Классические Гран При на очереди

Дитер Ренкен
23 декабря 2015 в 10:07

Зандфорт, Кьялами, Буэнос-Айрес - обо всех этих классических Гран При вновь заговорили в Формуле 1. Дитер Ренкен скептически относится к перспективе возвращения этих автодромов в Большие Призы, но в целом признает положительную тенденцию воскрешения легендарных гонок на новом витке истории...

Есть такое выражение: "Ностальгия уже не та, что была раньше...", и в отношении Формулы 1 она подходит как нельзя лучше, особенно когда речь идет об отношении болельщиков к возвращению в спорт классических Гран При.

Могут ли прежние гонки с уровнем смертности порядка 20% и очень разношерстной публикой конкурировать с нынешним приглаженным и причесанным шоу стоимостью в несколько миллиардов долларов?

Никто не отрицает, что раньше трава была зеленее, а Гран При - более привлекательными. Остается лишь удивляться, как эти древние трибуны и инфраструктура могли принимать по 200 тысяч зрителей, даже когда команда Ferrari бойкотировала этапы из-за разногласий с руководящим органом спорта CSI или не могла договориться с организаторами о величине стартовых взносов.

К тому же, раньше билеты на гонки Ф1 были в разы дешевле, даже с учетом инфляции, а расходы на поездки и перелеты не так сильно били по карману. В результате болельщики много путешествовали, а зачастую посещали еще как минимум один выездной этап (помимо европейских). И это легко было объяснить - в то время таких обширных телевизионных трансляций из любой точки земного шара еще не было, так что у поклонников Ф1 было два варианта - либо посетить гонку самим, либо ждать еще год.

Конечно, все это было еще до эпохи господства CVC, но если вспоминать Гран При, оставшиеся в истории, то Имола не оставит шансов турецкому Стамбулу, а Монжуик-Парк с легкостью заткнет за пояс корейский Мокпхо.

В Мексике было очень много болельщиков на трибунах ©XPB
В Мексике было очень много болельщиков на трибунахФото: XPB

И все же на фоне снижающихся показателей телевизионной аудитории и популярности спорта в целом есть один лучик в темном царстве. Да даже не один, а два!

Разумеется, речь идет о триумфальном возвращении в чемпионат трасс в австрийском Шпильберге и Мексике. Оба этапа были отмечены аншлагом, а что касается Мексики, то там только в пятницу автодром посетили более 85 тысяч болельщиков - на иных этапах и за весь уик-энд столько не набирается…

Да и Гран При США, недавно вернувшийся в календарь чемпионата, по популярности не уступает этим двум этапам. Напомним, что на трассе Остин в день гонки собралось порядка 80 тысяч зрителей, и это несмотря на ураган "Патрисия".

И все же американский этап испытывает в настоящее время немалые финансовые затруднения. Шутка ли, в этом году промоутеры Гран При даже не смогли договориться с единственным из ныне живущих американских чемпионов мира Ф1 Марио Андретти на почетную роль посла гонки.

И все же аншлаг в Австрии и Мексике не стоит воспринимать как автоматическую гарантию успеха возвращающихся в спорт Гран При.

В Формуле 1 сложилась традиция перенимать любой сколько-нибудь успешный опыт и пытаться повторить все в точности, предполагая, что все непременно получится и на новом месте. Чаще всего такие попытки копирования увенчиваются провалом.

Стоит появиться в Больших Призах одному талантливому монголу, как все скауты команд тут же отправятся бороздить пустыню Гоби в поисках нового чемпиона мира. Или если в одном городе удалось успешно провести ночную гонку, тут же все города, вне зависимости от часового пояса, тут же начинают тратить гадзильоны долларов на дорогущее стационарное освещение трассы… Давно известно, что одна снежинка - еще не снег, но в Формуле 1 не обращают внимания на такие условности.

Таким образом, на фоне успеха этапа в Мексике тут же появились разговоры о возможном возвращении в Королевские гонки трасс Кьялами, Буэнос-Айрес и Зандворт.

В последний раз гонка в Кьялами проводилась в 1993 году ©LAT
В последний раз гонка в Кьялами проводилась в 1993 годуФото: LAT

Об этапе в Южной Африке впервые было упомянуто в интервью на BBC с Льюисом Хэмилтоном, выразившим мнение о том, что одной из привлекательных особенностей его работы является путешествие по миру.

На вопрос о том, какую бы трассу он хотел посетить, британец долго бекал и мекал, пока журналист не упомянул Кьялами. После этого Льюис тут же вспомнил, что его отец в молодости работал на южноафриканской трассе. Почему же он сразу об этом не упомянул?

И все же стоит отметить, что Энтони работал еще с кейптаунским консорциумом, а не с нынешними владельцами автодрома, которые приобрели его на аукционе пару лет назад. Они потратили порядка 20 млн фунтов стерлингов на модернизацию трассы, после чего гоночный директор Чарли Уайтинг, посетивший Кьялами с инспекцией, дал им зеленый свет.

И все же не стоит верить многочисленным таблоидам, тут же заявившим, что уже чуть ли не в следующем году Формула 1 посетит с гонкой последний из населенных континентов на планете. В настоящее время страна переживает сильнейший экономический кризис, а за последние 12 месяцев местная валюта девальвировалась по отношению к базовой валюте Ф1 - американскому доллару - на 30%. Кроме того, они еще не до конца оправились после скандала с получением права на проведение чемпионата мира по футболу в 2010 году, и новых инвестиций от государства пока можно не ждать. Но вернуть гонки на Кьялами было бы все же неплохо…

Также на BBC обсуждали идею проведения Гран При в Аргентине, и тут Льюис проявил дар предвидения, поскольку царь Ф1 Берни Экклстоун несколькими днями после этапа в Мексике также упомянул возможность возвращения гонки в Южную Америку, не забыв при этом по традиции подколоть европейские Гран При.

При этом 85-летний британец предпочел ограничиться размытой фразой: «Этап может состояться, но ничего не решено», тогда как заместитель руководителя команды Lotus F1 аргентинец Федерико Гастальди намекнул на предстоящие выборы.

Аргентина возвращалась в Ф1 с 1995 по 1998 год ©LAT
Аргентина возвращалась в Ф1 с 1995 по 1998 годФото: LAT

«В этом году уже кое-что было сделано, - сказал Федерико, семья которого занималась организацией Гран При в конце 90-х, - и мы постараемся учесть этот опыт. Сейчас там сильная промоутерская группа, и Берни будет доволен, если решится на этот шаг».

И опять слишком много "если"...

Ситуация вокруг Зандворта также довольно запутанная. После российского этапа я посетил песчаные пляжи Голландии и поговорил с руководством автодрома. Надо сказать, что прием Гран При Ф1 совершенно не входит в их планы, несмотря на успешный дебют в спорте молодого голландского гонщика.

Кроме того, осмотрев инфраструктуру трассы, я понял, что она совершенно не готова принимать у себя Большие Призы, несмотря на демонстрационные заезды, которые провел здесь в июне Макс Ферстаппен.

Одно дело - принять одну машину в прогулочном режиме, и совсем другое - целый пелотон на три дня. К тому же, где здесь размещать ожидаемую сотню тысяч болельщиков? На близлежащих дюнах? В общем, вопросов здесь больше, чем ответов.

Почему же тогда вообще подняли вопрос о проведении голландского этапа? Ответ прост и состоит из восьми привычных для Ф1 букв - политика. Лучший способ заручиться поддержкой граждан и попасть на центральные развороты местных газет - пообещать привезти в город Большие Призы.

В данном случае речь идет о лидере либеральной партии VDD Джерри Крамере, который не удосужился осведомиться у руководства автодрома относительно их желаний и возможности принять у себя этап Ф1. Он даже не попытался разобраться, почему в этом году была отменена местная городская гонка в Роттердаме. А причина проста - недостаток финансовой поддержки.

В Остине прошла успешная гонка, но это не помогло избежать финансовых проблем ©XPB
В Остине прошла успешная гонка, но это не помогло избежать финансовых проблемФото: XPB

При этом надо признать, что автодрому не стоит стыдиться того, что в их планы не входит прием этапа Королевских гонок. В конце концов, зачем тратить на обновление трассы немыслимые деньги, если все равно нет никаких гарантий, что руководство Формулы 1 обратит на это внимание?

Возникает вопрос: что же такого есть у организаторов Гран При Австрии и Мексики, чего нет у южноафриканцев, аргентинцев и голландцев? И что будет в дальнейшем с Гран При США в Остине с учетом того, что ежегодные субсидии от государства в размере 26 млн долларов снизятся на 30%?

Добавьте сюда и падение посещаемости этапа в этом году по сравнению с 2012-м на те же 30%. Дело дошло до того, что промоутер гонки Бобби Эпштейн вынужден был распространять билеты на этап в школах и социальных учреждениях, чтобы хоть как-то заполнить трибуны. Да еще и постоянный рост стоимости проведения Гран При. Неудивительно, что в Мексике Берни сказал: «Полагаю, Бобби будет счастлив, если его убытки в этом году составят лишь 10 миллионов долларов».

В результате убытки превзошли 15 миллионов, и это еще до новостей о сокращении государственных субсидий американскому автодрому.

Ответ на вопрос об успешности вернувшихся в чемпионат Гран При - в Австрии и Мексике - лежит, как это ни удивительно, в плоскости частных финансов. В случае с Ред Булл Рингом огромную роль сыграл лично владелец концерна Дитрих Матешиц, а в Мексике на первый план вышли деньги Карлоса Слима Домита - члена Всемирного совета FIA и сына телекоммуникационного магната, считающегося самым богатым человеком в мире.

При этом трасса в Шпильберге находится в родном для Матешица регионе, и он провел модернизацию автодрома до уровня Ф1 в основном за счет личных средств в рамках инвестиций в федеральный регион Штирия.

Конечно, ему отчасти помогло то, что порядка 15% инвестиций вернулись за счет выступлений в Ф1 двух его команд, но не стоит недооценивать личного вклада Дитриха в возвращение в Большие Призы бывшего Остерайхринга.

Без усилий Слима мексиканский этап также вряд ли вернулся бы в календарь Формулы 1. И хотя его семья не несла все расходы по проведению гонки, их влияние в этом вопросе трудно переоценить.

У Австрии богатое наследие в Ф1 ©LAT
У Австрии богатое наследие в Ф1Фото: LAT

Разумеется, на успехе этих двух этапов сказалось и то, что местные жители очень соскучились по проведению у них крупных автоспортивных мероприятий, но в Германии и Франции также богатая гоночная культура, и при этом ни одна из этих стран не была представлена в нынешнем чемпионате. Также интересно, почему поутихли разговоры о будущем Монцы и возможной замене ее на Имолу? И что мы увидим в следующем году в Азербайджане? Есть разные мнения на сей счет…

В этой связи можно также вспомнить и Гран При Сингапура, который усилиями Колина Сина и Майкла Роше превратился из городской гонки местного масштаба в один из самых привлекательных этапов Больших Призов. При этом и с будущим у этой гонки все в порядке, несмотря на то, что выживаемость новых этапов в современной Формуле 1 не превышает 50%.

Идем дальше и вспоминаем трассу в Стамбуле, расположенную недалеко от одного из наиболее густо населенных городов в мире и в трех часах полета от любого европейского города. А результат - лишь четверть болельщиков на трибунах от посещаемости в Мексике. Да и Валенсия с учетом средиземноморского флёра могла бы собирать куда больше зрителей. О Дели и Мокпхо мы уже даже не говорим…

Это говорит о том, что FOM стоит сосредотачивать внимание при подписании контрактов не только на сиюминутных краткосрочных субсидиях от государства, но главным образом на наличии богатых предпринимателей, готовых поручиться за будущее конкретного Гран При. И действительно, лучше гарантированно получать поддержку в 15 млн долларов в год, чем единовременный транш на 50 млн и ждать дальнейшего закрытия этапа.

Конечно, было бы здорово, если бы в чемпионат вернулись Кьялами, Буэнос-Айрес, Зандворт и Имола. Но одного лишь исторического наследия и готовности при помощи государства один раз подписать крупный чек совершенно недостаточно.

У нас уже были попытки, которые не хочется повторять в будущем. И чем быстрее руководство Ф1 это поймет, тем лучше.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

...
...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle