Как Mercedes отцепила всех конкурентов

Бен Андерсон
5 сентября 2015 в 2:55

Команда Ferrari заслужила многочисленные похвалы за то, какой серьезный шаг она сделала в плане совершенствования своего двигателя в последние месяцы. Но на родной для Скудерии итальянской земле конкуренты из Mercedes дали им и всем остальным понять, как в действительности нужно дорабатывать силовую установку. Слово Бену Андерсону…

Монца. Храм скорости Формулы 1. Место, где многое, если не все, определяет мощность силовой установки.

Но ведь Гран При Италии - это еще и домашний этап для Ferrari, которая по праву отождествляет свое имя с Большими Призами и ни с чем иным (и неудивительно, с учетом того, что коллектив выступает в Ф1 с самого ее основания), так что для парней из Маранелло гонка в Монце - отнюдь не пустой звук.

Это именно то место на географической карте Формулы 1, где Скудерия традиционно показывает, чего она стоит.

Вероятно, в том числе и из-за этого многие тифози и просто поклонники спорта ожидали, что именно в Монцу Ferrari привезет свой так называемый супердвигатель. В конце концов, где, как не здесь, добавлять лошадей сердцу своего "гарцующего жеребца"...

И Скудерия действительно привезла на этот этап новую спецификацию силовой установки. По информации AUTOSPORT, команда потратила три из оставшихся у них десяти "жетонов", при этом руководитель коллектива Маурицио Арривабене отметил, что изменения коснулись двигателя внутреннего сгорания.

Энди Коуэлл - один из творцов двигателя Mercedes © XPB
Энди Коуэлл - один из творцов двигателя MercedesФото: XPB

Но уже после двух тренировочных сессий в пятницу итальянцу ничего не оставалось, кроме как признать, что у них получился отнюдь не супермотор. И трудно было поступить иначе, особенно глядя на отставание Себастьяна Феттеля от лидера на семь десятых секунды, что в Формуле 1 эквивалентно пропасти.

Все знают, что в Mercedes лучше остальных справились с разработкой гибридной силовой установки в соответствии с новым регламентом - и последние полтора года у них в этом отношении нет соперников. Однако на протяжении всей первой половины нынешнего сезона поклонников не покидало стойкое ощущение того, что в Ferrari что-то нащупали и от гонки к гонке сокращают отставание от чемпионской дружины.

Но в Монце все было кончено - Mercedes сама ответила соперникам упреждающим ударом, привезя новую спецификацию мотора, и вот к ней-то уже легко можно добавить приставку "супер". Это ли не лучшее место в сезоне, чтобы положить итальянцев на лопатки? Ведь приятнее всего одолеть соперника именно на его поле.

Руководитель отдела двигателей Mercedes Энди Коуэлл не без доли иронии отметил накануне этапа в Монце, что в команде решили именно здесь использовать все свои оставшиеся семь "жетонов" - и их стремление и желание более чем понятно.

При этом сам Коуэлл так описал эволюцию моторов Mercedes в нынешнем сезоне: «Мы начали с первой спецификации двигателя и были очень довольны тем, что она выдержала шесть первых гонок.

Затем, перед Гран При Канады, мы внесли ряд изменений в плане надежности, запланировав еще один отрезок из шести этапов, с чем также не возникло проблем.

И все же накануне этапов в Спа и Монце всегда хочется улучшить мотор, добавив ему мощности, которая здесь так важна. Так что мы приняли решение представить в Монце свою экспериментальную разработку.

Мы работали над ней порядка трех месяцев, и она сделана с прицелом на Мельбурн-2016».

Эта фраза звучит просто угрожающе для соперников. Подумать только, в Mercedes чувствуют себя настолько уверенно и вальяжно, что позволяют себе за восемь гонок до окончания сезона тестировать какие-то наработки с прицелом на следующий год!

«Какой выбор сделать? - продолжил Энди. - Продлить срок службы предыдущего мотора еще на одну гонку или использовать новые разработки уже в Монце? Мы прогоняли массовые испытания на базе, и все цифры говорили о том, что с новой установкой все должно быть в порядке, и опасаться за нее не стоит.

Длинные прямые Монцы - не лучший знак для нынешней Ferrari © LAT
Длинные прямые Монцы - не лучший знак для нынешней FerrariФото: LAT

Впереди восемь гонок и два двигателя - в среднем по одному на четыре гонки. Для того, чтобы снизить их пробег, по пятницам мы иногда можем использовать предыдущие агрегаты.

Мы посчитали, что сейчас самое время представить новинку и протестировать ее в боевых условиях - это будет отличной базой для работы в предстоящем межсезонье».

Коуэлл также пояснил, что в команде потратили три "жетона" на улучшение двигателя внутреннего сгорания, адаптированного под новое топливо от Petronas в Монце.

«Новое топливо дало нам возможность осуществить некоторые улучшения в области ДВС, - продолжил инженер. - Совместимость горючего с мотором очень важна, но есть и другие аспекты, позволяющие сделать значительный шаг вперед».

Предполагается, что далее в Mercedes займутся доработкой сложной системы рекуперации энергии - источника дополнительной выходной мощности агрегата.

Чем больше удастся извлечь тепловой энергии вдобавок к накопленной кинетической энергии торможения, тем больше будет прирост мощности.

«Двигатель и система ERS очень тесно связаны - до такой степени, что мы постоянно спорим, что именно улучшать на следующем шаге, - пояснил Коуэлл. - Обращать ли все внимание на чистую мощность ДВС, делать акцент на количестве собранной тепловой энергии в батарее или вплотную заняться мотором-генератором кинетической энергии?

Работа в плане чистой мощности мотора очень перспективна. Топливо, подаваемое со средним напором в 100 кг/час, обеспечивает мощность порядка 1240 кВт, и нашей целью является приближение к КПД преобразования энергии, равному 100%, плюс кинетическая энергия. В этом мы видим наше главное предназначение.

Безусловно, всегда есть и будут потери. Есть поток выхлопных газов, проходящий через турбину, так что мы постоянно работаем над повышением эффективности компрессора. Помимо этого, мы обращаем внимание и на электрику - кабели, коннекторы, разъемы, диаметры соединений - все это имеет значение.

Наша цель - приблизиться к идеальному КПД преобразования энергии и обеспечить минимум потерь в процессе запаса энергии в батарее. Это все также очень важно.

В любом силовом агрегате все вращается вокруг коэффициента полезного действия, так что мы обращаем пристальное внимание на работу камеры сгорания, путешествие в системе воздушного и топливного потоков, химические процессы, выхлоп и работу турбины - компонентов очень много, и все они очень важны.

При этом все улучшать надо одновременно. Изменение одного параметра не даст серьезного прироста, нужно действовать по всем направлениям сразу. Все причудливым образом взаимосвязано - топливный поток, процесс сгорания и преобразование тепловой энергии».

Стоит предположить, глядя на результаты пятничных заездов в Монце, что Коуэлл знает, о чем говорит…

Сравнение команд по чистому темпу
  1. Mercedes (Хэмилтон) 1.24,279
  2. Ferrari (Феттель) 1.25,038
  3. Force India (Перес) 1.25,278
  4. Lotus (Грожан) 1.25,497
  5. Williams (Боттас) 1.25,647
  6. Sauber (Наср) 1.26,114
  7. Red Bull (Риккардо) 1.26,222
  8. Toro Rosso (Ферстаппен) 1.26,454
  9. McLaren (Алонсо) 1.26,966
  10. Marussia (Мери) 1.28,439

Отставание Ferrari от Mercedes на гигантские 0,759 секунды делает очевидными предположения Арривабене о том, что Скудерии не удастся посражаться с лидерами чемпионата перед домашними болельщиками. И анализ темпа на длинных отрезках (где зачастую подопечные Маурицио были сильнее) также оптимизма не добавляет.

Средний темп Льюиса Хэмилтона на 5-круговом отрезке на мягких шинах составил 1.27,626. Его напарник по команде Нико Росберг преодолел восемь кругов со средним временем 1.27,856.

Force India смотрелась в пятницу на уровне Ferrari © XPB
Force India смотрелась в пятницу на уровне FerrariФото: XPB

В свою очередь пилоты Ferrari на длинных отрезках так и не смогли выскочить из 1.28. При этом Феттель не проезжал больше двух кругов подряд в гоночном темпе, тогда как среднее время Кими Райкконена на 18-круговом стинте составило только 1.28,642.

При этом можно предположить, что даже если бы дневная сессия прошла для Ferrari ровно и без сбоев, они все равно вряд ли смогли бы что-то противопоставить соперникам.

Что касается борьбы в середине пелотона, здесь тон задавали клиенты Mercedes, ожидающие поставки обновленных силовых агрегатов.

Серхио Перес и Нико Хюлькенберг в итоговом протоколе пятницы разделили дуэт Ferrari, при этом на длинных отрезках лучше остальных в этой части смотрелись пилоты Williams.

Хюлькенберг и Перес преодолели свои отрезки на мягких шинах со средним временем 1.29 с небольшим, тогда как Валттери Боттас вошел по средним показателям в 1.28. В то же время гонщикам Force India удалось комфортно опередить Пастора Мальдонадо на Lotus - результат венесуэльца составил 1.30,250.

Не так много надежд на этот уик-энд у команд с двигателями Renault и альянса McLaren-Honda, которые предприняли тактические шаги в плане замены силовых агрегатов.

В пятницу Даниэль Риккардо лишь на 0,2 секунды в среднем был быстрее Фелипе Насра на Sauber, тогда как Макс Ферстаппен и вовсе проиграл обоим пилотам команды из Хинвилла.

Нет сомнений в том, что этап в Монце лишний раз продемонстрирует подавляющее превосходство команды Mercedes над остальным пелотоном. Но последнее интервью Коуэлла показало, что чемпионская дружина значительно опережает всех и в темпах разработки и подготовки к новому сезону.

Накануне этого уик-энда в Ferrari, Renault и Honda предполагали, что им осталось уже не так далеко до лидеров. Полагаю, после этапа они поймут, что были неправы...

Нико Росберг, Mercedes
Нико Росберг, Mercedes

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle