Технический обзор Гран При России

Крэг Скарборо
30 апреля 2016 в 17:13
Фото: LAT Photographic

Защитное стекло на машине Red Bull RB12 стало самой обсуждаемой технической новинкой во время проходящего в Сочи Гран При Формулы 1. Технический эксперт AUTOSPORT Крэг Скарборо проанализировал эту систему защиты кокпита, а также рассказал о том, какие обновления привезли в Россию команды...

Наибольшее внимание общественности в первой тренировке Гран При России было приковано к новинке, которая не появится в Формуле 1 в боевом режиме в этом сезоне, да и будущее этой концепции пока не определено.

Недавно мы уже видели, как пилоты Ferrari опробовали в деле систему защиты кокпита, разработанную Mercedes и получившую название "ореол", а в минувшую пятницу Даниэль Риккардо появился на Сочи Автодроме за рулем машины с защитным стеклом, разработанным инженерами в Милтон-Кинсе.

Стоит отметить, что нынешние инициативы по защите головы пилота не связаны напрямую с трагедией, произошедшей в конце позапрошлого года с Жюлем Бьянки, и никто не утверждает, что нынешние разработки смогли бы спасти жизнь молодого француза.

FIA заявила о том, что в последнее время участились фатальные случаи травмы головы гонщиков, включая трагический инцидент с Джастином Уилсоном в IndyCar. В результате федерация бросила все силы на выработку решения, которое должно снизить риск получения пилотами травм в результате контактов с инородными предметами.

Однако не все согласны с намерениями FIA повысить безопасность спорта – некоторые полагают, что закрытые кокпиты должны присутствовать в других видах гонок, включая гонки на выносливость, а Формула 1 обязана оставаться такой как есть. У руководства спорта на сей счет свое мнение.

Концепция защитного стекла Red Bull нацелена на снижение рисков пилота в отношении предметов, летящих в область его головы.

Эту систему нельзя назвать полноценным куполом, поскольку шлем пилота сверху ничем не прикрыт, что принципиально отличает ее от варианта, предложенного Mercedes.

В команде RBR представили видеозаписи стендовых испытаний защитного стекла, из которых видно, что 9-миллиметровое полотно успешно отклоняет направленное в область головы пилота колесо и стальной предмет, не разрушаясь при этом.

И хотя от прямого удара, как видно на записи, система защитила, на шлеме виртуального пилота все же остались отметины от резины. Скорее всего, причина состояла в том, что во время испытаний шлем располагался чуть выше по сравнению с реальными тестами защиты австралийцем в Сочи.

В целом же опробованная система представляет собой защитную структуру в виде изогнутого рельса, а между ним и монококом установлен гибкий экран. При этом сочленение рельса с монококом служит двум целям: во-первых, увеличивает жесткость конструкции, а во-вторых, наделяет рельс функцией передней структуры наряду с дугой безопасности. Этому способствует и то, что одним из креплений конструкции служит вертикальная подпорка на уровне зеркал заднего вида.

А поскольку рельс соединяется с боковыми бортиками кокпита, получается, что стекло едва ли не закольцовывается вокруг шлема.

Если верить словам Риккардо, обзору на трассе эта система ничуть не мешает, хотя во время дождя или попадания масла на защитное покрытие могут возникнуть определенные проблемы. Отрывные защитные пленки могут частично решить эту задачу.

С точки зрения аэродинамики защитная конструкция, расположенная под углом, конечно, будет оказывать определенное воздействие. Частично этот эффект можно назвать положительным из-за обтекания кокпита и скрытия от набегающего потока воздуха шлема пилота. Из отрицательных моментов можно отметить изменение профиля доступа воздуха к верхнему воздухозаборнику и нарушение охлаждения шлема гонщика. Но когда машины будут спроектированы изначально с учетом этой конструкции, минусы будут нивелированы.

С учетом того, что верхняя часть купола не закрыта, с эвакуацией пилота проблем возникнуть не должно. Однако при переворачивании машины закрытые боковые части могут помешать пилоту выбраться из машины через сторону.

Кроме того, не полностью закрытый купол оставляет риск травмы при попадании постороннего предмета сверху.

У предложенной RBR системы и "ореола" от Mercedes есть свои плюсы и минусы. Возможно, в итоговом варианте нужно сделать какой-то симбиоз из двух решений – с защитой верхней части шлема и стеклом впереди.

До старта следующего сезона еще очень много времени, и FIA, надеюсь, придет к правильному решению.

Другие технические новинки

Поскольку гонка в Сочи в этом году завершает выездное турне Формулы 1, серьезных новинок от команд ждать не приходилось. Большие обновления коллективы привезут по традиции в Испанию – через две недели после возвращения машин на базы. Удивило лишь то, что команды решили увеличить мощность моторов именно перед Сочи.

Ferrari – все внимание на переднее антикрыло

В Россию Скудерия не привезла новое переднее крыло, а значительно модифицировала существующее в области каскада открылков.

Обычно на алых машинах используется конструкция из двух соединенных элементов, традиционно выкрашенных в белый цвет. Однако в Сочи SF16-H предстала с дополнительным открылком и более массивной системой в целом.

В связи с этими изменениями был значительно укорочен дополнительный элемент главной плоскости крыла, таким образом, представленные пять элементов, дополняющих общую конструкцию, оказались приблизительного одинакового размера.

Произведенные изменения, как это бывает не так часто, повлияли на центральную секцию антикрыла. Эта область частично используется для создания прижимной силы, так что изменения вряд ли были направлены на коррекцию движения воздушного потока, а в большей части на прибавку прижима.

И хотя трасса в Сочи из-за своих характеристик, близких к городским, требует немалой прижимной силы, вероятно, новая, более жесткая конструкция переднего антикрыла будет представлена Скудерией на более традиционных автодромах.

Кроме того, в Ferrari изначально собирались представить в Сочи обновления в области двигателя внутреннего сгорания, но списать их на безопасность, чтобы не тратить на это лишние "жетоны".

Однако убедить FIA в том, что целью изменений было именно повышение надежности агрегата, не удалось, и в Маранелло недосчитались трех токенов.

Mercedes – прорези и изгибы

В Сочи команда Mercedes привезла обновленные торцевые пластины переднего антикрыла, но в пятницу они так и не установили их на свои машины. Вероятно, новинка будет опробована только в Испании.

Следуя своим принципам, в команде решили разделить переднюю кромку торцевых пластин крыла на три плоскости, тогда как задняя делится еще надвое в форме небольших открылков.

Также перед этапом в России в коллективе заявили об обновлении двигателя в отношении топливной системы, что стоило им двух "жетонов".

Red Bull Racing – копируем, копируем и еще раз копируем

Помимо защиты кокпита, команда Red Bull привезла в Сочи обновленное заднее антикрыло, в торцевых пластинах которого были сделаны новые желобки.

Ранее на машинах коллектива из Милтон-Кинса такие особенности замечены не были, хотя их соперники по пелотону уже давно и активно используют похожие решения. Эти желобки помогают направлять воздушный поток вверх, увеличивая общий эффект плоскости заднего антикрыла.

Это лишний раз говорит о том, какой узкий спектр инноваций доступен командам в условиях нынешнего регламента. После трех лет стабильных правил команды практически сошлись к единым решениям и продолжают перенимать идеи друг у друга.

McLaren – заполняем пробелы

На машинах McLaren в этот уик-энд можно отметить две аэродинамические новинки: новый каскад открылков переднего антикрыла и обновленные направляющие, обрамляющие переднюю часть боковых понтонов.

К широкому каскаду на переднем крыле был добавлен один элемент – не так много, но именно его недоставало McLaren для соответствия общей концепции других команд в этой области. Этот открылок призван направлять еще больший воздушный поток в обход передних колес.

Что касается направляющих в области понтонов, то если обычно они завершались вертикальной подпоркой, то теперь конструкция переходит в горизонтальную плоскость, которая, в свою очередь, закольцовывается обратно на понтон.

Эта идея тоже не нова в пелотоне, так что можно сказать, что в Уокинге в настоящее время просто заполняют пробелы и перенимают у конкурентов их наработки с прицелом на следующий сезон.

Toro Rosso – всё за скорость на прямых

В Шанхае Toro Rosso использовала задние антикрылья с довольно низкой прижимной силой, и в Сочи команда сделала еще один шаг в этом направлении, несмотря на то, что прямых здесь не так много, как в Китае.

Таким образом в коллективе хотят компенсировать недостаток мощности прошлогоднего мотора Ferrari.

Также на торцевиках заднего антикрыла несложно заметить прорези в передней части. В этой области воздушный поток над крылом с высоким давлением встречается с потоком низкого давления, образуя в результате мощнейшие завихрения.

Эти завихрения и составляют основную часть лобового сопротивления антикрыла, так что снижение этого эффекта, даже за счет прижимной силы, позволяет повысить скорость машины на прямых.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle