Себастьен Ожье. Эгоистичен, безжалостен, но… прав

Дэвид Эванс
10 июля 2014 в 14:22

Себастьен Ожье не скрывает своего недовольства новыми правилами старта пилотов на этапах WRC. Дэвид Эванс полагает, что чемпион мира по-своему прав – но при этом важно смотреть на картину чуть шире

На этой неделе недалеко от моего дома установили дорожный знак "Выброс гравия" с поясняющей табличкой "Риск заноса" и ограничением максимальной скорости до 32 км/ч. По сути, дорожные службы, сами того не зная, прямо у моего порога устроили настоящий австралийский спецучасток Beraking. И было бы крайне глупо этим не воспользоваться.

После проведения дорожных работ я дал новой "трассе" немного остыть и выкатил из гаража свою видавшую виды BMW 120d. Следующий час я провел, раз за разом проезжая в раллийной манере один и тот же участок - и все это с исследовательской целью. Мне не терпелось лично проверить, насколько в действительности пилотам мешает необходимость расчищать дорогу для своих соперников, и на что же так жаловался чемпион?

В ралли принято считать, что каждая следующая машина проезжает спецучасток быстрее на 0,1 секунды в пересчете на километр. Таким образом, пилот, стартующий десятым, должен в теории отыгрывать у открывающего экипажа по секунде с километра.

Когда мне и моей машине пришла пора заправиться, исследования были завершены. Каковы его результаты, спросите вы? Вуаля – Ожье прав. Управлять машиной на трассе с большим количеством камней намного труднее. Зато пилотирование в таких условиях приносит куда больше наслаждения! Надо будет напомнить Себастьену об этом в следующий раз, когда он раскопает топор войны.

«Послушай, чемпион, ну потеряешь ты секунду с километра на этом допе, но зато сколько удовольствия получишь!»

Может и сработает…

Исследование начинается!
Исследование начинается!

Но проведенный опыт дал мне понять истинную суть претензий Себастьена. На Сардинии он ощутил всю "прелесть" работы "метлой" на первых допах, и вскоре это может повториться в Финляндии, а затем, вполне вероятно, и в Австралии. Нет сомнений, что Ожье вновь останется недоволен тем, что пилоту его уровня приходится расчищать дорогу для соперников.

Откровенно говоря, понять его можно. Почему он должен этим заниматься? Он же чемпион мира. Если конкуренты хотят лишить его этого звания? Так пусть едут быстрее, тормозят позже и в целом пилотируют отважнее него. Они не должны добиваться преимущества, создавая Ожье более сложные условия. Какой же это спорт?

Я очень хорошо понимаю Себастьена. И мне кажется, он абсолютно прав. Его интересует победа и только победа. Такой подход по праву заслуживает восхищения.

Но идёт ли на пользу его и VW превосходство спорту в целом?

А почему это должно быть его проблемой? Он пришел в ралли, чтобы побеждать - и если кому-то не нравится, что он громит всех раз за разом, пусть едут быстрее и выигрывают. Все просто.

Идеальным для Себастьена вариантом был бы старт на всех спецучастках в порядке, обратном позициям в чемпионате. Либо так, либо уж возвращайте прошлогодние квалификации, в которых он обычно оказывался быстрее своих соперников и мог сам выбирать свой стартовый номер.

Конечно, если речь идет не об этапах на сыром гравии или асфальте - там лучше стартовать первым. В общем, получается, что он хочет всё без остатка и при этом не желает ничем жертвовать? Да, именно так.

Будучи лидером сезона, Себастьену не раз приходилось расчищать дорогу для соперников © McKlein
Будучи лидером сезона, Себастьену не раз приходилось расчищать дорогу для соперниковФото: McKlein

Ну а как еще? Я без труда назову целый ряд фамилий представителей других видов спорта, столь же сосредоточенных на себе и собственных победах. Джон Макинрой, Шон Фитцпатрик и Айртон Сенна…

Но есть одна проблема - ралли страдает от этой ситуации, и что-то необходимо предпринять.

Знаю, знаю, это не твоя проблема, Себ. Но мы живем в мире потребления, и развлечения – его неотъемлемая часть. И как-то так сложилось, что сейчас наблюдать за тобой и твоими приятелями, проносящимися на скорости 160 км/ч между деревьев с риском для жизни, зрителям не слишком интересно.

В подобных обстоятельствах кто-то должен уступить. И если все сказанное выше верно, то уступить должен именно ты, Себ. В настоящее время обсуждается предложение выпускать лидера на трассу первым на протяжении всех трех дней этапа, а это означает, что расчищать дорогу для соперников придется гораздо дольше.

Но ты можешь победить и в таких условиях. Это называется волевой победой - придется всем доказать, что ты настоящий чемпион. И если это удастся, ты сможешь довольно посмеяться над теми, кто изо всех сил старается залатать дыры в регламенте в попытках сделать вид, что в раллийном королевстве все в полном ажуре.

И правда, зачем делать спорт более привлекательным для производителей автомобилей и телевизионного показа, если можно просто искусственно замедлить самых быстрых парней?

Бёрнсу тоже приходилось расчищать дорогу © LAT
Бёрнсу тоже приходилось расчищать дорогуФото: LAT

Это все аргументы из идеального мира. В реальности же Себастьен самый быстрый пилот за рулем самой быстрой машины самой богатой команды - если ему обеспечить еще и самый лучший порядковый номер появления на трассе, будет уже слишком.

Как часто бывает, моя недавняя беседа с вице-президентом Комиссии WRC Робертом Ридом плавно перетекла в область воспоминаний, которые в этот раз коснулись местечка Те Папатабу, что неподалеку от Раглана на Северном острове Новой Зеландии. На дворе был 2001 год.

В те времена Роберт был бессменным штурманом Ричарда Бёрнса. Главным соперником экипажа Subaru считался Маркус Гронхольм, выступавший за Peugeot. Никто из них не хотел открывать второй день этапа. В итоге команда Бёрнса верно рассчитала, насколько нужно сбросить скорость, а соперники сделать этого не смогли. Тактическая хитрость сработала на славу - Бёрнс и Рид выиграли тот этап, а затем и чемпионат.

Двумя годами позже порядок выезда пилотов на трассу уже был таким, как сейчас - в первый день гонщики стартовали в соответствии с занимаемыми местами в чемпионате, а затем - в порядке, обратном текущим результатам. Бёрнс лидировал в том сезоне с третьего до 11-го этапа.

Да, он тоже не упускал возможности пожаловаться на тяжелую судьбу лидера первенства, но в итоге все же справился с этими трудностями. Если бы в дело не вмешалась тяжелая болезнь, вынудившая британца вести совсем иную борьбу, думаю, он смог бы взять и второй титул.

«Таков был Ричард, - вспоминает Рид. - Правила есть правила, и нужно стараться выжать из них максимум возможного - сделать так, чтобы они стали работать на тебя.

Ричард не видел смысла жаловаться на судьбу - он всегда считал, что если ты не согласен с правилами, то ни к чему продолжать выступления в этом чемпионате»

Так что нынешние споры и пересуды относительно текущего регламента WRC отнюдь не новы. Но ставки никогда не были столь высоки.

Понятно, что Себастьен одержит победу в нынешним сезоне, причем с довольно весомым преимуществом. Вопрос лишь в том, готов ли он идти на какие-то уступки во имя спорта – и постарается ли в принести команде еще один титул в будущем сезоне.

Себастьен Ожье
Себастьен Ожье

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle