McLaren: Избежать ошибок в главном

Джонатан Нобл
5 февраля 2013 в 10:06

«Мы очень здорово справляемся с трудными задачами. Теперь нужно сконцентрироваться на решении простых», – сказал Сэм Майкл на презентации новой машины McLaren. Он совершенно прав, считает Джонатан Нобл.

Прошлый сезон Формулы 1 преподнес команде из Уокинга несколько поучительных уроков. После многих сезонов, когда главной целью McLaren было использование своего технического потенциала для создания быстрейшей машины, в 2012-м эту задачу удалось выполнить на все 100%.

По ходу всего сезона именно MP4-27 демонстрировала, пожалуй, самую высокую скорость. Машина была самой быстрой на старте сезона, закончила чемпионат победой и явно превосходила соперников по ходу большей части центрального отрезка.

Несмотря на это, McLaren оступалась в самых элементарных вещах. Самое базовое правило, которое должно быть известно любой гоночной команде, звучит так: чтобы финишировать первым, сначала надо финишировать.

И хотя ситуация, в которой за титулы боролись Red Bull Racing и Ferrari, была вызвана множеством факторов, в наибольшей степени McLaren может винить в поражении именно недостаточную надежность собственной техники.

Скольких очков Льюису Хэмилтону и Дженсону Баттону стоили проблемы с дозаправками в Испании, отказ коробки передач в Сингапуре, неполадки в топливной системе в Италии и Абу-Даби? Хватило бы их, чтобы отправиться на финальный сезон в Бразилию, имея шансы на титул? Почти наверняка.

Michael brought a new perspective on what McLaren was doing right and wrong

Майкл принес свое видение того, что в McLaren делают верно, а что –
нет © XPB

И пускай многочисленные сходы огорчили McLaren, зато теперь у команды есть четкое понимание того, чем следует заниматься в нынешнем сезоне. Эту мысль отлично сформулировал спортивный директор Сэм Майкл: «Мы в McLaren очень здорово справляемся с трудными задачами. Теперь нужно сконцентрироваться на решении простых. Нам это по силам, требуется всего лишь надлежащим образом выполнить свою работу».

Майкл придерживается той точки зрения, что вовсе не сложные технические решения мешают команде. За 15 лет, что прошли с последней победы в Кубке конструкторов (в личном зачете за это время был также выигран всего один титул), McLaren удалось стать сильнейшей в бессчетном количестве гонок, регулярно участвовать в сражении за титул и создавать быстрые и передовые в техническом плане автомобили.

Но каким-то образом события – вольно или невольно – развиваются по такому сценарию, что команде всякий раз не хватало той самой малости, что позволила бы завоевать куда больше титулов.

Возможно, в прошлом не было достаточно серьезного анализа причин поражения – порой было недостаточно ясно, что именно требуется изменить, чтобы не допустить подобной осечки впредь.

Однако в прошлом году первопричина не вызывала сомнений, а приход Майкла на один из ключевых руководящих постов McLaren позволил команде получить человека, способного взглянуть на ситуацию более масштабно.

Pitstops were a McLaren weakness early in 2012

Пит-стопы были слабой стороной McLaren в начале 2012-го © XPB

«На протяжении последних шести месяцев мы подвергали ревизии все процессы и процедуры в команде, чтобы понять, где именно происходят ошибки на уровне операций, – рассказал Майкл. – Кое-что было выявлено довольно быстро – например, пит-стопы. Но также возникали другие эпизоды – дозаправки в Барселоне, иные проблемы, не столь заметные извне, но дорого обходившиеся нам. Пришлось внимательно разбираться с тем, что и как мы делаем.

Это касалось и механической надежности элементов – вспомните отказ коробки в Сингапуре, проблемы с выхлопной системой в Бахрейне, с топливной в Монце и Абу-Даби».

Именно эта череда отказов под конец сезона окончательно дала понять, что первопричина кроется в самой системе работы McLaren. И установить, на каком именно этапе происходит сбой, было особенно непросто, так как поломки не были связаны друг с другом.

И все же, каждая из них стала следствием общего подхода McLaren к работе. Быть может, команда старалась действовать излишне сложно, излишне умно.

Майкл комментирует: «Все это происходит от человеческого фактора, причем не всегда от человеческих ошибок. Но когда вы налаживаете определенную процедуру, в нескольких моментах все может пойти не так.
Первая причина сбоя – когда операции выполняются в неверной последовательности. Или, например, нехватка времени или отсутствие нужного оборудования делают какой-то шаг чрезвычайно сложным для выполнения.

Именно поэтому нужно регулярно контролировать, как выполняются процедуры, и понимать их: действительно ли все делается именно так, как это задумывалось первоначально?

Hamilton walks back after his McLaren retired from the Singapore lead

Хэмилтон возвращается в боксы после схода из-за поломки McLaren в
Сингапуре © LAT

Мы потратили на это немало усилий за минувшие полгода. Самое важное, что люди внутри McLaren приняли нашу точку зрения, и с большим удовольствием стали изучать различные вопросы бизнеса и менять их, чтобы гарантировать – у нас не будет еще одного сезона, подобного 2012-му».

Именно простые, базисные вещи почти наверняка станут ключевым элементом в 2013-м. Новая машина MP4-28 стала агрессивным шагом вперед – это касается хотя бы модернизированной передней подвески с тянущими рычагами и очередной версии выхлопной системы.

Так что уж если какой-то команде и было под силу технически провести подобную операцию, когда надо максимально тщательно распределять ресурсы в преддверии 2014 года – то это McLaren.

Ну а сейчас для подопечных Мартина Уитмарша пришло время доказать, что они в состоянии отлично справляться не только со сложными вопросами. Нужно очень большое внимание уделить всем тем вопросам, где возможны накладки.

Это, выражаясь образно, тот самый случай, когда копейка рубль бережет. Пока что самой сложной задачей в Ф1 считается создание самой быстрой машины. Для того, чтобы переиграть соперников, нужны навык, образование, самоотдача и ресурсы. McLaren такое уже удавалось, но они теряли в другом, из-за более простых вещей.

К чему производить что-то нереально быстрое, если оно не в состоянии добраться до клетчатого флага? Это все равно, что располагать лучшей в мире футбольной командой, которая в состоянии продержаться на поле всего 85 минут – или быстрее всех пробежать дистанцию в 90 метров по ходу финала на стометровке. Самое главное в любой работе – доводить её до конца.

Этот урок McLaren пришлось сполна познать в прошлом году. Ну а теперь он может принести дивиденды Дженсону Баттону и Серхио Пересу.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle