ГП Великобритании. А был ли Williams?

Бен Андерсон
7 июля 2015 в 10:32

Изначально никто не предполагал, что в команде Williams смогут побороться за победу на Гран При Великобритании. Но могли ли в коллективе из Гроува что-то предпринять и сработать исключительно на Валттери Боттаса? Бен Андерсон анализирует перипетии прошедшего этапа...

Исход минувшего этапа Ф1 на Туманном Альбионе оказался весьма предсказуемым, и если кто-то не смотрел гонку, а глянул лишь на итоговую таблицу, то лишь зевнул и продолжил заниматься своими делами. Но сам ход заезда был далеко не так предсказуем…

В итоге Льюис Хэмилтон, конечно, привел в экстаз беснующуюся толпу болельщиков в Сильверстоуне, но на протяжении первых двадцати кругов заезда были весьма серьезные сомнения относительно того, отпразднует ли британец третий триумф у себя на родине.

На самом старте гонки Фелипе Масса и Валттери Боттас выстрелили, словно из пращи, обойдя обоих пилотов чемпионской дружины. В этот самый момент подумалось, что вот мы, наконец, и дождались момента, когда соперники из Гроува поставят на место засидевшийся в безусловных лидерах Mercedes. И на этот раз впереди боролись сразу четыре пилота, а не два, как это было на протяжении львиной части полутора прошедших сезонов.

Что же это было? Действительно ли Williams способна была умыкнуть победу у записных фаворитов, или, быть может, те были настолько уверены в своих силах, что позволили себе поиграть с соперниками в кошки-мышки?

Мальдонадо был среди сошедших на первом круге гонки ©XPB
Мальдонадо был среди сошедших на первом круге гонкиФото: XPB

После неудачного старта заезда Хэмилтон тут же попытался восстановить статус-кво, нырнув внутрь поворота Loop в попытке обогнать Валттери, и в тот же самый момент в задней части пелотона Даниэль Риккардо переоценил свои возможности, выведя из строя сразу две машины Lotus в вираже Village.

В результате произошел, по словам Фернандо Алонсо, "большой переполох" - Ромен Грожан и Пастор Мальдонадо столкнулись, а сам испанец, пытаясь избежать завала, повернул прямиком в напарника по команде, тем самым выведя из борьбы и Дженсона Баттона. Из четверых пилотов в гонке остался лишь Алонсо, который незамедлительно направился в боксы для смены носового обтекателя. Без машины безопасности этот эпизод обойтись просто не мог.

На рестарте Льюис не оставил своих попыток выйти в лидеры и попытался обойти Фелипе по внешней траектории в повороте Club. В результате действующий чемпион заблокировал колеса и вышел шире, тем самым не только не опередив бразильца, но и позволив Боттасу выйти на вторую позицию.

Таким образом, впервые в нынешнем сезоне пелотон возглавили два пилота белоснежных машин с логотипом Martini.

Эта ситуация сразу же напомнила прошлогодний Гран При Австрии, где гонщики коллектива из Гроува воспользовались ошибками Mercedes и заняли весь первый ряд на стартовом поле, а затем лидировали в первой части гонки.

В тот раз команде Williams не суждено было отпраздновать триумф. У коллектива была очень хорошая машина, но ей постоянно что-то мешало на пути к победам и подиумам.

В результате Боттас поднялся в Шпильберге на третью ступеньку подиума, но позже в команде сообщили, что должны были действовать гораздо более агрессивно в плане стратегии и лучше проводить пит-стопы - в этом случае финн мог бы попытаться как минимум разделить на подиуме двух лидеров чемпионата.

Попытка Льюиса вернуть себе лидерство не увенчалась успехом ©XPB
Попытка Льюиса вернуть себе лидерство не увенчалась успехомФото: XPB

С тех пор в команде значительно прибавили в плане уверенности в себе и операционных процедур. К тому же, процесс доработки шасси идет полным ходом, и в Сильверстоуне стало ясно, что Гроув готов включиться в отчаянную борьбу с Брэкли.

Проблема была в том, что, выйдя в лидеры, пилоты команды не смогли поддерживать уверенный отрыв от преследователей на ранней стадии гонки. В квалификации Масса был немного быстрее Боттаса (на 0,064 секунды), но на старте дистанции с полным баком топлива и на довольно изношенных шинах Medium его темп уже не был столь высок.

При этом в коллективе отдали приказ Валттери не гоняться с напарником, но тот был непреклонен: «Но я могу это сделать [обогнать Массу]. Я могу выйти вперед на задней прямой». Не смог.

Бразилец несколько раз подряд умело оборонял от финна внутреннюю траекторию в повороте Stowe, тогда как Валттери не смог воспользоваться DRS, чтобы опередить Фелипе.

Борьба между двумя лидерами заезда позволила Льюису держаться от них на комфортном расстоянии в полторы секунды на протяжении всего первого отрезка дистанции, тогда как Масса всю дорогу сдерживал Боттаса, хотя казалось, что финн был быстрее.

«У меня был неплохой темп на более жестких шинах, но на Medium мне мешал излишне большой угол атаки переднего антикрыла, - посетовал Фелипе. - Я пытался удержать свою позицию и все делал правильно.

Где он был действительно быстрее и догонял меня, так это на задней прямой перед 15-м поворотом [Stowe]. Но это очень скоростной вираж, и я раз за разом нырял внутрь. Он, в свою очередь, старался обойти меня снаружи, но ему это не удалось.

Боттас был уверен, что смог бы оторваться ©LAT
Боттас был уверен, что смог бы оторватьсяФото: LAT

Мы боролись, пилоты Mercedes боролись. Всем пилотам нужны сражения. Валттери чуть лучше смотрелся на шинах Medium, но я был быстрее на жестких покрышках. Это была обычная гонка, ничего особенного».

Технический директор Williams Пэт Симондс пояснил, что в команде разрешают своим пилотам бороться друг с другом в случае, если они не мешают друг другу, но со своей стороны Боттас остался недоволен таким положением вещей.

«Это уже не гонки», - категорично заявил финский пилот.

Также он предположил, что в команде могли им дать возможность гоняться друг с другом раньше, а не дожидаться, чем закончится первая стадия гонки.

«Было бы здорово, если бы я мог атаковать его тогда, когда у меня еще была такая возможность, - продолжил Валттери. - Но команда, с учетом того, что у нас были хорошие позиции, решила ничего не менять, чтобы мы не потеряли времени в борьбе.

Конечно, меня это расстроило, но легко говорить после гонки. Для меня было вполне очевидно, что в какой-то момент гонки я был быстрее. Но это гонки».

Боттас также предположил, что на первом отрезке дистанции он привозил бы своему напарнику по полсекунды с круга, если бы смог обогнать его раньше.

Масса вынырнул из боксов чуть впереди Росберга ©XPB
Масса вынырнул из боксов чуть впереди РосбергаФото: XPB

И это недалеко от истины, если судить по тому, что круг заезда в боксы финн проехал на 1,291 быстрее бразильца.

Если предположить, что он смог бы опередить Массу в момент своей первой попытки на десятом круге заезда, за оставшееся время до первой остановки в боксах он бы смог нарастить достаточный отрыв (в районе 4,5 секунд), чтобы после череды пит-стопов остаться впереди Хэмилтона, даже с учетом заминки команды в боксах.

В результате с пит-лейна пилоты Williams выехали бы на первой и третьей позиции, а не на второй и третьей. Ну а на более жестких шинах Боттас постарался бы побороться с Льюисом.

Если не принимать во внимание начавшийся дождь, могли ли в коллективе пойти на жертвы более медленной машиной во имя возможной победы более быстрого пилота?

«Не знаю, спросите у команды, - ответил Валттери. - Я уважаю их позицию, что и продемонстрировал сегодня на трассе. Я не старался обогнать его, даже если и была возможность.

Нам нужно посидеть и обсудить все, сделать выводы из сегодняшней гонки. Мне кажется, у нас был и другой - лучший вариант тактики».

После восстановления статус-кво Льюис спокойно отрывался от преследователей ©LAT
После восстановления статус-кво Льюис спокойно отрывался от преследователейФото: LAT

В результате Льюис после череды пит-стопов восстановил свою стартовую позицию и уже не упускал лидерства до конца гонки. Но главный инженер команды Williams Роб Смедли продолжил защищать выбранную стратегию.

«Мы не хотим ставить одного гонщика выше другого, - сказал он. - Это командный вид спорта, и нам важно было заработать как можно больше очков.

У нас свои правила - мы позволяем своим пилотам гоняться друг с другом, пока они не сдерживают друг друга в плане потери времени».

А они сдерживали…

При этом на данном отрезке гонки можно было оставить одного пилота бороться за победу, а второй финишировал бы третьим - в крайнем случае, четвертым.

Если для команды так важны очки, то они должны понимать, что первое и третье место - это лучше, чем второе и третье. Даже первое и четвертое лучше. Это математика!

В целом кажется, что команде пошло бы на пользу, если бы они позволили финну еще в начале гонки опередить напарника по команде, но не стоит забывать и о непримиримости в таких эпизодах самого Фелипе, что он лишний раз доказал в прошлом году в Малайзии, когда ослушался приказа от Клэр Уильямс пропустить Боттаса вперед.

К тому же, в этот раз коллективу было по силам сделать то, что не удалось годом ранее в Австрии - сдержать второй Mercedes в районе череды пит-стопов. Не позволить одному из пилотов чемпионской команды взойти на подиум было бы равносильно победе в гонке. Но… начался дождь.

За 15 кругов до окончания дистанции лидеры начали испытывать серьезные проблемы со сликами - особенно в секции, включающей в себя повороты Brooklands, Luffield, Woodcote и прежнюю стартовую прямую.

Феттелю удалось вытеснить пилотов Williams с подиума ©XPB
Феттелю удалось вытеснить пилотов Williams с подиумаФото: XPB

И заключительные круги гонки оказались решающими для Williams.

Было очевидно, что пилотам Mercedes удалось сохранить лучшую температуру жестких шин в ухудшающихся условиях, и Нико довольно легко прошел сначала Боттаса, а следом и Массу. Финна он опередил на выходе из Copse на 39-м круге, а бразильца - в повороте Village двумя кругами позже.

Еще через два круга Хэмилтон нырнул в боксы за промежуточной резиной, и то же самое сделал и Себастьян Феттель, занимавший на тот момент пятую позицию. Для обоих это стало ключевым моментом гонки.

Пилоты Williams один за другим избавились от сликов кругом позже. Всего одним кругом, но время было уже потеряно. Погодные условия резко ухудшились, и на свои круги заезда в боксы белые машины потратили на 20 секунд больше, чем Льюис и Себастьян. В итоге Масса присоединился к пелотону на четвертом месте следом за Феттелем.

«Мы пытались угадать, когда лучше ехать в боксы, но это лучше удалось Хэмилтону, - сказал после гонки Смедли. - Мы следили за временами секторов, и нам казалось, что ехать еще можно.

Хэмилтон идеально угадал с пит-стопом ©XPB
Хэмилтон идеально угадал с пит-стопомФото: XPB

Дождь усилился в тот момент, когда у Себастьяна было секунд 15 на принятие решения, а наши пилоты в это время уже проехали заезд на пит-лейн, и им пришлось ехать еще целый круг. Жаль, что так получилось».

В результате дуэт Williams, на протяжении многих кругов возглавлявший пелотон, приехал к финишу лишь на четвертом и пятом местах. Более того, Боттас был настолько медленнее соперников на промежуточных шинах (с этой проблемой в команде сталкивались и в прошлом году), что его едва не опередил Даниил Квят.

«Конечно, мы разочарованы, - признал Роб. - Наша цель - победа, именно с этой мыслью мы каждый день просыпаемся.

Это довольно прагматичное желание, но все же мы были бы не против приехать на подиум обеими машинами.

Здесь нет ничего удивительного. Вы понимаете, что сзади едут пилоты Mercedes на более быстрых машинах, и удержаться впереди невероятно трудно.

Мы здесь для того, чтобы гоняться и выигрывать - но и для того, чтобы финишировать обеими машинами на подиуме.

Да, у нас не получилось, и мы расстроены, ведь мы все гонщики».

К счастью для 140 тысяч британских болельщиков, их любимчик Льюис Хэмилтон после финиша гонки расстроен не был...

Гран При Великобритании
Гран При Великобритании

Комментарии для сайта Cackle