Станет ли гонка в Сочи лакмусовой бумажкой сезона?

Бен Андерсон
30 апреля 2016 в 1:15
Фото: LAT Photographic

Накануне третьего по счету Гран При России команды Mercedes и Ferrari потратили определенное количество выделенных на сезон "жетонов" на модернизацию двигателя. Но пятничные заезды на Сочи Автодроме с его очень гладким и ровным асфальтом показали, что решающий перевес может быть достигнут в совершенно иной области. Слово Бену Андерсону...

Перед этапом в России команды Mercedes и Ferrari сделали по одному упреждающему выстрелу в разгорающейся гонке вооружений, но на данный момент есть ощущение, что статус-кво эти выпущенные пристрелочные снаряды не нарушили.

Скудерия установила на машины Себастьяна Феттеля и Кими Райкконена новые двигатели внутреннего сгорания, потратив на это три "жетона". В то же время Mercedes распрощалась с двумя токенами, усовершенствовав топливную систему силового агрегата на W07 Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга, а также на клиентских шасси. Кроме того, поставщик англо-немецкой дружины – компания Petronas – обеспечила команду новой спецификацией моторного масла для повышения КПД установки.

Росберг не устает повторять, что пока мы так и не увидели проявления истинного темпа Ferrari, а первые три невыразительные гонки парней из Маранелло и установка на машину Феттеля третьего из пяти разрешенных на сезон двигателей внутреннего сгорания говорят о том, что в Скудерии и сами прекрасно понимают, что пока не включились в настоящую борьбу.

Премиумный клиент Ferrari – коллектив Haas – получит обновления силового агрегата только в Испании, и Ромен Грожан подтвердил, что так изначально и планировалось. А значит, в Италии осознают, что для того, чтобы на равных соперничать с Mercedes, им нужно начинать действовать более агрессивно.

Однако беглого взгляда на пятничные времена на Сочи Автодроме достаточно, чтобы понять, что у действующих чемпионов нет ни малейших поводов для беспокойства.

Росберг уверенно возглавил дуэт серебряных машин в утренней тренировке, а Хэмилтон комфортно опередил Феттеля днем еще до того, как неполадки в электросистеме/коробке передач заставили алый автомобиль замереть на прямой старт-финиш.

Сравнение по чистому темпу
  1. Mercedes (Хэмилтон) – 1.37,583 (super-soft)
  2. Ferrari (Феттель) – 1.38,235 (super-soft)
  3. Red Bull (Риккардо) – 1.39,084 (soft)
  4. Williams (Боттас) – 1.39,185 (super-soft)
  5. McLaren (Баттон) – 1.39,196 (soft)
  6. Toro Rosso (Сайнс) – 1.39,465 (super-soft)
  7. Force India (Хюлькенберг) – 1.39,795 (super-soft)
  8. Renault (Магнуссен) – 1.40,193 (super-soft)
  9. Haas (Грожан) – 1.40,260 (super-soft)
  10. Sauber (Наср) – 1.40,740 (super-soft)
  11. Manor (Харьянто) – 1.41,080 (super-soft)

Перед тем, как взмыть на вершину списка, Хэмилтон пару раз вылетел с трассы, однако столь весомый перевес британца в 0,652 секунды над ближайшим соперником был обусловлен и возникновением проблем у конкурентов.

Действующий чемпион мира жаловался на недостаток сцепления на очень гладком сочинском асфальте, и действительно, многим с трудом удавалось собрать все три сектора, а некоторым и вовсе сложно было пройти круг чисто.

И все же, несмотря на ошибки, Льюис единственный смог во второй пятничной тренировке на российской земле проехать круг безошибочно.

Стоит также отметить, что Феттель был на очень хорошем круге, когда его Ferrari замерла на трассе. Его лучшие первые два сектора на самом деле укладывались в несколько сотых от результата Хэмилтона, и кто знает, какую часть из трех десятых секунды отставания перед заключительным сектором немец смог бы отыграть, если бы не поломка.

Росберг на сверхмягких шинах и с малым количеством топлива в баках едва не перебил лучший показатель Себастьяна по секторам, но ему так и не удалось собрать ни один чистый круг – то и дело мешал трафик или инциденты на трассе.

На первых двух секторах Нико нашел минимум по одной десятке, но на третьем отрезке регулярно все терял.

Кими Райкконен пожаловался на сложности вывода шин Pirelli в оптимальный рабочий диапазон в относительно прохладных условиях – кстати, в прошлом финн уже не раз испытывал подобные проблемы в схожих обстоятельствах. В результате он уступил Росбергу 0,343 секунды.

И все же лучшая попытка Феттеля говорит о том, что Ferrari не так уж и далеко. Посмотрим, что будет завтра, когда обе лидирующие команды выкрутят свои двигатели в квалификационный режим работы, но уже сейчас ясно, что Себастьян не сможет насладиться своими успехами по максимуму из-за штрафа в пять позиций на старте за незапланированную смену коробки передач на его машине.

В целом же можно сказать, что в Сочи главным фактором с точки зрения работы команд над настройками стало поведение резины.

Пилот McLaren Дженсон Баттон на составе Supersoft был лишь на немного быстрее себя самого на Soft, а также опередил напарника по команде Фернандо Алонсо на сопоставимых компаундах.

Вновь лучший из остальных Даниэль Риккардо из Red Bull не так много ездил на сверхмягких шинах, но сумел опередить партнера Даниила Квята чуть больше чем на десятую долю секунды, а также Валттери Боттаса из Williams, на машине которого были установлены более жесткие покрышки.

«Сегодня ездить было очень сложно, – заметил в пятницу вечером финн. – Вы незначительно меняете в боксах угол атаки переднего антикрыла, выезжаете на трассу и вдруг понимаете, что прижимная сила очень сильно увеличилась по сравнению с предыдущей попыткой».

Деградация резины в Сочи крайне низкая. Асфальт на российском автодроме совершенно не напрягает резину, обращаясь с ней бережно и нежно.

В таких условиях труднее всего вывести шины в оптимальный диапазон для прохождения одного быстрого круга в квалификационном темпе.

Часто бывает, что передние шины еще не готовы к старту первого быстрого круга, но на втором круге работают куда лучше. В то же время задняя резина к середине второго круга уже начинает перегреваться.

И эта дилемма становится тем сложнее, чем меньшей прижимной силой обладает шасси, а между тем конфигурация содержит ряд довольно продолжительных прямых, и команды просто вынуждены "подрезать" аэродинамику.

Похоже, в Mercedes с их эффективной аэродинамической моделью и преимуществом по мощности двигателя меньше остальных пострадали от особенностей местного автодрома.

«На моем круге выезда из боксов включили режим виртуальной машины безопасности из-за остановившейся на трассе машины, – посетовал Боттас. – Так что мне не удалось как следует прогреть шины к старту первого сектора быстрого круга, в результате чего я потерял там какое-то время. Зато второй и третий сектора получились хорошими.

На следующем круге все было наоборот – первый сектор я проехал отлично, а затем возникли проблемы.

Полагаю, если бы не машина безопасности и трафик, можно было бы заставить эти шины (Supersoft) работать».

Но не все так просто, поскольку были отмечены довольно странные колебания времен на круге у одинаковых машин на разных составах.

Это стало главной причиной трудностей команды Haas, которая в первых двух гонках сезона чувствовала себя куда более уверенно.

В Renault, наоборот, заявили, что в Китае совершенно не поняли работу шин, а в России все стало на порядок лучше – их пилоты поехали быстрее на коротких отрезках и стабильнее – на длинных. По крайней мере, это можно сказать про Кевина Магнуссена.

«Похоже, эта трасса подходит нам лучше, – заметил швед, – но часто это не имеет значения. Мы не ожидали, что будем здесь так быстры, однако завтра все может измениться. Нужно просто сохранять концентрацию и продолжать работать».

Сравнение длинных отрезков (Supersoft)
  1. Mercedes (Хэмилтон) – 1.41,866 (7 кругов)
  2. Williams (Боттас) – 1.42,740 (8 кругов)
  3. Toro Rosso (Ферстаппен) – 1.42,758 (3 круга)
  4. Ferrari (Райкконен) – 1.42,968 (15 кругов)
  5. Force India (Перес) – 1.43,752 (11 кругов)
  6. McLaren (Алонсо) – 1.43,790 (7 кругов)
  7. Sauber (Наср) – 1.44,277 (10 кругов)
  8. Red Bull (Квят) – 1.44,432 (9 кругов)
  9. Manor (Верляйн) – 1.45,232 (7 кругов)
  10. Haas (Грожан) – 1,45.428 (7 кругов)
    *Renault не использовала Supersoft на длинных отрезках
Сравнение длинных отрезков (Soft)
  1. Williams (Боттас) – 1.41,709 (7 кругов)
  2. Mercedes (Росберг) – 1.42,509 (5 кругов)
  3. Red Bull (Квят) – 1.43,030 (5 кругов)
  4. Toro Rosso (Сайнс) – 1.43,170 (21 круг)
  5. Force India (Перес) – 1.43,467 (11 кругов)
  6. McLaren (Баттон) – 1.43,520 (9 кругов)
  7. Sauber (Эрикссон) – 1.44,058 (4 круга)
  8. Renault (Магнуссен) – 1.44,212 (20 кругов)
  9. Haas (Гутьеррес) – 1.44,503 (6 кругов)

Мы видим, какой странный получился список, хотя команде Williams, и в особенности Боттасу, жаловаться не на что.

Похоже, Нико Росберг пока не до конца понял поведение состава Soft, тогда как Даниил Квят смотрелся не столь убедительно на сверхмягкой резине.

Команда Toro Rosso традиционно показывает неплохие времена на длинных отрезках по пятницам, и прошедший день не стал исключением. А у Haas были явные проблемы вне зависимости от комплекта резины.

Что касается Force India и McLaren, обычно демонстрирующих не столь убедительные времена на длинных отрезках, в Сочи дела у них обстояли несколько лучше – возможно, помогла низкая абразивность покрытия.

Если учитывать среднее время на круге, то результат Райкконена оказался не очень впечатляющим, но стоит заметить, что на своем 15-круговом отрезке на Supersoft он поставил быстрейший круг под самый конец, что разительно отличается от ситуации в Шанхае, где уже после пяти кругов сверхмягкие покрышки превращались в жвачку.

Риккардо удалось проехать отрезок из 19 кругов на составе Soft, и лучшее время он также установил под занавес.

«Эта трасса очень бережно относится к резине, – заявил Баттон. – Если сравнивать с первыми гонками сезона, дела в Сочи обстоят куда лучше. Здесь можно долго ехать на одном комплекте.

Полагаю, сейчас все выбирают между тактиками одного и двух пит-стопов на завтрашнюю гонку. Думаю, многие остановятся на первом варианте».

Хэмилтон считает, что это может привести к довольно скучной гонке, но, с другой стороны, воскресный заезд можно будет рассматривать в качестве индикатора истинного соотношения сил в чемпионате, ведь из уравнения практически исключается фактор шин – на них можно ездить хоть до утра.

Вполне вероятно, что именно в предстоящее воскресенье мы сможем понять, чего стоит ожидать от набирающей обороты гонки вооружения, и насколько готова Ferrari к грядущему противостоянию лидерам чемпионата...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle