Гран При Испании: Технический обзор

Крэг Скарборо
15 мая 2013 в 20:06

Перерыв перед Гран При Испании дал командам Формулы 1 шанс продвинуться вперёд и подготовить масштабные пакеты обновлений. Эксперт AUTOSPORT Крэг Скарборо станет вашим гидом по всем техническим новинкам прошедшего уик-энда

После четырех выездных Гран При, открывавших сезон Формулы 1, команды получили возможность вернуться на базы, чтобы перегруппировать силы и подготовить обновления к уик-энду в Барселоне.

McLaren стала далеко не единственной командой, которая привезла в Испанию большое количество новинок. Однако именно первый значительный пакет обновлений для шасси MP4-28, которое начало доставлять команде проблемы еще на предсезонных тестах, стал главной темой в пятницу.

Основные изменения касались двух ключевых областей – переднего антикрыла и зоны боковых понтонов с выхлопной системой, хотя на заднем крыле также были замечены новые торцевые пластины.

Поскольку значительному изменению подверглись передняя часть машины и область выхода выхлопных газов, будет справедливо сделать вывод, что именно эти места стали ахиллесовой пятой в оригинальной конструкции MP4-28.

Если бы новые части обеспечили меньшую аэродинамическую чувствительность к перемещениям элементов подвески, в McLaren могли бы сделать саму подвеску мягче, что способствовало бы увеличению механического сцепления и повышению уверенности пилота в машине.

Новинки McLaren привлекли наибольшее внимание © LAT
Новинки McLaren привлекли наибольшее вниманиеФото: LAT

Переднее антикрыло сохранило относительно простую конструкцию, состоящую из трёх основных элементов, благодаря чему прижимную силу создает вся доступная поверхность. Это отличается от подхода соперников, чьи антикрылья создают основную часть прижимной силы ближе к краям и состоят в этом месте из шести и более элементов.

Так как крыло большого размера отрицательно влияет на воздушный поток над центральной частью машины, в McLaren используют дополнительное оперение на внутренней части плоскостей, позволяющее снизить турбулентность в этой зоне.

Основным дополнением для антикрыла стал каскад элементов на торцевой пластине. Открылки стали больше, на внутренней кромке смонтирован I-образный элемент. В предыдущем варианте открылки были меньшего размера, а элемент располагался иначе.

Форма боковых понтонов была полностью пересмотрена. В текущей конфигурации они очень напоминают решение Mercedes.

Верхняя часть понтонов имеет ярко выраженный гребень, направляющий воздушный поток над зоной отвода выхлопных газов. Этот эффект усиливается новым расположением открылков в передней части машины.

Как и в Ferrari, инженеры McLaren заимствовали подход Sauber к боковым дефлекторам арочного типа, хотя и дополнили его вихрегенерирующими рёбрами на верхней части понтонов, способствующими более точному направлению потока воздуха над выхлопными каналами и отклоняющими отработавшие газы к диффузору.

Другое заметное изменение коснулось торцевых пластин заднего антикрыла. На передней кромке появилась прорезь, подобная той, которую в течение некоторого времени использовала команда Force India.

Суть этого решения в увеличении количества воздуха, проходящего через канал, образованный плоскостью крыла и торцевыми пластинами. Чем больше воздуха попадает в эту зону, тем больше создаваемая антикрылом прижимная сила.

Кроме того, инженеры McLaren добавили продольные открылки с наружной стороны торцевой пластины – они похожи на те, что использовали в Ferrari на протяжении нескольких лет.

RED BULL RACING

Три недели назад в Бахрейне Red Bull Racing тестировала “выдувные” колесные фланцы, однако в Испании на машинах их заметно не было, что вызывает удивление.

Вместо них на обеих RB9 появились новые воздухозаборники охлаждения передних тормозов с небольшим углублением на передней кромке, которое закрывалось маскирующей панелью, когда машина останавливалась в боксах.

В этом углублении находится гидравлический привод небольшого размера, который не относится ни к тормозам, ни к любому другому агрегату машины, питающемуся от гидравлической системы. Судя по его расположению, он может быть соединён с открылком, формирующим часть воздушного канала.

Это напоминает идею McLaren 2012 года с регулируемым воздухозаборником тормозов, позволявшим отводить тепло от горячих тормозных дисков к колесу и влиять таким образом на температуру шин.

Положение подобных воздуховодов может регулироваться (легально!) механиком при помощи специального приспособления, когда машина находится на пит-стопе. Это позволяет очень точно регулировать температуру шины в зависимости от гоночных условий.

Неожиданным является использование для подобных целей гидравлического принципа. Если этот узел питается от основной гидравлики автомобиля, то такое решение может быть признано нелегальным. Вероятно, для перемещения открылка гидравлический привод управляется вручную, а не посредством обычных кабелей.

В Red Bull Racing продолжают эксперименты с понтонами и выхлопом © LAT
В Red Bull Racing продолжают эксперименты с понтонами и выхлопомФото: LAT

На RB9 также появились изменённые боковые понтоны и элементы переднего антикрыла, так как в этих зонах команда использовала аэродинамическую краску и датчики для контроля параметров воздушного потока.

Боковые понтоны отличались более округлыми выступами для выхлопных газов и более плоской туннельной секцией, формируемой понтоном.

Переднее антикрыло слегка отличалось от предыдущей модификации, лишь в его нижней части появились вертикальные рёбра для перенаправления воздушного потока в обход колеса с внутренней стороны.

FERRARI

После проведения "прямолинейных" тестов на испанском полигоне в Идиаде в пятничных тренировочных заездах Ferrari выставила две машины в разной конфигурации.

На обеих были заметны изменения аэродинамических элементов вокруг передней части боковых понтонов. F138 Фелипе Массы имела заметно большее количество вертикальных элементов над боковыми воздухозаборниками и более длинную панель, формирующую зону для отвода выхлопных газов.

Судя по всему, все изменения были направлены на извлечение большей производительности от выхлопной системы с эффектом Коанда. Более сложная форма боковых понтонов на машине Массы напоминает решение Sauber с дефлекторами, образующими арку в своей верхней части.

В Ferrari основное внимание уделили боковым понтонам © LAT
В Ferrari основное внимание уделили боковым понтонамФото: LAT

Дефлекторы у края понтонов на машинах Ferrari состоят из двух секций, передняя из которых загнута в сторону кокпита и взаимодействует с другими аэродинамическим элементам, расположенным вокруг этой области.

Задняя секция соединена с фронтальной частью понтона, её аэродинамическая плоскость изгибается вниз – будто она предназначена для создания подъёмной, а не прижимной силы.

Для проверки этого решения команда использовала аэродинамическую краску: полученная картина свидетельствует, что воздушный поток направляется вниз вдоль верхней части боковых понтонов.

Это позволяет предположить, что в Ferrari пытаются направить выхлопные газы вниз к диффузору, а также стремятся увеличить количество воздуха, попадающего в “бутылочное горлышко” в задней части машины и также проходящего через диффузор.

Во время второй тренировки эта конструкция исчезла с машины бразильца, остался только дополнительный открылок перед зеркалом заднего вида.

LOTUS

По сравнению с остальными командами, обновления на машинах Lotus выглядели гораздо проще – однако идеи, использованные для переднего и заднего антикрыльев, весьма любопытны.

Перед Гран При Испании новый аэродинамический пакет уже был опробован во время тестов на прямой на аэродроме в Даксфорде.

И хотя переднее антикрыло не претерпело значительных изменений по сравнению с Бахрейном, с внешней стороне торцевой пластины появился I-образный открылок.

Внешне новации Lotus казались простыми © LAT
Внешне новации Lotus казались простымиФото: LAT

Предположительно, его роль заключается в формировании завихрения вокруг переднего колеса, чтобы помочь воздушному потоку перетекать к задней части машины. Ни на одной другой машине за последние годы подобного элемента не было – однако, пока он не выходит за пределы максимальной ширины антикрыла, его использование вполне легально.

Ещё одной «серой» зоной в регламенте о кузовных деталях в Lotus воспользовались при работе над задним антикрылом. Существует небольшая область перед нижней несущей плоскостью, где разрешено использовать аэродинамические элементы, однако её задействуют довольно редко. Инженеры Lotus установили небольшое крылышко, закрепив его к нижней передней части плоскости.

Оно помогает направить воздух на несущую плоскость заднего крыла и повысить его эффективность.

MERCEDES

У Mercedes изменения были минимальными © LAT
У Mercedes изменения были минимальнымиФото: LAT

Переход к новой цветовой схеме, кажется, стал едва ли не единственным значимым изменением на W04.

С момента дебюта машины по бокам от кокпита использовался каскад из трёх небольших дефлекторов. Теперь они объединены в единый элемент.

SAUBER

Дождливая погода помешала Sauber в полной мере протестировать новый аэродинамический обвес, предназначенный для повышения стабильности задней части машины.

Sauber добивается стабильного поведения задней части машины © LAT
Sauber добивается стабильного поведения задней части машиныФото: LAT

Ключевую роль в решении этой задачи должна была сыграть новая - третья по счёту с начала сезона - спецификация заднего антикрыла.

В обновлённой версии сделано углубление в центральной части передней кромки крыла. Также стоит отметить новый привод системы DRS.

Изменения коснулись кожуха механизма DRS, который теперь выполнен из металла по технологии быстрого прототипирования. Окончательная полировка поверхности до блеска напоминает решение, использованное в Lotus для деталей в зоне вокруг выхлопных труб.

TORO ROSSO

Сюрпризом стало использование на машинах Toro Rosso новой версии выхлопной системы с эффектом Коанда, отличной от тоннельной концепции Red Bull и решения McLaren с "половинным" эффектом Коанда.

Уже в тренировках стало ясно, что новое решение Toro Rosso работает © LAT
Уже в тренировках стало ясно, что новое решение Toro Rosso работаетФото: LAT

Боковой понтон имеет подрез под выхлопной трубой, однако – в отличие от идеи RBR – здесь отсутствует тоннель. Вместо этого шлейф выхлопных газов совершает 5-сантиметровый скачок на днище автомобиля и проходит вдоль края диффузора.

В некоторой степени это напоминает концепцию боковых понтонов, которую в Toro Rosso уже применяли пару лет назад, однако адаптированную под использование эффекта Коанда.

Плюс такого решения состоит в том, что боковые понтоны слегка приподняты, и в зоне “бутылочного горлышка” днище имеет плоскую форму. Это позволяет как потоку выхлопных газов, так и набегающему воздушному потоку попасть в диффузор, при этом почти не влияя друг на друга.

CATERHAM

После успешного обновления CT03 в Бахрейне, Caterham провела испытания аэродинамического пакета во время тестов на прямой во Франции.

В Барселоне автомобиль получил ещё больше новинок, формирующих окончательную спецификацию 2013 года – в то время как до этого использовалась лишь переходная версия шасси.

Как и у большинства команд, основные изменения коснулись переднего антикрыла и боковых понтонов, а в передней части машины также появилась более изящная декоративная панель, скрывающая «ступеньку» носового обтекателя.

Лишь теперь можно сказать, что Caterham выступает на машине 2013 года © LAT
Лишь теперь можно сказать, что Caterham выступает на машине 2013 годаФото: LAT

Переднее крыло теперь состоит из трёх основных секций и имеет щель на законцовке. Конфигурация каскада полностью изменена и все его элементы крепятся к удлиненному продольному открылку на торцевой пластине.

Каскад теперь формируется более широким крылышком с плавником, разделяющим его основную поверхность, а к его внутреннему края крепится маленький открылок. Это очень напоминает текущее решение Lotus.

Для правильного распределения воздушного потока над понтонами в дополнение к боковым дефлекторам установлены несколько вертикальных рёбер, создающих завихрения потока в нужных местах. Пара таких элементов установлена под приподнятой секций монокока, а другая пара – под боковыми зеркалами.

В Caterham считают, что дебютировавшие в Бахрейне и Испании обновления оправдали ожидания команды, в отличие от менее успешных новинок, представленных в Сильверстоуне в прошлом году.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle