Запутанные последствия шинного скандала

Дитер Ренкен
12 июня 2013 в 21:38

Ситуация со скандалом вокруг тайных совместных тестов Mercedes и Pirelli, оказала серьезное влияние на Формулу 1. Дитер Ренкен размышляет о политической подоплеке этого дела

Этимология слова "секретный": берет свое начало от старофранцузского и латинского прилагательного secretus - "отдельный, обособленный". Происходит от глагола secernere: se- "отдельный" + cernere "исследовать, анализировать".

Учитывая (известные к настоящему моменту) обстоятельства трехдневных тестов, проведенных Mercedes совместно с монопольным поставщиком шин Формулы 1 и по его поручению, трудно спорить с тем, что эти заезды все-таки носили секретный характер. Во всяком случае, именно об этом говорит определение из оксфордского словаря, приведенное выше – мероприятие действительно проводилось для одной отдельной команды и впрямь имело своей целью сбор данных.

В четверг во время встречи с прессой в Монако – которая прошла после официальной пресс-конференции FIA, где больше половины времени также обсуждались шины – глава Pirelli Motorsport Пол Хембри рассуждал о том, что в идеале им хотелось бы проводить тесты непосредственно по окончании Гран При, назвав такую возможность "мечтой шинников".

Упомянул ли он о том, что меньше недели назад Pirelli предоставила одной из команд свою резину, чтобы проехать 200 кругов на подобных тестах? Нет...

В субботу вечером – после того, как пилоты Mercedes заняли весь первый ряд на стартовой решетке перед гонкой в Монако – руководитель команды Росс Браун с восторгом отзывался о "неустанной работе" его гоночного коллектива. Может, он упомянул и о трехдневных тестах команды на трассе в Барселоне, где резина традиционно играет особенно важную роль? Нет...

Хэмилтон не проронил о тестах ни слова © LAT
Хэмилтон не проронил о тестах ни словаФото: LAT

Возможно, гонщики команды, один из которых, по общему мнению, является самым активным пользователем Твиттера во всем пелотоне, упомянули об этих тестах? Нет...

Или сама Pirelli, пришедшая в Формулу 1 как из маркетинговых побуждений, так и по техническим соображениям, и в последнее время подвергшаяся нападкам (признаем, не всегда необоснованным) за особенности своей продукции, выпустила хоть один бюллетень по окончании этих тестов? Нет…

Таким образом, сколько бы руководство Mercedes ни отрицало секретность проведенных заездов, это определение всецело применимо к тестовой сессии команды, большей частью акций которой владеет один из наиболее уважаемых автогигантов, не только приложивший руку к изобретению автомобиля как такового, но и ставший для многих синонимом качества и, шутки в сторону, верности своим принципам.

Однако сам факт секретности тестов не особенно волнует многочисленных юристов, занимающихся этим делом - секретность, хоть и будоражит умы, в конце концов, является отличительной чертой самого параноидального из всех видов спорта.

Главный вопрос в том, был ли нарушен действующий спортивный регламент соревнований, прямо запрещающий любые тесты с использованием современных шасси по ходу сезона – без единодушного согласия и одобрения со стороны всех остальных участников чемпионата. А ни о каком согласии здесь речи и быть не может, ясное дело.

Теперь все в руках FIA © LAT
Теперь все в руках FIAФото: LAT

Когда Pirelli и Mercedes – чья машина на данный момент явно является быстрейшей на одном круге, хоть и вплоть до этапа в Монако явно теряла темп на гоночной дистанции – попытались обелить себя, заявив, что тесты были одобрены FIA, руководство федерации мгновенно опровергло сей факт, выпустив официальное заявление. Причем составлено оно было, по всей видимости, юристами.

Еще ни разу в пору президентства Жана Тодта FIA не действовала столь молниеносно и недвусмысленно...

Международная автомобильная федерация потребовала от всех участников дела внятных объяснений. Таким образом, Формула 1 начала полноценное расследование, которое может войти в историю как первое дело, прошедшее всю цепочку вплоть до созданного недавно Международного трибунала – конечно, если одна из сторон не решит иначе, а это вполне может произойти, учитывая, что дело насквозь пропитано междуусобными отношениями и полемикой, долгое время преследующей спорт.

С одной стороны, есть Red Bull Racing и Ferrari, подавшие протест и требующие разъяснений, причем в обеих командах явно дали понять, что не считают главным виновником произошедшего Pirelli, несмотря на то, что миланская шинная компания оплатила все расходы по проведению тестов.

Все хорошо, но готовы ли заявители принять итоговое решение, согласно которому после получения разъяснений Pirelli и/или Mercedes будут освобождены от наказания - такого, как, например, отстранение от участия в трех Гран При? Вряд ли...

К тому же, есть и еще одна проблема: Ferrari тоже проводила тесты, которые можно классифицировать как секретные. Да, с использованием машины двухлетней давности, но ведь на той же самой трассе в Барселоне – а спустя всего неделю с небольшим уверенно выиграла Гран При Испании. Чувствуете сходство? Неужели Скудерии хочется, чтобы ее начали критиковать?

Дело становится еще более запутанным, если принять во внимание тот факт, что хозяин Формулы 1 Берни Экклстоун приложил немало усилий, чтобы вернуть Mercedes в паддок, и даже посоветовал им на роль неисполнительного председателя своего близкого товарища (и бывшего гонщика) Ники Лауду.

Тото Вольф только пришел в Mercedes, и тотчас разразился скандал © LAT
Тото Вольф только пришел в Mercedes, и тотчас разразился скандалФото: LAT

Ни для кого не секрет, что недавно назначенный на пост главы Mercedes Motorsport Тото Вольф является последователем Экклстоуна, тогда как штутгартская компания в целом тратит на Формулу 1 огромные деньги, выставляя в чемпионате свою команду, снабжая еще несколько двигателями и приглашая множество VIP-гостей. Кроме того, присутствие в спорте «Трехлучевой звезды» как нельзя лучше сказывается на репутации Формулы 1 в преддверии запланированного – хоть и вновь отложенного – первоначального размещения акций.

Однако, судя по тому, что руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер оказался единственным человеком в паддоке, приглашенным в августе прошлого года на свадьбу Берни, он также находится с ним в очень близких отношениях.

А теперь представьте себе ситуацию – в одно ухо 82-летнего Экклстоуна Кристиан Хорнер просит наложить на соперников штраф и/или хотя бы дать, наконец, возможность его команде провести собственные расширенные тесты. В другое ухо Ники Лауда умоляет своего бывшего босса о снисходительности, угрожая тем, что в противном случае Mercedes и вовсе может покинуть спорт, что повлечет за собой серьезные последствия.

Если говорить о Pirelli, то компания за год израсходовала более 40 миллионов фунтов на рекламу на трассах и мероприятия в паддок-клубе. Эти цифры должны давить на сознание Берни, так как нет никакой гарантии, что преемник миланцев станет тратить в Формуле 1 такие деньги: на спорт – наверняка, но не факт, что на коммерческую активность.

FIA при этом не имеет никакой власти над компанией, за исключением пункта в контракте на 2011-2013 годы, который гласит, что поставщик резины обязан, по словам Тодта, «уважать и строго следовать спортивному и техническому регламентам, утвержденным FIA».

А что, если он не станет? Кроме как осложнить существование компании в спорте, других рычагов воздействия у FIA нет. Разумеется федерация может положить конец надеждам миланцев остаться в Формуле 1, вдобавок создав впечатление, что их просто выгнали вон.

Как известно, с поставщиком резины на следующий год еще ничего не ясно – никакие тендеры, предусмотренные спортивным регламентом, пока не объявлены. При этом Pirelli подписала условный контракт с FOM Берни Экклстоуна на пять лет на сумму 200 миллионов фунтов, чтобы укрепить свои позиции в Ф1. У FIA есть все основания считать, что их обвели вокруг пальца, и месть может оказаться с привкусом итальянской резины.

