В Ferrari могут винить в проблемах только самих себя

Эд Стро
1 октября 2013 в 23:49

Pirelli пришлось изменить свои шины по ходу сезона, что отразилось на расстановке сил в пелотоне. Но Эд Стро уверен, что в бедах Ferrari виновата прежде всего сама команда, не сумевшая построить достаточно быструю машину

После третьего подряд финиша в гонке на втором месте вслед за Себастьяном Феттелем пилот Скудерии Фернандо Алонсо изложил очень простое объяснение всем своим неудачам в попытке догнать немца в личном зачете чемпионата.

«Мы выиграли в Китае и Испании, - сказал он, - но затем немного потеряли в скорости, особенно после того, как в Pirelli решили вернуться к конструкции шин прошлого года. Вероятно, это стало переломным моментом сезона. Когда они изменили резину, нам пришлось распрощаться с надеждами на титул».

Действительно, с момента изменения шин отставание Фернандо от лидера чемпионата практически утроилось - после Гран При Великобритании он уступал Себастьяну 21 очко, тогда как нынче разница достигла 60 зачетных баллов.

Звучит это чертовски убедительно, но в процентном отношении фактические результаты Алонсо ухудшились всего на 8% - ведь общая величина отрыва увеличивается по мере того, как пилоты зарабатывают всё больше очков. После Сильверстоуна относительный проигрыш испанца лидеру составлял 16%, сейчас же в его активе на 24% меньше зачетных баллов, чем у Себастьяна.

Когда речь заходит об сравнении относительных показателей, результаты выступлений в гонках могут не отражать всей картины, так в дело зачастую вмешиваются погода, машина безопасности, надежность техники, вопросы тактики, аварии на трассе, трафик и тому подобные вещи. В конце концов, в Сингапуре Фернандо пришел к финишу вторым, хотя по чистой скорости его F138 занимала далеко не второе место в пелотоне.

Чистая скорость машины лучше отражает истинную картину вещей, хотя и она не всегда годится - в случае с Ferrari, например, гоночный темп порой значительно превосходит их скорость в квалификациях.

Но если взглянуть на результат быстрейшего круга для каждой отдельной машины на протяжении всего уик-энда, и отобразить полученные показатели в процентах, становится очевидно, что в последних гонках команда Red Bull Racing действительно значительно прибавила.

{ .red }Относительная скорость машин четырех ведущих команд в сезоне-2013

Приведенный график показывает чистую скорость машин четырех быстрейших команд нынешнего сезона друг относительно друга. За основу были взяты результаты быстрейшего круга на протяжении всего уик-энда. Чем выше линия на графике, тем быстрее машина. Лидеру соответствует "0", остальным указано отставание в процентах на каждом этапе.

@datawrapper://cf.datawrapper.de/7RsCG/2/


Если внимательно присмотреться к переплетению линий, становятся очевидны некоторые тенденции. Во-первых, это превосходство Mercedes в скорости по ходу большей части сезона, а также непостоянство темпа Lotus. Кроме того, явно видно, что начиная с Гран При Германии, машины Red Bull Racing поехали значительно быстрее, и это действительно совпало с моментом изменения Pirelli конструкции шин.

Однако причинно-следственная связь здесь не столь очевидна. Для начала вспомним, что Ferrari была не слишком конкурентоспособна уже в Сильверстоуне, хотя шины тогда еще никто не трогал.

Кроме того, RBR постоянно привозила на гонки пакеты обновлений - достаточно вспомнить новое переднее крыло с принципиально иным подходом к концепции установки торцевых пластин. В Ferrari тоже часто испытывали по пятницам новые детали – но они не давали, к недовольству Алонсо, почти никакого прироста скорости.

В Сильверстоуне Алонсо поднялся на подиуму, хотя его F138 ехала не слишком быстро © LAT
В Сильверстоуне Алонсо поднялся на подиуму, хотя его F138 ехала не слишком быстроФото: LAT

Ferrari и сам Фернандо утверждают, что изменение резины в значительной степени повлияло на скорость их машины. Это вполне возможно, так как новые слики действительно могли влиять на аэродинамику автомобиля и его баланс.

Но это совсем не тот случай, когда изменения шин приводят к тому, что сверхбыстрая машина вдруг теряет в скорости.

Можно говорить о том, что изменение резины было довольно существенным, однако было бы ошибкой списывать неудачи итальянской команды только на него.

Куда более вероятно, что – как и предсказывали в Pirelli – изменение шин, призванное обеспечить пилотам большую безопасность, позволило раскрыть явное преимущество команды Red Bull Racing.

Есть существенная разница между заявлениями Ferrari о том, будто новая резина отбросила их назад, и предположениями, что "старые" шины не позволяли чемпионской команде полностью реализовать свой потенциал.

Двум победам, одержанным в Китае и Испании, Фернандо по большей части обязан лучшей работой шасси Ferrari с новыми сликами (теми, что применялись на старте сезона).

В Китае Скудерия получила преимущество, так как более быстрые машины Mercedes слишком агрессивно расходовали заднюю резину, тогда как в команде Red Bull Racing столкнулись с серьезными трудностями на трассе из-за высокой нагрузки на передние шины RB9. Они даже не выпустили Себастьяна из боксов в третьем сегменте квалификации в надежде на альтернативную тактику в гонке.

И хотя нельзя с полной уверенностью говорить, что с нынешними шинами подопечные Кристиана Хорнера точно одержали бы победу в Китае, в Испании это было бы гораздо более вероятно, особенно учитывая последние наработки команды.

Пилоты Red Bull Racing испытывали в Барселоне серьезные проблемы с шинами, на протяжении всей гонки пытаясь не слишком нагружать их, особенно это касалось переднего левого колеса - а под конец отрезков также начали возникать проблемы и с задней резиной.

Тактика Ferrari с четырьмя пит-стопами отлично сработала в Испании © LAT
Тактика Ferrari с четырьмя пит-стопами отлично сработала в ИспанииФото: LAT

Алонсо, напротив, с самого начала предполагал использовать тактику с четырьмя пит-стопами и на протяжении всей гонки мог атаковать на максимуме, что принесло свои плоды в сравнении с чрезмерно консервативным пилотированием гонщиков Red Bull Racing, изначально планировавших останавливаться в боксах трижды, но уже по ходу дистанции изменивших свое решение.

Была ли машина Ferrari в Испании лучше, чем у соперников из RBR? Вероятно, нет. А был ли лучше подход к гонке в целом? Бесспорно, да.

Скудерии и Фернандо Алонсо надо отдать должное за их успешные выступления в этих гонках, но затем ситуация изменилась. Нельзя сказать, что после изменения шин RBR получила какое-то особенное преимущество – скорее, прежняя резина мешала им раскрывать свой истинный потенциал.

В конечном счете, именно умение выжать максимум из тех или иных шин является прямой обязанностью команд. Да, в начале сезона пилоты Red Bull Racing испытывали проблемы в этой области. Да, они не имели права требовать ее изменения, чтобы извлечь из этого выгоду. Но Pirelli внесла изменения вовсе не по их просьбе, а в целях безопасности соревнований. К тому же, как показали предыдущие два сезона Формулы 1, по ходу чемпионата команды обычно приспосабливаются к имеющимся в их распоряжении шинам.

Сухой остаток для Ferrari в том, что на протяжении последних нескольких лет в Маранелло не могут построить машину лучше, чем у их конкурентов из Милтон-Кинса.

Время от времени шины помогают Ferrari нивелировать этот недостаток, и команда заслуживает хороших слов за то, что умеет использовать свои шансы – но не стоит все валить на резину. В конце концов, на шинах Bridgestone образца 2010 года машины Red Bull Racing отрывались бы от соперников еще быстрее, чем сейчас.

Все дело в том, что на протяжении нескольких последних лет именно парни Эдриана Ньюи задают технический уровень в Формуле 1. Да, их команда обладает внушительным бюджетом, но и в Ferrari от недостатка денег не страдают.

Даже если бы шины и позволили Алонсо еще какое-то время соперничать на трассе с Феттелем, это все равно не продлилось бы достаточно долго.

В Формуле 1 во все времена главной была техническая состоятельность и способность строить лучшие машины. Остальным приходится догонять.

RB9
RB9

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle