Обзор ГП Малайзии: Ferrari на жеребце!

Бен Андерсон
30 марта 2015 в 21:33

Что стало главной причиной поражения Mercedes в Малайзии? Быть может, неверный выбор тактики? Или невыносимая жара? А может, в Ferrari просто нашли отмычку от верхней ступеньки подиума? Бен Андерсон проанализировал итоги второй гонки сезона Ф1

Себастьян Феттель второй год подряд разделил двух пилотов Mercedes на стартовой решетке Гран При Малайзии. В минувшем сезоне немец - тогда еще в составе Red Bull - также стартовал со второй позиции, но вскоре откатился на третье место, тогда как Льюиса Хэмилтона и след простыл.

Годом позже четырехкратный чемпион мира попытался повторить этот трюк - и снова никто не ожидал, что он сможет что-то противопоставить записным лидерам. Да, все думали, что в идеале ему удастся навязать хоть какую-то борьбу пилотам Mercedes в гонке, и в лучшем случае он поборется за вторую ступеньку на подиуме…

Ни для кого не секрет, что в Ferrari сделали огромный шаг вперед в межсезонье под техническим руководством Джеймса Эллисона, но и этого прорыва было недостаточно, чтобы выйти на один уровень с Mercedes. Лучшие из остальных - да пожалуйста, но чтобы бороться за победу в гонках на столь ранней стадии чемпионата… - забудьте об этом!

И хотя в квалификации, прошедшей под дождем, немец уступил лидеру лишь одну десятую секунды, у Mercedes было неоспоримое преимущество посуху - и с поулом проблем у них возникнуть не должно было. В гонке же…

Смогли бы в Скудерии претендовать на победу, если бы работникам трассы не пришлось в начале гонки под прикрытием машины безопасности эвакуировать Sauber Маркуса Эрикссона?

Возникли бы проблемы у коллектива из Брэкли, если бы они не зазвали пилотов в боксы для переобувки в более жесткую резину?

Или же амбициозный новобранец Ferrari в любом случае справился бы с шинами Pirelli лучше прошлогодних чемпионов, а вопрос о его 40-й победе в Ф1 был лишь пустой формальностью?

Разворот Эрикссона привел к появлению на трассе машины безопасности © LAT
Разворот Эрикссона привел к появлению на трассе машины безопасностиФото: LAT

В пятницу мы явно увидели, что Ferrari вполне может противостоять Mercedes на длинных отрезках. Кими Райкконен на составе Medium опережал Хэмилтона на одну, а Росберга - на три десятки в схожих обстоятельствах.

Феттель же отрабатывал длинные отрезки на жесткой резине - возможно, именно это и стало решающим фактором. Вероятно, не разделив тестовую программу надвое накануне гонки, в Mercedes допустили ошибку, не позволив тем самым своим пилотам как следует понять поведение сликов Hard в жарких условиях Малайзии.

Что же касается гонки, то началась она вполне буднично - Льюис вырвался вперед с поула, а Себастьян смог отбить атаки Нико в борьбе за вторую позицию в пелотоне.

На протяжении первых трех кругов немец удерживался за британцем, после чего на трассе появилась машина безопасности. В Mercedes мгновенно отреагировали на такой поворот событий [позже они сказали, что обговорили этот вариант еще до гонки] и зазвали своих пилотов в боксы для смены резины на Hard.

Это было довольно странное решение с учетом того, что жесткие шины были гораздо медленнее (и в команде не отрабатывали на них длинные отрезки), да и с износостойкостью дела у них обстояли ненамного лучше, чем у Medium.

А если добавить сюда, что в дальнейшем Льюису и Нико непременно пришлось бы пробиваться через трафик, переход на жесткий состав выглядит еще более странным.

Возможно, понимая, что они не смогут бороться с Ferrari на равных на средних шинах, в Mercedes решили рискнуть и перейти на агрессивную, как ее позже назвал босс команды Тото Вольф, стратегию.

Но при этом Хэмилтон потерял позицию лидера, присоединился к пелотону на шестой позиции и потратил целых четыре круга, чтобы выйти на чистое пространство.

Пока Феттель отрывался, Хэмилтон расчищал трафик © XPB
Пока Феттель отрывался, Хэмилтон расчищал трафикФото: XPB

На этом британец потерял 4,115 секунды. Феттель же на заключительном круге бурно размахивал руками, так что его реальное преимущество над Льюисом лучше оценивать по итогам предпоследнего круга, а на тот момент оно составляло 10,094 секунды. Таким образом, если бы не трафик,лидер чемпионата все равно уступил бы немцу 5,979 секунды, так что не стоит все оправдывать лишь появлением на трассе машины безопасности.

Вероятно, в Mercedes просто недооценили гоночный темп SF15-T. В конце концов, это шасси было сконструировано Джеймсом Эллисоном - а ведь именно он строил машины Lotus, позволявшие пилотам подниматься на самые высокие места и при этом заезжать в боксы реже своих соперников…

Первый 17-круговой отрезок Феттеля на изношенных шинах Medium был вполне сопоставим по темпу с Льюисом, выехавшим из боксов на новенькой жесткой резине. На десятом круге, когда Хэмилтон окончательно вышел на оперативный простор, его отставание от лидера составляло 9,995 секунд, а через 17 кругов, когда Феттель поехал в боксы, он все еще опережал британца на 8,791 секунды.

Возможно, в Mercedes ожидали, что Льюис сможет на свежих сликах Hard ехать быстрее, чем Себастьян на изношенных Medium, но это оказалось не так.

«Мы не ожидали, что Ferrari будут сегодня настолько быстры, - сказал после гонки Хэмилтон, попутно признав, что ему приходилось на протяжении всей дистанции бороться с недостаточной поворачиваемостью W06. - Не знаю, смог бы я побороться за победу, если бы мы не поехали в боксы.

По части деградации резины у соперников дела обстояли едва ли не лучше, чем у нас, а после выезда с пит-лейна мне пришлось долго догонять лидера - это было практически невозможно».

Похоже, пилоты Mercedes просто не могли бы проехать всю гонку с двумя остановками в боксах, так что у Скудерии еще до гонки был козырь в рукаве - недаром босс команды Маурицио Арривабене намекал на имеющийся у них «четкий план».

Пилотам Mercedes говорили, что они должны обгонять Феттеля, но это было невозможно © LAT
Пилотам Mercedes говорили, что они должны обгонять Феттеля, но это было невозможноФото: LAT

Третий отрезок Льюиса на новых шинах Medium длился всего 14 кругов, после чего он поехал в боксы - а темп упал уже после десятого круга.

Феттелю удалось в схожих обстоятельствах (но с большим количеством топлива на борту) продержаться на трассе целых 20 кругов, при этом последние 12 из них были сопоставимы по темпу с заключительными четырьмя кругами отрезка Льюиса.

Если говорить о темпе на жесткой резине на заключительном отрезке, то Феттель проехал 19 кругов, а Хэмилтон - 18. При этом британцу удалось отыграть 4,4 секунды, но и этого было недостаточно, чтобы повлиять на итоговый результат гонки.

В общем, даже если бы пилоты Mercedes не поехали в боксы, когда на трассе появилась машина безопасности, Льюис вполне мог проиграть Себастьяну, несмотря на старт с поула. Да и вовсе без появления на трассе сейфти-кара у немца было достаточно скорости, и с шинами был полный порядок, так что ему было по силам опередить действующего чемпиона мира.

У Ferrari был гандикап по обращению с резиной - и даже если бы Хэмилтон провел первые два отрезка на шинах Medium, Феттель все равно обогнал бы его на пит-стопе - просто чуть позже, чем вышло на самом деле. Гонка в любом случае была бы плотной, и даже Вольф признал после заезда, что «пилоты Ferrari были слишком быстры по такой погоде».

«Как и в прошлом году, у нас были в гонке проблемы с Феттелем, - сказал австриец. - Основная тому причина - высокие температуры воздуха и дорожного полотна. Это вынудило нас пойти на агрессивную тактику с тремя пит-стопами.

После этого наши пилоты застряли в трафике, в результате чего шины стали изнашиваться еще быстрее, и бороться было уже просто невозможно.

Нам необходимо разобраться, что привело к проблемам на длинных отрезках в такую погоду. Сегодня у нас была не самая быстрая машина в пелотоне в гоночном темпе».

Хэмилтон не ожидал, что будет смотреть на трибуны со второй ступеньки подиума © XPB
Хэмилтон не ожидал, что будет смотреть на трибуны со второй ступеньки подиумаФото: XPB

Но с квалификационной скоростью проблем у Mercedes не было, и это означает, что в команде могли попробовать оставить Хэмилтона на трассе и позволить ему нарастить стартовое преимущество. Возможно, шины Себастьяна начали бы изнашиваться сильнее, и он откатился бы вглубь пелотона.

В общем, "Серебряные стрелы" могли по максимуму усложнить жизнь Скудерии на пути к ее первой за два года победе в Формуле 1. После гонки Феттель признался, что своим синхронным заездом в боксы соперники значительно упростили ему задачу.

«Мы были немало удивлены, когда они свернули в боксы, - сказал немец. - В пятницу мы видели, что у них были проблемы с составом Medium, но мы не подозревали, что они будут так страдать от жары.

У нас в этом отношении все было не так плохо. В итоге мы смогли побить их в честном поединке, воспользовавшись их слабостью».

Однако этап в Малайзии продемонстрировал, что износ резины в жаркую погоду - не единственное слабое место чемпионской дружины. Все эти остановки в боксах привели к неразберихе в радиообмене между пилотами Mercedes и их гоночными инженерами.

Хэмилтон, например, не мог понять, зачем его так рано перевели на жесткие шины, но из боксов ему сообщили, что, согласно их расчетам, так будет лучше. В итоге показалось, что их решение было все же ошибочным, хоть Вольф и защищал его в интервью.

«Обычно с составом Hard все понятно - чем больше у вас топлива в баках, тем жестче должны быть шины, - продолжил Тото. - В Малайзии же мы видели, что пилоты Ferrari проезжали на более мягкой резине по 15-20 кругов в гонке - нам это было не под силу.

Мы поставили Medium Льюису на третий отрезок, но уже после 14 кругов темп значительно упал, так что переходить снова на средние слики смысла не было. Нужно было ставить Hard, так как до финиша оставалось еще 23-24 круга».

Росбергу нечего было противопоставить Феттелю © LAT
Росбергу нечего было противопоставить ФеттелюФото: LAT

Также Вольф признал, что в команде не лучшим образом справились с радиопереговорами по ходу дистанции. Льюис раздраженно сетовал на то, чтобы его не беспокоили в поворотах, тогда как Нико жаловался, что с ним очень много разговаривают по радио. Также был эпизод, когда Хэмилтону по ошибке адресовали то, что предназначалось Росбергу.

«Сегодня у нас было не все гладко в радиообмене, - продолжил австриец. - Нам необходимо будет обратить на это внимание. Мы видели, что отстаем, поэтому волновались и излишне переживали».

Это также говорит о том, что Mercedes сломалась под натиском Ferrari. Возможно, они совершенно отвыкли от сопротивления соперников за последние 12 месяцев.

В случае с Росбергом в команде решили пойти на другую шинную стратегию - сначала два раза меняли резину на жесткую, а в конце поставили Medium. Это помогло немцу отыграть упущенное на первом отрезке гонки, но выше третьего места подняться он так и не смог.

В какой-то момент обоим пилотам из боксов передали, что они должны постараться обогнать Феттеля на трассе, но это так и осталось в мечтах. По сути, в первой тройке пилотов только Себастьян и обгонял соперников ходом - на 24-м круге он опередил Льюиса, который тут же свернул в боксы.

«После гонки всегда легко говорить, что было сделано не так, но все решения мы принимаем совместно, - подытожил Вольф. - За последние два года мы не допускали тактических промахов, так что не стоит делать выводов по одному лишь минувшему уик-энду.

Никакой паники. Впервые за долгое время мы попали в ситуацию, когда не контролировали ход событий. Все просто пошло не так, как мы рассчитывали. Понятно, что любая победная серия рано или поздно должна прерваться. Сегодня нас побили в честной борьбе».

После уверенного дубля в Австралии никто и не предполагал, что Тото вынужден будет говорить нечто подобное уже через две недели. Вопрос лишь в том, сумеют ли в Ferrari развить свой успех и навязать пилотам Mercedes борьбу за чемпионский титул.

Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель
Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель

Комментарии для сайта Cackle