Michelin покинула Ф1 в конце 2006 года
Michelin покинула Ф1 в конце 2006 года

Однако вопрос в том, сможет ли Формула 1 найти замену Pirelli, чтобы новый поставщик удовлетворял всем аспектам спорта, будь то спортивная, техническая или коммерческая составляющая – причем сделать это нужно в течение шести месяцев. В условиях нынешней неопределенности с техническим регламентом и возможных перемен в политическом и коммерческом ландшафте только самые отчаянные шинники могли бы согласиться прийти в спорт. Обладают ли достаточным мужеством корейские производители? Может, Michelin?

К тому же, прошлые выборы президента FIA состоялись в 2009 году, а значит, первый пятилетний президентский срок Жана Тодта близится к своему завершению. Судя по всему, он намерен продолжить свое пребывание на посту главы федерации. Каковы будут его шансы на переизбрание на второй срок в октябре, если к тому времени вопрос с шинами так и не решится? Так что не стоит удивляться, что Жан решил опросить команды перед тем, как передавать дело в трибунал.

Тодт поговорил со многими боссами – но, опять же, их мнения могли быть сформированы под влиянием различных факторов.

Смотрите: в Williams в тот момент как раз вели переговоры с Mercedes о поставке двигателей (о новом союзе было объявлено не так давно) – готов ли Фрэнк Уильямс рисковать потерей своих будущих поставщиков моторов? Force India продлила соглашение о техническом партнерстве с Mercedes – вряд ли Виджей Малья захочет ставить под угрозу будущее своего проекта…

По другую сторону баррикад Toro Rosso – по сути, дочерняя команда Red Bull Racing – угадайте, на чью сторону встанет Франц Тост? Sauber и Marussia в данный момент ведут переговоры с Ferrari – неужели они пойдут против позиции Маранелло?

Последним громким скандалом в Ф1 стало дело о шпионаже в 2007-м © LAT
Последним громким скандалом в Ф1 стало дело о шпионаже в 2007-мФото: LAT

В бытность руководителем команды Ferrari Жан Тодт сыграл ключевую роль в памятном «шпионском скандале» 2007 года, который уже сравнивают с нынешним скандалом с тестами.

Тогда McLaren по первости объявили (почти) невиновной, но после слушаний было решено, что команда из Уокинга заслуживает наказания – его размер составил внушительные 100 миллионов долларов. В том деле Макс Мосли, вероятно, превысил свои полномочия, так как выступал в роли истца, обвинителя, судьи и присяжного одновременно, так что ему хорошо известно, что такое показательный судебный процесс.

(Да-да, у нас был доступ к записи выступлений, прозвучавших на том судебном процессе)

Таким образом, Жан Тодт – в свое время, вдобавок, бывший боссом Брауна в Ferrari – должен рассмотреть все возможные варианты, а уж потом давать ход этому делу. Впоследствии и он сам, и федерация могут изрядно пожалеть, что решились на такой шаг. Ситуация усложняется тем, что появилось заявление (якобы Ники Лауды) о том, что технический делегат FIA Чарли Уайтинг и сам Берни Экклстоун были в курсе этих тестов.

Сегодня Уайтинг, когда-то работавший на Экклстоуна в команде Brabham, получает зарплату в FIA, но его контракт, заключенный еще во времена Мосли, близится к завершению – и различные источники полагают, что выбор его преемника был сделан еще до всех этих событий.

В целом, для Формулы 1 это типичный скандал первой степени, в котором интересы всех участников настолько переплетены и взаимосвязаны, что разбираться в этом хитросплетении можно не один день. Из истории хорошо известно, что прислуживать двух господам и гоняться за двумя зайцами – занятие малоперспективное. Но в нынешней Формуле 1 это едва ли не повсеместная практика.

Pirelli
Pirelli

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle