некоторых ситуаций, на что он просто ответил: "Без проблем". Вот и всё.

Как только мы попробовали устранить некоторые сложности, они тотчас исчезли. Всё очень просто. Затем нам удалось прийти к окончательному согласию. В процессе мы затронули все противоречия, которые есть между нами и волнуют меня. Теперь же нам остается просто выполнить всё то, о чем мы договорились».

Одним из таких обещаний Баттона была гарантия, что он прибавит в скорости на трассе, чтобы соответствовать уровню Алонсо, который со следующего года начнет работать по другую сторону гаража McLaren.

Раз так – выходит, в 2014 году Деннис неоднократно приходил к выводу, что Баттон не демонстрирует максимума своих возможностей за рулем автомобиля.

«Нет причин, почему Дженсон не сможет достойно показать себя на трассе, - продолжил Рон. – Окончательно мое мнение изменилось после нашего с ним разговора по завершению финальной гонки сезона.

Алонсо - сложный напарник для любого пилота
Алонсо - сложный напарник для любого пилота

Его слова кардинально отличался от тех, что я слышал в последний месяц. Именно тогда я окончательно поверил в искреннее желание Дженсона выступать за рулем нашего автомобиля Ф1. И я верю, что он сможет достойно выглядеть на фоне Фернандо.

Если он сможет выйти на тот же уровень или хотя бы окажется поблизости – это будет замечательно. Мы хотим, чтобы нас представляли два пилота, способных выиграть гонку. Каждый из них будет стремиться опередить напарника, да и для сохранения баланса внутри команды важно, чтобы не было доминирования одного гонщика.

Наши пилоты – настоящие ветераны автоспорта. Они знают, как правильно работать со СМИ, как строить отношения в команде и оба обладают опытом выступлений за McLaren. И у всех у нас общая цель – победа».

Что же, выбор уже сделан и Баттон может вздохнуть с облегчением. Впрочем, впереди его ждет выступление рядом с пилотом, которого многие считают лучшим в мире на данный момент.

Но что же делать оставленному на обочине Магнуссену?

Нужно признать, датчанин недостаточно хорошо провел дебютный сезон, чтобы гарантировать себе место на следующий год. В основном проблемы Кевина связаны с неспособностью максимально использовать ресурс шин, но если учесть возраст гонщика, то в целом он неплохо проявил себя. Все же, Алонсо и Баттон куда старше 22-летнего Магнуссена.

Деннис и Булье полагают, что у датчанина есть потенциал, чтобы в будущем стать одним из ведущих пилотов Формулы 1 – именно поэтому решено было сохранить его в команде в качестве третьего номера. В то же время, на данный момент боссы сомневаются, что Кевин готов полностью раскрыть свой потенциал.

Магнуссен достойно держал удар во время церемонии
Магнуссен достойно держал удар во время церемонии

Магнуссен сохранил лицо во время официального мероприятия в Уокинге в прошлый четверг, находя положительные моменты своей ситуации.

Он говорил о возрасте и о том факте, что не отчислен из команды. В это же время Деннис старался найти параллели в ситуации Магнуссена с карьерным ростом других пилотов, в том числе весьма титулованных.

«У нас состоялся тяжелый разговор, когда потребовалось объяснить ему выбор в пользу Баттона, - сказал Рон. – Я постарался донести Кевину, что его ситуация будет похожа на ту, через которую прошли Фернандо и Мика Хаккинен.

Год в качестве тестера не исключает в будущем возвращение в гонки. Фернандо провел сезон в таком качестве в перерыве между выступлениями за Minardi и Renault; Мика два года гонялся за Lotus, перешел к нам и еще [почти] год работал на тестах, после чего также смог вновь выходить на старт.

Оба этих пилота впоследствии стали чемпионами мира…»

В конечном счете, только такой сценарий позволял McLaren сохранить и Баттона, и Магнуссена в ближайшей перспективе, ведь Кевин с ранних лет сотрудничал с командой и в действительности не имел альтернативных вариантов. Если бы в McLaren отказались от продолжения работы с Дженсоном, он просто ушел бы из Формулы 1 вместе со своим выдающимся послужным списком и огромным опытом.

В 2002-м Алонсо работал на тестах, не участвуя в гонках © LAT
В 2002-м Алонсо работал на тестах, не участвуя в гонкахФото: LAT

«Мы считаем, что это было самое справедливое решение, - добавил Булье. – Возможно, Кевин думает иначе, но мы сделали правильный выбор для McLaren-Honda.

Мы можем его понять, ведь он разочарован отсутствием возможности выступать в гонках в следующем году, но лучшее, что мы могли ему предложить – остаться членом семьи McLaren в новом сезоне.

Проект McLaren-Honda грандиозен, поэтому ему найдется в нем место, что позволит учиться, особенно когда рядом два таких партнёра.

Он сможет непосредственно работать с гоночными автомобилями в следующем году, и этот опыт пойдёт ему только на пользу.

Сезон Кевина получился отличным для молодого пилота, поэтому я не вижу причин, которые в будущем помешают ему вернуться в Ф1».

Правда, всё это не объясняет, почему окончательное решение было принято так поздно, и команда постоянно откладывала выбор. Но в сложной ситуации легко ошибиться, когда торопишься. Ярким примером служат многочисленные просчёты McLaren минувшем сезоне, когда по ходу уик-энда команда не раз допускала стратегические промахи.

Кто-то может обвинить британцев в создании проблемы на ровном месте, но в итоге всё было расставлено по местам.

И теперь поклонники Ф1 могут наконец-то переключить свое внимание с волнений за состав McLaren на тот факт, что два именитых чемпиона мира сойдутся в сражении за рулем равноценной техники. Ведь именно подобных противостояний всегда с нетерпением ждут все фанаты Больших Призов.

Алонсо и Баттон
Алонсо и Баттон

Комментарии для сайта Cackle