Почему Jaguar выбрал именно Формулу Е?

Скотт Митчелл
20 декабря 2015 в 10:06

Британский производитель Jaguar объявил о завершении 12-летнего перерыва в автоспорте и желании присоединиться к первенству электромобилей. Скотт Митчелл попытался разобраться, почему выбор пал именно на Формулу Е...

Jaguar является четвертым в перечне достижений производителем в истории легендарного марафона "24 часа Ле-Мана". Немалого успеха бренд также добился и в Туринговых соревнованиях. О Формуле 1 ничего любопытного сказать не получается, но и без того список достижений этой британской марки весьма впечатляющий.

Почему же в компании решили, наконец, прервать обет молчания и выбрали точкой опоры своего рычага именно соревнование электромобилей?

На протяжении последнего десятилетия ходило много разных слухов и мнений о том, в каком именно виде вернется в большие гонки Jaguar.

Проект Rocketsports XKR GT2 в 2010-м был на волосок от воплощения в жизнь и мог позволить марке вернуться на стартовую решетку в Ле-Мане впервые с 1995 года. Но владелец бренда Jaguar Land Rover - компания Tata Motors - не увидела достаточных оснований для инвестиций в это начинание.

Последней гоночной программой Jaguar был проект Rocketsports GT2 ©LAT
Последней гоночной программой Jaguar был проект Rocketsports GT2Фото: LAT

Сейчас же глава инженерной группы Jaguar Land Rover Ник Роджерс сказал, что решение компании вернуться в гонки окончательное, а руководитель команды Джеймс Барклай добавил, что у них было несколько вариантов на выбор.

Желание вернуться в автоспорт у компании было всегда, но в настоящее время все решают инвестиции, точнее, их возврат. К тому же, очень важно, чтобы технологии из гонок могли использоваться и в серийном выпуске - для производителя это имеет решающее значение.

Стоит ли тратить 150 миллионов фунтов из бюджета Tata на возвращение в Ф1 с учетом того, что шансы проявить себя там достаточно малы? Можно потратить почти вдвое меньше и попытаться составить конкуренцию концерну Volkswagen и японским автогигантам в гонках на выносливость в категории LMP1…

Варианты довольно спорные, особенно с учетом того, что в Renault, по слухам, потратили всего 10 миллионов евро на свою заводскую программу в Формуле Е, добились в ней успеха и получили бонус в виде платформы для применения новых технологий в своих серийных электромобилях.

Инженеры компании, несомненно, приобретут огромный опыт и в ближайшие годы смогут воплотить полученные знания на практике и, вполне вероятно, выкатить из гаражей в Мидлэнде свеженькие электрические машинки Jaguar и Land Rover. Так что гонки весьма успешно могут использоваться в качестве базиса для улучшения производственных процессов. Плюс популяризация бренда по всему миру, о чем также не стоит забывать.

«Сейчас мир стремительно меняется, - сказал Роджерс. - Мы стоим на пороге нового витка автомобилестроения: электрокары, беспилотники - это все уже завтрашний день. А присутствие в автоспорте позволит нам набраться необходимого опыта и протестировать свои идеи в экстремальных условиях и на длинных дистанциях гонок.

Есть две важные составляющие: накопление энергии и ее дальнейшее использование.

А где это все испытывать, если не на гоночных трассах с их повышенными требованиями к разгону и торможению?»

Нацеленность ФЕ на свободное производство агрегатов привлекает производителей ©LAT
Нацеленность ФЕ на свободное производство агрегатов привлекает производителейФото: LAT

Главной причиной для присоединения к спорту является возможность самим производить силовые установки, включая электромотор, коробку передач, инвертер и систему охлаждения. В Jaguar объяснили, что именно поэтому решили присоединиться к первенству в третий год его существования - именно тогда будет разрешено самостоятельное производство большинства агрегатов.

Эффективность и КПД - главные столпы производства электромобилей, и Формула Е уже сделала серьезные и успешные шаги для того, чтобы развеять все сомнения пессимистов. Компания Jaguar рассчитывает вместе со своими соперниками попытаться понять, как можно заставить машину проехать еще дольше при тех же затратах энергии. Ни в одной другой серии эффективность силовых установок не играет такую роль, как в Формуле Е.

Если в компании откажутся от производства собственного силового агрегата, то не смогут собрать достаточного количества информации для применения в серийном производстве. Иногда бывает очень сложно уловить связи между автоспортом и реальным миром, но только не в этом первенстве.

«Здесь все завязано на эффективности, - продолжил Роджерс, - и это очень важно в условиях всеобщей обеспокоенности по поводу использования энергетических ресурсов. Для инженеров это серьезный вызов, но им это интересно. Мы уже пытаемся решить проблемы, о которых люди пока даже не догадываются».

Это что касается технологической стороны. А что с расходами?

В 2004 году, когда Jaguar свернула свою программу в Формуле 1, являвшийся на тот момент ее владельцем концерн Ford постепенно урезал инвестиции в Больших Призах, включая и поставщика моторов Cosworth.

Факт покупки Jaguar Land Rover компанией Tata у Ford в 2008 году стал первым шагом на пути возвращения бренда в гонки. Именно небольшая стоимость участия в Формуле Е стала основным аргументом в пользу попытки проявить себя именно здесь.

Участие Jaguar в Ф1 успешным не назовешь ©LAT
Участие Jaguar в Ф1 успешным не назовешьФото: LAT

«Образование заводской программы было главным условием возвращения в гонки на высшем уровне, - отметил глава команды Барклай. - Для нас очень важно все держать под контролем.

И хотя на участие в Формуле Е также требуются немалые инвестиции, они несравнимы с теми, что нужны для других чемпионатов, да и отдача здесь повыше. С точки зрения освоения инвестиций это первенство наиболее выгодное и структурированное - в этом и состоит его привлекательность».

Нельзя сказать, что без Формулы Е Jaguar никогда не вернулся бы в гонки, поскольку у них были и другие варианты, но выбор пал именно на электромобили.

И дело здесь в том, что все серьезные производители в наше время уделяют все больше внимания именно электрическим технологиям и их применению в серийном производстве.

У первенства ФЕ есть масса недоброжелателей, но огромный интерес со стороны производителей игнорировать нельзя, и в Jaguar, конечно же, не остались в стороне.

К тому же, нельзя не отметить, что у Renault (e.dams), VW/Audi (Abt) и Citroen (DS Virgin) до прихода в Формулу Е уже были действующие гоночные программы в других сериях. Mahindra и Venturi - серьезные игроки на рынке электромобилей, так что их участие в чемпионате также не стало сюрпризом.

В лице Jaguar Land Rover чемпионат приобрел участника, долгое время не появлявшегося на стартовых решетках гоночных первенств и не имеющего собственного производства электромобилей. И именно поэтому промоутер серии Алехандро Агаг назвал объявление о присоединении бренда к Формуле Е главным событием года.

Не за горами, по словам Алехандро, и другие не менее важные новости, которых мы будем ждать с нетерпением.

А тем временем Формула Е набирает обороты и привлекает в свои ряды все новых и новых специалистов и участников…

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

...
...

  • Поделиться: