Ситуация с возвращением в Ф1 для Marussia - бомба замедленного действия

Дитер Ренкен
14 февраля 2015 в 3:57

Попытки Marussia вернуться в Формулу 1 в 2015 году породили новую волну разговоров вокруг проблемы расходов в спорте. И хотя сейчас команда, похоже, начинает выходить из рокового пике, Дитер Ренкен попытался подвести промежуточные итоги этой саги и указать на все подводные течения в этой мутной воде

При всех своих претензиях, встречных требованиях, обвинениях, опровержениях, а также при том, что крайний срок подачи заявлений на участие в чемпионате истёк ещё два месяца назад, и до начала сезона остаётся всего лишь месяц, никто толком не знает, сколько же машин мы увидим на стартовой решетке в Мельбурне. А Marussia в это время продолжает настаивать на легитимности своей позиции. И немало продвинулась в этом вопросе.

По своей сути проблема проста: с одной стороны находится команда, ведущая борьбу за своё существование, с другой – крайне запутанная структура управления Формулой 1, препятствующая этому.

Как и всегда, центральным стержнем здесь является финансовая сторона. Кроме того, ситуацию усугубляет вопрос, кому по праву принадлежат призовые в сумме $45 миллионов - владельцам команды и её кредиторам, другим командам Формулы 1, являющимся выгодоприобретателями, держателю коммерческих прав Формулы 1 или всё-таки самой команде, которая теперь значится в списке под другим именем?

После этапа в Сочи казалось, что игра для Caterham и Marussia окончена © LAT
После этапа в Сочи казалось, что игра для Caterham и Marussia оконченаФото: LAT

Как будто исчезновение Caterham никого ничему так и не научило…

В двух словах, в октябре, когда Marussia и Caterham попали под управление внешней администрации, а до этого смогли, наконец, заработать свои первые два очка (силами Жюля Бьянки в Монако) после четырёх "сухих" сезонов под разными названиями, всё выглядело довольно просто – команды находятся в процессе ликвидации и не рассматриваются в качестве серьёзных претендентов на участие в следующем сезоне. А следовательно, они исключены из чемпионата.

Тем не менее, процесс ликвидации до сих пор, по сути, так и не начат.

Остальные девять команд логично предположили, что теперь могут рассчитывать на средства, полагавшиеся Marussia в результате распределения доходов. Особенно надеялись на дополнительные поступления в Lotus, Force India и Sauber - они публично заявляли о правомерности притязаний на эти деньги, чтобы избежать судьбы Marussia. Таков был расклад сил изначально, но давайте проанализируем логику этого вопроса при помощи четырёх факторов:

1) В Marussia осознавали последствия перехода под управление внешней администрации, но все же подали заявку на участие в следующем чемпионате под своим предыдущим именем - Manor Grand Prix, причём название шасси было изменено ещё до прихода к власти временного управления. Вступительный взнос за участие в чемпионате в сумме $500 тысяч был уплачен вовремя.

2) Правила Формулы 1 позволяют каждой команде без последствий пропустить три Гран При в сезоне в случае форс-мажорных обстоятельств (причем этот термин в Формуле 1 постоянно меняет своё значение). Обе команды за три этапа до конца чемпионата попали под управление внешней администрацией. Таким образом, они теоретически могут пропустить первые три Гран При сезона-2015, и при этом никаких санкций в их адрес не последует.

3) Командам в 2015 году позволено использовать старое шасси, внеся лишь незначительные изменения, касающиеся вопросов безопасности. Таким образом, Manor теоретически может начать чемпионат с модифицированными прошлогодними шасси. Ну и, конечно, имея $45 миллионов в бюджете.

Команда Marussia/Manor в 2010 году называлась Virgin
Команда Marussia/Manor в 2010 году называлась Virgin

4) Руководящий орган спорта FIA отчаянно пытается сохранить всех участников в чемпионате, которым, по сути, владеет организация Formula One Management, принадлежащая венчурному фонду CVC Capital Partners.

Эти факторы наряду с несправедливой структурой управления спортом не только в конец запутывают ситуацию, но также позволяют командам путём голосования решать судьбу проблемных коллективов, в то время как Комиссия ЕС пристально изучает нормы соглашений и договоров в Формуле 1.

Предложение о разрешении выставить в чемпионате прошлогоднее шасси было выдвинуто Роном Деннисом в декабре прошлого года, после того как Marussia/Manor подала соответствующий запрос.

Хотя предложение и обсуждалось командами, решение по нему было отложено до очередного собрания Стратегической Группы в Париже 6 февраля. Формально переход под управление внешней администрации является шагом к ликвидации команды, но вместо этого Marussia/Manor 4 февраля ловко вышла из этого статуса, заключив Соглашение о добровольном урегулировании долговых обязательств. В свою очередь администрация Caterham выставила активы команды на аукцион.

Суть в том, что на прошлой неделе на повестке дня Стратегической Группы был вопрос не по поводу дела Marussia/Manor, а предложение о разрешении использования в сезоне-2015 прошлогодних модифицированных машин.

Грэм Лоудон сообщил, что еще в январе в своём письме двум командам FIA указала соответствующие статьи 3.7.9, 15.4.3, 15.4.4 и 16.2 технического регламента 2015 года.

Лоудон изо всех сил старается вернуть Marussia к жизни
Лоудон изо всех сил старается вернуть Marussia к жизни

Тем не менее, эти исключения равносильны изменениям правил, а следовательно, для их ратификации необходимо единогласие всех участников Комиссии Формулы 1 – следующего органа после Стратегической Группы. Согласие всех членов необходимо, поскольку вопрос касается грядущего сезона, иначе хватило бы и 70% голосов. После этого предложение попадает на стол Всемирного совета FIA по автоспорту.

Стратегическая группа работает на основе простой мажоритарной системы – у FIA и FOM есть по шесть голосов, а также каждая из команд обладает одним голосом, следовательно, для принятия решения хватает десяти голосов. Однако из-за серьёзности вопроса было принято решение ратифицировать предложение для передачи их Комиссии Ф1 исключительно путём единогласия.

Остаётся неясным, с какой целью это было сделано, однако, учитывая позиции заинтересованных сторон, в любом случае предложение не получило бы должной поддержки. По информации источников, в FIA не были против изменений. Схожей позиции придерживались в Ferrari и Mercedes - эти команды, вероятно, не готовы были выставлять по третьей машине в результате падения количества участников чемпионата. Остальные члены были ”против”.

Правом голоса обладают команды-участницы Бонуса Кубка конструкторов - Red Bull, McLaren и Ferrari, - а также Mercedes (как крупный автопроизводитель), Williams (за былые заслуги) и Force India (занявшая место Lotus благодаря высокой позиции в прошлогоднем чемпионате). Таким образом, у каждой из этих сторон могут быть миллионы причин, не говоря уже об испытывающей проблемы Force India, которая не прочь заполучить дополнительные средства от распределения призовых.

К слову, и FOM выступила против этого предложения, отчаянно продвигая идею клиентских шасси (или команд с тремя машинами) и всеми средствами пытаясь сократить количество команд, чтобы выплачивать меньшие суммы призовых. Таким образом, математика ясна: FOM и четыре команды “против” (10 голосов); FIA и две команды “за” (восемь).

Вы можете назвать эту систему голосования недальновидной с учетом важности вопроса; вы можете назвать её эгоистичной, если принять во внимание, что больше всего пострадает команда Marussia/Manor, её акционеры и кредиторы. Но, как сказал управляющий директор команды McLaren Джонатан Нил в своём интервью: «в этом бизнесе вы едите только то, что лично смогли убить». Таким образом, структура управления Формулы 1 превратила спорт в беспощадную среду, где выживает сильнейший.

Marussia уверяет, что не собирается использовать старое шасси весь сезон © LAT
Marussia уверяет, что не собирается использовать старое шасси весь сезонФото: LAT

Проще говоря, Стратегической Группе пришлось выбирать между спасением одной команды и практически гарантированным выходом из игры трёх других. Если выражаться медицинским жаргоном, “хирург не виноват, что его руки в крови”. Да, Marussia/Manor может сколько угодно сетовать на это решение, но оно было принято согласно букве закона. Означает ли это, что для команды всё кончено? Ещё нет...

При этом в процессе был упущен весьма важный фактор: в декабре FIA согласилась дать разрешение на использование прошлогодней машины, если будут проведены все необходимые технические модификации согласно правилам. При этом руководящий орган запросил чёткий бизнес-план, чтобы не было сомнений о готовности проекта к участию в чемпионате. Именно эта неопределенность в своё время помешала американской команде USF1 выйти на старт сезона-2011.

Лоудон опровергает любые дополнительные условия, но источники говорят об обратном, а следовательно, исполнительный руководитель Force India Боб Фернли был прав в своих суждениях после последнего заседания Стратегической Группы.

В какой ситуации теперь пребывает Marussia/Manor? Стоит ли команде, как говорил Фернли, подать заявку должным образом, прикрепив всю требуемую документацию? Кроме того, неизвестно, сколько раз команде позволено это делать? С каких пор "нет" означает "попробуйте ещё", особенно учитывая близость старта сезона?

Другой вариант для Marussia/Manor заключается в том, чтобы построить новую машину 2015 года, пропустив три первых этапа, если уж на это будет необходимость. В конце концов, пресс-релиз Manor GP гласит, что команда активно работает над новым шасси, чтобы как можно раньше заменить в чемпионате старую машину.

Большой знак вопроса стоит над тем, позволят ли команде получить заслуженные призовые, если она выйдет на старт под другим именем, на что может дать своё согласие Комиссия Формулы 1. Если нет, то должны ли эти средства получить три нуждающиеся команды – Lotus, Sauber и Force India?

Все эти решения напрямую зависят от держателя коммерческих прав, и для Marussia/Manor бомба замедленного действия угрожающе тикает. Для Caterham, тем временем, она уже взорвалась.

Бомба с часовым механизмом для Marussia
Бомба с часовым механизмом для Marussia

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle