Почему Red Bull может получить моторы Ferrari годичной давности

Дитер Ренкен
15 сентября 2015 в 10:11

Дитер Ренкен изучает причины, приведшие к кризису в нынешней ситуации с поставщиками двигателей в Формуле 1, а также объясняет, почему единственным вариантом для Red Bull в сезоне-2016 может стать использование прошлогодних моторов Ferrari

В Формуле 1 наступил новый кризис, и это стало понятно, когда появился риск того, что команда Red Bull, машины для которой строит один из лучших конструкторов Больших Призов за последние 20 лет, может остаться вовсе без двигателей на первом этапе чемпионата следующего года в Австралии.

Конечно, “красные быки” отчасти виноваты в этом сами, поскольку не стоило так нещадно критиковать своего текущего партнёра Renault, но факт остаётся фактом – в Формуле 1 недостаточно поставщиков моторов, чтобы обеспечить потребности команд.

В данный момент таких поставщиков четыре, однако Honda всецело сосредоточена на работе только лишь с McLaren, несмотря на потенциальные преимущества расширения своей клиентской базы, а высшее руководство Renault, судя по всему, приняло решение прекратить поставки моторов клиентам. «Купим ли мы Lotus или нет - в любом случае, в сезоне-2016 мы не будем сотрудничать с другими командами», - заявил один из высокопоставленных информаторов французов в Монце.

Получается, что два поставщика в следующем чемпионате должны обеспечить девять, а то и десять коллективов, причём оба они, без сомнений, поставят на первое место потребности своих заводских команд. Учитывая дебют Haas, что ещё больше усложнит общую картину, ситуация выглядит следующим образом:

КомандаМотор
MercedesMercedes (заводская команда)
FerrariFerrari (заводская команда)
WilliamsMercedes
Red Bull?
Force IndiaMercedes
LotusMercedes (команда Renault?)
Toro Rosso?
SauberFerrari
McLarenHonda
ManorFerrari (Mercedes?)
HaasFerrari

 

Представьте себе, насколько всё стало бы ещё более запутано, если бы в FIA одобрили заявки двух новых команд-кандидатов, которые в июле получили отказ из-за несоблюдения некоторых критериев.

А теперь давайте посыпем ещё немного соли на рану, отметив, что в классе LMP1 в гонках на выносливость выступает лишь пять команд, причём каждая из них строит свой собственный двигатель.

В WEC стараются привлечь максимум производителей
В WEC стараются привлечь максимум производителей

Формула 1 достигла критической точки, и спорту необходимо разобраться в проблеме и начать реагировать, а не тыкать пальцем в сторону экономического кризиса.

По всей видимости, с "королевой" автоспорта что-то не так, если она, несмотря на свой глобальный статус и всю популярность, не может привлечь в свои ряды больше двух заводских команд, согласных поставлять двигатели своим соперникам.

В конце концов, концерн VW Group для гонок на выносливость строит два разных мотора (гибридный бензиновый Porsche 2.0 V4 и гибридный турбодизель Audi V6), что обходится компании дороже аналогичного проекта в Формуле 1.

Nissan, в свою очередь, производит собственный мотор для Ле-Мана, а Toyota вот-вот представит своё новое детище для чемпионата, состоящего из восьми этапов. Всё это говорит нам об одном – ситуация в мировой экономике тут ни при чём.

В 2014 году рейтинг производителей, потративших больше всего на исследования и разработки, выглядел следующим образом:

КомпанияГодовой бюджет на исследования и разработку
VW Group10 млрд евро
Toyota7 млрд евро
GM5 млрд евро
Daimler4.9 млрд евро
Ford4 млрд евро

 

Отметим, что из приведённого списка, лишь Mercedes/Daimler представлена в Ф1. Тем не менее годовой бюджет концерна VW Group на исследования и разработки в пять раз превышает суммарный бюджет всех участников чемпионата мира по Формуле 1 – настолько “тяжела” глобальная экономическая ситуация.

Honda поставляет моторы только одному партнёру © LAT
Honda поставляет моторы только одному партнёруФото: LAT

Однако, как доказала на своём примере Honda, находящаяся в списке на шестом месте как раз следом за Ford с бюджетом в $3.9 млрд, на то, чтобы построить хотя бы минимально конкурентоспособный мотор, необходимо ультрасовременное оборудование и два года непрерывной работы. Таким образом, потенциальный новый поставщик может добиться успеха со своим мотором лишь к 2018 году, да к тому же технический регламент будет изменён в конце сезона-2020.

Конечно, базовая архитектура мотора может остаться прежней, однако, в любом случае, поставщики не выстраиваются в очередь у дверей Формулы 1, поскольку новые правила будут опубликованы лишь в 2020 году.

Еще одна проблема – расходы. Тогда как “устаревшие” атмосферные моторы V8 обходились командам в $11 млн в своей базовой конфигурации ($15 млн, включая KERS), в данный момент эта цифра колеблется от $23 млн до $30 млн. И, хотя FIA в рамках соглашения с Комиссией ЕС и пообещала сократить расходы на моторы, руководящий орган не имеет права вмешиваться в коммерческие вопросы и устанавливать всякого рода “потолки бюджетов” без согласия абсолютно всех участников чемпионата.

Также Формула 1 не может заставить Mercedes или Ferrari поставлять моторы Red Bull или убедить Honda взять под своё крыло ещё одну команду, да и Renault из-под палки уж точно не сделает исключений. Ко всему прочему, ни в Mercedes, ни в Ferrari не будут довольны, если их клиент вдруг обойдёт заводскую команду.

В конце концов, зачем тратить сотни миллионов долларов и тысячи часов труда лучших инженеров, чтобы затем клиент за $25 млн смог вас обскакать? Представьте себе реакцию спонсора Mercedes производителя энергетических напитков Monster Energy, если их партнёр позволит обойти себя их главному конкуренту Red Bull.

Таким образом, команды, держатель коммерческих прав FOM, Формула 1, и, как следствие, FIA, оказались в весьма затруднительном положении, поскольку не только Renault не собирается в дальнейшем работать с клиентами, но и один из топ-коллективов Red Bull, от участия в чемпионате которого зависит судьба Гран При Австрии, может остаться без мотора в 2016 году. Под угрозой полторы тысячи рабочих мест.

Мечтам Red Bull получить моторы Mercedes не суждено было сбыться ©LAT
Мечтам Red Bull получить моторы Mercedes не суждено было сбытьсяФото: LAT

Как недавно стало известно, в Mercedes отказались сотрудничать с Red Bull – довольно убедительные аргументы против сделки звучали на уровне совета директоров. Таким образом, австрийцам остаётся уповать лишь на щедрость Ferrari.

Но с какой стати Скудерия должна делиться своим заработанным тяжёлым трудом преимуществом с равной ей по финансовой мощи командой, которая, к тому же, обладает лучшим конструкторским отделом и более тесными политическими связями с Formula One Management?

Почему босс Ferrari Маурицио Арривабене отвечал так небрежно, когда ему задали этот вопрос? Возможно, в своём рукаве он припас козырь в виде варианта поставки прошлогодних моторов обеим командам Red Bull, в то же время обеспечивая Sauber и Haas F1 двигателями последней спецификации?

Проанализируйте аргументы обеих сторон. Во-первых, прошлогодний двигатель Ferrari будет на порядок эффективнее самого лучшего мотора Renault последней спецификации, а во-вторых, при таком раскладе борьбе Ferrari с Mercedes за победы никто не будет угрожать.

Конечно, в Red Bull точно не обрадуются этой схеме, но команде предстоит пожинать то, что она посеяла. У босса Red Bull Дитриха Матешица есть два варианта - или инвестировать в создание собственного силового агрегата, или убедить кого-то из производителей выставить свою команду, чтобы организовать своего рода партнёрский тандем.

Однако здесь есть кое-какие сложности. Marussia выступает в текущем чемпионате с прошлогодними моторами Ferrari, поскольку коллектив нашёл лазейку в регламенте, позволяющую делать это при наличии согласия других участников. Теперь же Предложение 4* планируется изменить, чтобы не допустить в дальнейшем повторения такой ситуации и обеспечить всем команды одинаковыми условиями.

Лазейка также была использована и Mercedes в Монце: “Серебряные стрелы” в одиночку выступали с обновлённым мотором и будут продолжать делать так, пока достаточное количество единиц не будет доступно для всех клиентов, что является уж очень размытым термином.

Клиент Mercedes команда Williams не получила новую спецификацию моторов
Клиент Mercedes команда Williams не получила новую спецификацию моторов

Хотя разговоры о запрещении использования разных спецификаций моторов и ведутся, в коммерческом отношении эта норма не имела бы смысла - зачем Mercedes и Ferrari инвестировать сотни миллионов в свои двигатели, а затем за определённую плату, составляющую лишь небольшую долю от их расходов, поставлять клиентам силовые блоки такой же спецификации?

Однако инсайдеры в Стратегической Группе сообщают, что Приложение 4 будет вновь пересмотрено, чтобы позволить клиентам использовать моторы иных спецификаций, а это, в свою очередь, даст шанс Ferrari поставлять двигатели обеим командам Red Bull (как это было в 2000-х), не боясь серьёзной угрозы с их стороны.

В этом случае Manor сможет легитимно покупать прошлогодние моторы Mercedes, если Lotus в конечном счёте не будет продана Renault, поскольку, как известно, немцы не хотят превышать лимит в три клиента вдобавок к своей заводской команде.

Как и всегда, в Формуле 1 будет достигнут своего рода компромисс: источники сообщают, что FIA внедрит концепцию мотора под названием «Текущий–1», если поставщики согласятся продавать клиентам двигатели, которые в противном случае были бы выброшены на свалку, по сниженным ценам.

В Монце ходили цифры в $9 млн за двигатель и ERS и в $15 за весь комплект, а это, в принципе, отвечает стремлениям президента FIA Жана Тодта сделать моторы более доступными. Хотя моторы старой спецификации и будут проигрывать доработанным аналогам, данная концепция поставит точку в разговорах о том, что чрезмерные расходы на двигатели убивают Формулу 1, поскольку в спорте появится второй эшелон поставки.

В любом случае, Формуле 1 стоит разобраться в причинах, по которым крупные автопроизводители игнорируют спорт, несмотря на наличие достаточных средств. Что-то где-то даёт серьёзный сбой, когда в главной автоспортивной категории не хватает моторов.

*Приложение 4, Параграф 4: Каждый производитель обязан поставлять клиентам одинаковую спецификацию моторов, прошедших омологацию. Исключения могут быть сделаны из-за особенностей компоновки силовых блоков на шасси каждой отдельной команды.

Почему Red Bull может получить моторы Ferrari годичной давности
Почему Red Bull может получить моторы Ferrari годичной давности

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle