Быть ли бюджетным двигателям в Формуле 1?

20 ноября 2015 в 10:15

В то время как ураган нарушил ход гоночного уик-энда в Остине, политическая буря в Формуле 1, разразившаяся на фоне вопроса о поставке двигателей в будущем, привела к гораздо более серьёзным последствиям. Дитер Ренкен отслеживает последние события...

В то время как ураган нарушил ход гоночного уик-энда в Остине, политическая буря в Формуле 1, разразившаяся на фоне вопроса о поставке двигателей в будущем, привела к гораздо более серьёзным последствиям. Дитер Ренкен отслеживает последние события.

Гран При США-2015 войдёт в историю как гонка, принесшая третий чемпионский титул Льюису Хэмилтону после захватывающих событий на трассе, которые [преимущественно] стали возможны благодаря капризам урагана «Патрисия».

Непогода, вмешавшаяся в распорядок проведения гоночного уик-энда, скрыла из виду действия за кулисами, способные изменить облик Ф1, хотя некоторые были не столь очевидны. Как затем стало известно, не всё сразу прояснилось, и некоторые нюансы обыгрывались весь уик-энд, порой самыми странными способами.

Как и в прошлом году, гонка прошла после Гран При России, поэтому постоянно присутствовала напряжённость, особенно после резких комментариев Берни Экклстоуна в адрес США, сделанных в интервью российской телекомпании. Многие задавались вопросом о том, поедет ли он в Соединённые Штаты? И если да, то как его там примут?

Он всё-таки совершил трансатлантический перелёт, но из-за непогоды был практически незаметен по ходу уик-энда, как и Дональд Маккензи, соучредитель и председатель фонда CVC Capital Partners, который предпринимает отчаянные попытки продать 35,5% акций коммерческих прав Ф1 американо-катарскому консорциуму совместно с компанией RSE Ventures, принадлежащей Стивену Россу.

Росс не приехал в Остин, но говорят, что присутствовали его «войска», и они вряд ли оказались впечатлены тем, что увидели и услышали.

Отмена гонки в Остине стала бы настоящей катастрофой для Маккензи © LAT
Отмена гонки в Остине стала бы настоящей катастрофой для МаккензиФото: LAT

Хотя кому могло понравиться решение о закрытии автодрома во время единственной сессии в субботу и пустые трибуны в воскресенье? Да, виной тому стала погода, но метеорологи не принимают оперативные решения, в то время как финансисты смотрят на итоги, а не на причины.

CVC, конечно, отрицает какое-либо отчаяние. Но говорят, что владельцы фонда хотят вложить свой капитал в другие предприятия. Даже после возврата инвестиции теряют блеск, поскольку пересчёт чистой прибыли в годовое исчисление дает отрицательное значение.

Различные споры вокруг Ф1 – в первую очередь, жалоба, поданная в Комиссию ЕС, падение посещаемости и телевизионных рейтингов, проблемы с ликвидностью команд и отсутствие конкурентоспособных двигателей у конюшен Red Bull [во множественном числе] – всё это создает неопределённость. Теперь у финансистов нет уверенности. Действительно, в Остине консорциум в последний момент отступил…

Кроме того, казалось непостижимым, что Ferrari станет использовать своё спорное право вето через несколько недель после подачи Sauber и Force India жалобы в ЕС на различные проблемы, включая структуру управления Формулы 1.

Разговоры о подобном развитии событий циркулировали в паддоке на протяжении всего уик-энда, после того как зашла речь о поставке двигателей частным командам по сниженной цене (см. замечания, сделанные Экклстоуном в интервью в России), и о такой перспективе якобы сообщила сама Международная автомобильная федерация.

Под руководством Арривабене и Вольфа Ferrari и Mercedes стали политическими союзниками © LAT
Под руководством Арривабене и Вольфа Ferrari и Mercedes стали политическими союзникамиФото: LAT

Отвечая на вопрос о том, как Ferrari относится к предложенной концепции, руководитель Ferrari Маурицио Арривабене аккуратно ушёл от темы.

«Я не буду комментировать вопрос, который не обсуждался Стратегической Группой», - сказал он вечером в воскресенье, вероятно, надеясь, что тема не будет вынесена на голосование, поскольку хорошо знал, что по шесть голосов, которые имеют FIA и FOM, перевесили бы голоса шести ведущих команд.

Странно то, что релизе FIA, опубликованном на следующий день после гонки, ничего не было сказано о вето на голосование, а описание было крайне расплывчато, что вызвало много новых вопросов. Рассмотрим один абзац.

«FIA намерена инициировать консультации со всеми заинтересованными сторонами относительно возможного введения клиентских двигателей в 2017 году. После этой консультации может быть объявлен тендер на поставку мотора, стоимость которого будет значительно ниже по сравнению с нынешней силовой установкой».

Выглядит так, будто тендер начнётся в ближайшее время. Даже если процесс будет инициирован, то нет никаких гарантий, что потенциальные участники [если таковые появятся] будут соответствовать логистическим, коммерческим и техническим требованиям, особенно учитывая, что двигатель предстоит подготовить менее чем за 15 месяцев.

[Здесь стоит отметить, что формально старт тендера действительно уже был объявлен, но никакой подробной информации об этом до сих пор нет]

«Техническая спецификация будет включать в себя количество цилиндров, впускную систему, вес, адаптацию к спортивному регламенту, лошадиные силы / крутящий момент, гибридную систему питания, и главное – стоимость, включая обслуживание на трассе, т.е. вероятную доходность, - сообщил источник, знакомый с ситуацией. - Разработка займёт много времени, и кто представит заинтересованные стороны, с кем будет обсуждаться детали? Членам Стратегической Группы предстоит конкурировать с этими людьми…

Нет гарантии по поводу количества машин в пелотоне в 2017 году, не говоря уж о том, как много команд будут готовы к работе с новым производителем. Легко может получиться так, что появится двигатель, но не будет клиентов – именно это произошло в последний раз с Cosworth, которая в итоге оказалась неспособна компенсировать затраты на разработку и производство».

Проект бывшего руководителя BAR Поллока PURE был принят с прохладцей © LAT
Проект бывшего руководителя BAR Поллока PURE был принят с прохладцейФото: LAT

А теперь представьте, если такой гигант автомобилестроения, как Honda, более чем за два года построил довольно посредственную силовую установку, хотя и значительно более сложной конструкции, чего добьются независимые компании Cosworth или Ilmor?

Ирония в том, что два года назад существовал клиентский проект PURE, но Крэгу Поллоку в итоге не удалось заручиться необходимой поддержкой. Теперь Ф1 проходится расплачиваться за эту близорукость.

Говорят, что 2,2-литровый V6 с простой системой KERS, которая позволит соответствовать «зелёным» технологиям, был предложен с той логикой, что такой двигатель будет базироваться на действующем регламенте IndyCar и даже спецификации, если это потребуется. Это, безусловно, позволит сократить сроки, но не станет ли это обманом болельщиков?

Все эти попытки ввести новый двигатель, принимаемые FIA и FOM, являются следствием реакции на неработающий процесс управления, позволяющий ведущим командам диктовать условия, а одной из них - даже блокировать все альтернативные решения.

Почему альтернативный двигатель всё-таки необходим? Если сказать просто, то Mercedes и Ferrari с одной стороны, и Renault с Honda с другой, фактически держат Ф1 на крючке. Так было и в 2000-х годах, когда заводские команды блокировали практически все инициативы, а затем, когда участие больше не соответствовало их концепции экономической эффективности, просто покидали чемпионат.

Тогда Ferrari являлась опорой Ф1, но времена изменились, и сегодня Скудерия находится на равных с Mercedes в том, что касается решений Стратегической Группы, защищающих их доход, получаемый от поставки двигателей клиентам [который составляет примерно £30 млн для Ferrari и £55 млн - для Mercedes]. Два других производителя при этом заявили об отказе поставки моторов клиентам. Удивительно ли, что Формула 1 оказалась в такой плачевной ситуации с двигателями?

Когда между Red Bull Racing и Renault произошёл раскол, и команды австрийского концерна остались без конкурентоспособного двигателя, пригрозив уходом из Ф1, Экклстоуну пришлось создать план на случай непредвиденных обстоятельств.

Сам Берни рассказал СМИ, что Red Bull Racing оказалась в такой ситуации, понадеявшись на сделку с Mercedes, но в итоге получила отказ.

«В защиту Red Bull Racing и в частности Кристиана Хорнера нужно сказать, что они решили расторгнуть соглашение с Renault, потому что надеялись на сделку с Mercedes», – заявил Экклстоун.

В последнее время на лице владельца Red Bull Racing и Toro Rosso Матешица редко можно было увидеть улыбку © LAT
В последнее время на лице владельца Red Bull Racing и Toro Rosso Матешица редко можно было увидеть улыбкуФото: LAT

Неисполнительный председатель Ники Лауда, продолжив дискуссию, заявил, что переговоры действительно имели место быть.

«Я встретился с Дитрихом Матешицем, поскольку очень хорошо его знаю, – рассказал он. – Я сказал ему: «Вам нужно пересмотреть своё отношение к Mercedes, в противном случае ничего не получится». Он посмотрел на меня, задумался и сказал: ««Ладно, я могу это сделать».

Однако здесь Лауда вводит в заблуждение. В дни проведения Гран При Японии, отвечая на вопросы по этой теме, он утверждал, что не было никаких переговоров с RBR.

«Мы не должны ходить вокруг и просить людей использовать наш двигатель. Всё должно быть наоборот. Только к нам никто не обращался, поэтому мы не думаем о поставках [для Red Bull].

Если ко мне не обращаются, что я должен делать? Просто вручить наш двигатель ему [Матешицу], завернув в подарочную упаковку?»

Исходя из этого несложно представить, насколько туманным является будущее клиентских двигателей в Формуле 1…

Перевел и адаптировал материал: Иван Беликов

...
...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle