Легенда №13: Пастор Мальдонадо. Пролетая над Формулой 1…

Иван Беликов
2 февраля 2016 в 9:49
Фото: LAT Photographic

В среду на презентации Renault в Париже будет объявлено об отставке из команды Пастора Мальдонадо и замене его на Кевина Магнуссена, а вчера венесуэлец попрощался с болельщиками. Вспомним основные вехи его карьеры в Ф1...

Мельбурн-2011: С почином!

Было бы странно, если бы начало карьеры одного из самых неоднозначных гонщиков в современной Формуле 1 прошло спокойно. Ещё до своей дебютной гонки в Мельбурне Пастор Мальдонадо дважды «закопал» свою машину в гравии. Сначала действующий чемпион GP2 вылетел на предсезонных тестах в Барселоне, ну а на третьей тренировке Гран При Австралии он проверил глубину гравийной ловушки автодрома Альберт-Парк.

Казалось, ничего страшного, вполне естественно для новичка, но не тут то было – вплоть до седьмого этапа сезона на Нюрбургринге дебютант попадал в аварии и вылетал с трека по ходу каждого гоночного уик-энда. Правда, первый инцидент в гонке произошёл только в Монако.

Монако-2011: Первая критика

Мальдонадо всегда был успешен на узких улочках Монте-Карло – в младших сериях он трижды побеждал в Монако, ещё дважды поднимался на подиум. Так что было неудивительно, что и в Формуле 1 он сходу освоился. В целом тот уик-энд стал лучшим в дебютном сезоне Пастора.

В квалификации он занял восьмое место, в то время как его опытный напарник по команде Рубенс Баррикелло стало лишь 12-м. В гонке он на протяжении большей дистанции находился в первой десятке и на последних кругах боролся с Льюисом Хэмилтоном за шестую позицию. До первых очков в Формуле 1 было рукой подать, но за пять кругов до финиша венесуэлец не поделил первый поворот с чемпионом мира-2008. Но на тот момент репутация Пастора ещё не было запятнана, и виновным был признан Хэмилтон.

«Он повёл себя просто смешно», - вряд ли тогда на эти слова Льюиса кто-то обратил особое внимание, но они оказались пророческими.

К слову, за пять лет в Формуле 1 Пастор Мальдонадо так ни разу и не доехал до финиша Гран При Монако.

Спа-2011: Первый и последний раз

Два самых аварийных гонщика сезона-2011 [да, Льюис Хэмилтон тогда крушил машины в стиле позднего Пастора Мальдонадо] вновь сошлись в одной точке трассы в дождевой квалификации в Спа.

Находясь на быстром круге, Хэмилтон с контактом обогнал Мальдонадо в повороте Bus Stop. В начале следующего круга гонщик McLaren сбросил темп, венесуэлец попытался выйти вперед, но произошёл контакт.

После окончания квалификации Мальдонадо был оштрафован, а Хэмилтон получил предупреждение. Так что виновными были признаны оба, а Пастор, наверное, в первый и последний раз согласился со стюардами.

«Очевидно, что мы оба ошиблись», - сказал Мальдонадо, который уже буквально через год начал жаловаться, что стюарды необъективны по отношению к нему.

Австралия-2012: Как сезон начнёшь, так и его проведёшь

Гонка в Мельбурне стала отражением всего второго сезона Пастора Мальдонадо в Формуле 1. Тот год стал одновременно самым успешным и самым тяжелым для венесуэльца и, можно сказать, определил весь дальнейший ход его карьеры.

На протяжении всего гоночного уик-энда пилот Williams был в ударе. Лишь в дождевой второй тренировке он стал 17-м, а по ходу всех остальных сессий, включая квалификацию, стабильно держался на восьмой строчке. Даже контакт с Роменом Грожаном после старта гонки не выбил Пастора из колеи, и практически всю дистанции он был рядом с первой пятёркой, а в конце начал прессинговать Фернандо Алонсо в сражении за пятое место.

Тогда и проявился главный внутренний враг Мальдонадо – его неспособность контролировать темп и соизмерять риски. Вместо того, чтобы чуть успокоиться, сбросить скорость и даже смириться с шестым местом, он продолжал гнать как сумасшедший. Едва ли на последнем круге можно было найти брешь в обороне такого гонщика, как Алонсо. Но Пастор и не думал сбавлять темп. В результате в начале второго сектора он широко заехал на поребрик, потерял управление и врезался в стену. А ведь до финиша и лучшего результата в карьере оставалось меньше двух километров

С другой стороны, как говорится, раз в год и палка стреляет, и однажды столь бескомпромиссный подход окупился сполна.

Испания-2012: Загадка на века

Даже сейчас, по прошествии четырёх лет, вспоминая Гран При Испании-2012, начинаешь недоумевать, и возникает один вопрос: «Как он это сделал?!» Конечно, история знает немало сенсаций, когда под дождём побеждали далеко не самые лучшие гонщики. Если говорить именно о типаже Мальдонадо, то, наверное, первым на ум приходит «Горилла из Монцы» Витторио Брамбилла. В 74-х проведённых Гран При итальянец 38 раз не доезжал до финиша. Свою единственную победу он одержал в Австрии-1975, когда уже после пересечения финишной черты потерял управление и разбил машину.

Но ведь Пастор выиграл отнюдь не в дождевой гонке. Дождя в тот день в Барселоне не было и в помине, да и сам заезд получился довольно спокойным и ровным. Просто в тот день для Пастора сошлись все звёзды. «Ключик» к эффективной работе шин Pirelli, найденный инженерами Williams, отличная скорость машины, поул, унаследованный после дисквалификации Льюиса Хэмилтона накануне, грамотная тактика пит-стопов, хорошо знакомая трасса, ведь ещё на зимних тестах Мальдонадо показал там лучшее время.

Победа Пастора Мальдонадо всегда будет вызывать много вопросов
Победа Пастора Мальдонадо всегда будет вызывать много вопросов

Сам Пастор, похоже, в первый и последний раз пилотировал уверенно и без ошибок, хотя думается, если бы ему пришлось сойтись колесо в колесо с главным соперником Фернандо Алонсо, то, наверное, все могло завершиться привычным образом.

В конце концов, гонка проходила 13 мая, а 13 – любимое число Пастора. В итоге мозаика собралась в пользу венесуэльца. Но даже такой день не закончился благополучно – через несколько часов, когда Мальдонадо вместе с командой праздновал победу на пит-лейне, загорелись боксы Williams. К счастью, обошлось без пострадавших, но праздник оказался подпорчен. Карма Пастора дала о себе знать… Или Бог огня тоже решил отпраздновать его победу.

Монако-2012: Поворотный момент

«Было бы здорово снова выступить на таком же высоком уровне, я сделаю для этого всё возможное», - эти слова Пастора Мальдонадо после победы на Гран При Испании стали для него приговором.

После триумфа в Барселоне действительно в какой-то момент казалось, что впереди венесуэльца ждут новые успехи, а аварии и вылеты остались в прошлом. Но вышло всё с точностью до наоборот – в погоне за новым успехом венесуэлец потерял голову, забыв о всех существующих пределах и нормах.

Уже на следующем этапе в Монако он четыре раза по ходу уик-энда попал в инциденты: авария на третьей тренировке, блокировка Серхио Переса и последующая авария в квалификация, штраф и столкновение с Педро де ла Росой на старте гонки. Столкновение с Льюисом Хэмилтоном в сражении за подиум на предпоследнем круге в Валенсии, столкновение с Серхио Пересом в Сильверстоуне, контакт с Полом ди Рестой в Венгрии, фальстарт в Спа и сход в результате контакта с Тимом Глоком на пятом круге.

Фальстарт Пастора Мальдонадо на Гран При Бельгии-2012
Фальстарт Пастора Мальдонадо на Гран При Бельгии-2012

Да, временами Пастор ещё демонстрировал скорость, нередко квалифицировался в первой пятерке, но выдержки при борьбе колесо в колесо он лишился окончательно, а вместе с этим и уважения соперников.

«Он не уважает других гонщиков, - заявил Серхио Перес. – Он глуп и опасен. Я не знаю, почему стюарды не наказывают его более жёстко».

Ответ Пастора оказался простым: «Если вам нужна безопасность, то стоит водить пелотон за сейфити-каром. Надо различать намеренные и ненамеренные аварии».

Естественно после таких слов ожидать, что Мальдонадо вдруг исправится и по примеру Грожана обратится за помощь к психологу, можно было едва ли.

Бельгия-2013: До абсурда

Время шло, но ни жёсткие штрафы, ни многочисленная критика так и не вернули Мальдонадо на правильный путь. С каждой новой аварией он становился всё безумнее, а происшествия - всё более нелепыми. Чего стоил позорный инцидент на демонстрационных заездах дома в Каракасе, где Пастор умудрился сломать подвеску.

На гоночной трассе всё усугубилось тем, что после взлёта в 2012-м Williams вновь сдала позиции. Пастор, несмотря на неконкурентоспособную машину, пытался прыгнуть выше головы на каждом круге, в каждом повороте, что было чревато новыми авариями. Кстати, может быть, этим отчасти объясняется его стойкость в Барселоне-2012. Когда машина оказалась быстра, венесуэлец смог взять себя в руки… Но это было уже делом прошлого - через год о той победе уже никто не вспоминал, а сам Пастор всё больше становился объектом для насмешек, даже со стороны «худшего гонщика в истории Формулы 1» Таки Иноуэ, который начал регулярно размещать в Twitter различные мемы и высмеивающие посты в его адрес.

Авария на Гран При Монако-2013
Авария на Гран При Монако-2013

Один из самых нелепых инцидентов произошёл на 26-м круге Гран При Бельгии. Казалось, ничто не предвещало беды. Перед поворотом Bus Stop Пастора обогнал напарник Валттери Боттас, сам он не стал слишком сопротивляться, поскольку все равно собирался свернуть на пит-лейн. Но едва он направился ко въезду, как сначала зацепил Адриана Сутиля, а через доли секунды – второго гонщика Force India Пола ди Ресту.

Что сказал Пастор после инцидента? Его слова были такими же абсурдными, как и само происшествие.

«Сутиль подрезал меня, он действовал весьма агрессивно и повредил моё переднее антикрыло. Из-за этого машина подпрыгнула, я утратил контроль над ней, руль вырвался из моих рук. Именно из-за него всё и произошло, а наказали в итоге меня – вот такие дела. Я уже не контролировал автомобиль в момент [второго] удара», - посетовал он.

В конце сезона после столкновения на первом круге в Остине Сутиль скажет: «Похоже, вокруг него надо организовать специальную зону безопасности, и в борьбе оставлять место не для одной машины, а для двух.

Когда бы вы его ни настигли, он начинает тормозить на 50 метров позже, чем остальные и иногда переходит все границы.

Я не вижу смысла в разговоре с ним. Я пытался несколько раз поговорить, но он как будто с Луны свалился. В инциденте в Спа он по прямой налетел на Пола ди Ресту и сказал, что в этом наша вина… Я думаю, в будущем это продолжится».

Конец сезона-2013: Дорога на выход

Неудивительно, что к концу 2013 года будущее Пастора Мальдонадо в Williams оказалось под вопросом. Венесуэлец был недоволен машиной, а команда оказалась сыта по горло его упрямством.

«Пастор по-прежнему допускает слишком много ошибок, - заявил неназванный сотрудник команды в октябре. – На Гран При Кореи мы в очередной раз попросили его следить за передними шинами и избегать прямой борьбы. Что он сделал? Продолжил пилотировать в сумасшедшей манере, «убив» резину за три круга».

В итоге ещё до конца сезона-2013 было официально объявлено о том, что Williams и Мальдонадо расстаются. Казалось бы, нормальный рабочий процесс, стороны расходятся по обоюдному согласию. Но по каким-то только ему ведомым причинам Пастор решил напоследок огрызнуться.

«Я думаю, что сделал для команды больше, чем она сделала для меня»

«Это лучшее решение, которое я принимал»

«Я хорошо провожу гонки, демонстрирую высокий темп, борюсь за позиции, за которые машина не позволяет бороться»

Вот такие слова услышала команда от «благодарного» гонщика, которого продолжала поддерживать, несмотря на все «но», и ни разу за три года не критиковала публично.

Пастор Мальдонадо борется с Валттери Боттасом в последней гонке за Williams на Интерлагосе-2013
Пастор Мальдонадо борется с Валттери Боттасом в последней гонке за Williams на Интерлагосе-2013

Апофеозом стало обвинение Williams в саботаже, когда в квалификации Гран При США венесуэлец занял 18-е место, а его напарник Валттери Боттас стал девятым.

«Вам стоит обратиться к команде, к парням, которые работают с моей машиной, это очевидно», - заявил недовольный Пастор.

В команде, естественно, только отмахнулись от обвинений, а когда по окончании сезона Мальдонадо, наконец, хлопнул дверью, вздохнули с облегчением. На его место пришёл более покладистый Фелипе Масса, а сам Пастор отправился за новыми свершениями в Lotus. Но этот ход, как впоследствии выяснилось, оказался полностью провальным и окончательно «поставил крест» на шансах венесуэльца избавиться от своей репутации, а также ускорил процесс приближения окончания его карьеры, которое зависело лишь от того, как скоро у Мальдонадо возникнут проблемы со спонсорской поддержкой PDVSA…

Бахрейн-2014: Мальдонадо 2.0

О том, что решение уйти из Williams оказалось в корне неправильным, стало понятно ещё на предсезонных тестах, где команда из Гроува, перешедшая на моторы Mercedes, оказалась в числе лучших, а Lotus столкнулась с серьёзными техническими проблемами, которые продолжились и после начала сезона. В двух первых гонках венесуэлец проехал в общей сложности восемь кругов – силовой установке Renault не хватало ни мощности, ни надёжности. Но, по крайней мере, к самому Пастору претензий не было, до поры до времени…

«Мы решили большинство проблем и теперь можем уделить больше внимания скорости», - сказал Мальдонадо перед началом третьего этапа в Бахрейне.

Лучше бы Пастор продолжал концентрироваться на помощи команде в решении проблем с надёжностью, поскольку, сосредоточившись на скорости, он моментально потерял голову.

Во второй тренировке в Бахрейне он вылетел с трассы и повредил машину, а в гонке впервые в сезоне выбил соперника. Тот инцидент стал одним из самых безумных в карьере Мальдонадо, хотя, казалось бы, куда может быть хуже после того, что было в три прошлых года. При выезде из боксов венесуэлец сразу же пошёл в атаку на Эстебана Гутьерреса, но, как и всегда, переоценил свои возможности и отправил мексиканца в дальний полет. Стюарды наказали Пастора 10-секундным Stop&Go и потерей пяти мест на старте следующей гонки. Был ли он согласен и признал ли вину?

Полет Пастора Мальдонадо после контакта с Эстебаном Гутьерресом в Сильверстоуне-2014
Полет Пастора Мальдонадо после контакта с Эстебаном Гутьерресом в Сильверстоуне-2014

«Как мне показалось, при входе в первый поворот Эстебан оказался не на траектории - возможно, он пропустил точку торможения, не знаю. Но мне некуда была деваться», - прокомментировал Пастор.

С этого началась новая череда аварий и происшествий в карьере Мальдонадо. Следующий этап в Китае он начал с вылета в первой тренировке, когда прямо при прохождении поворота отвлекся на регулировки на руле, а во второй сессии разбил машину при заезде на пит-лейн. Авария в квалификации в Барселоне и столкновение с Маркусом Эрикссоном на старте. В Сильверстоуне Эстебан Гутьеррес "отомстил" ему за Бахрейн, отправив в схожий полет. Контакт с Жюлем Бьянки в Венгрии, вылеты на тренировках в Спа и Сингапуре, превышение скорости в режиме машины безопасности в США...

По итогам сезона Пастор набрал лишь два очка, хотя и его напарник Ромен Грожан далеко не ушёл, записав в свой актив восемь баллов. Но тот год наглядно продемонстрировал: чем хуже едет машина, тем сложнее Мальдонадо справляться с ней, ведь по ходу сезона он несколько раз вылетал фактически на ровном месте.

«Проблема в нестабильности машины, - признался он по окончании сезона-2014. - Сложно вернуться на траекторию, когда что-то идёт не так».

Финальный аккорд

Прошлый сезон начался, как всегда, с аварий, но, адаптировавшись к машине Lotus E23, оснащенной двигателем Mercedes, Пастор преобразился. На Гран При Канады он финишировал седьмым, а спустя две недели в Шпильберге вновь повторил это достижение после великолепного сражения с Максом Ферстаппеном.

Невероятно, но эта серия стала для Мальдонадо стала всего второй после связки Абу-США в 2012 году. В конце чемпионата он и вовсе трижды финишировал в очках - в Японии, России и США, - ещё раз он оказался в первой десятке на предпоследнем этапе в Бразилии. Как итог, 27 очков против 49 за четыре первых сезона!

Хотя, надо признать, общей картины это не изменило. Пастор продолжал браться за старое - аварии на стартах в Австралии, Великобритании, Италии, Абу-Даби, контакт с Дженсоном Баттоном в Китае, инцидент с Роменом Грожаном в Барселоне, столкновение с Серхио Пересом в Венгрии, с Баттоном – в Сингапуре. Пусть и не во всех инцидентах был виноват венесуэлец, но для гонщика, который в конце сезона провел свой 96-й Гран При, это было слишком много.

До свидания, Пастор!

Карьера Пастора в Формуле 1 закончилась так, как и должна была. Термин «рента-драйвер» ещё долго будет ассоциироваться с его именем. Любого другого гонщика давно бы выставили за дверь с такими показателями, но гигантская спонсорская поддержка PDVSA творила чудеса, держа его на плаву даже в самые критические моменты карьеры. Поэтому вполне ожидаемо, что когда у государственной нефтяной компании Венесуэлы возникли проблемы, Мальдонадо лишился места.

Куда теперь? Остаются, конечно, свободными места в Manor, да и резервисту со спонсорской поддержкой будут рады где-нибудь в Sauber, Haas. Но всё зависит от серьёзности проблем PDVSA и сохранения финансовой поддержки Мальдонадо, пусть и в меньшем объеме. С такой репутацией и без денег Пастор едва ли кому-то будет нужен…

К тому же, и сам он подтвердил, что не выйдет на стартовую решетку чемпионата в следующем году.

Автор материала: Иван Беликов

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle