Одна голова хорошо, а в шлеме лучше. История и эволюция шлема. Часть 2

Александр Гинько
25 мая 2016 в 9:14
Фото: LAT Photographic

В первой части статьи, опубликованной на нашем сайте несколько дней назад, мы заглянули в историю создания гоночных шлемов такими, какими мы знаем их сейчас. Сегодня мы продолжим эту тему и поговорим о процессе производства головного убора гонщика более подробно, а также затронем несколько других сопутствующих тем...

В первой части статьи, опубликованной на нашем сайте несколько дней назад, мы заглянули в историю создания гоночных шлемов такими, какими мы знаем их сейчас. Сегодня мы продолжим эту тему и поговорим о процессе производства головного убора гонщика более подробно, а также затронем несколько других сопутствующих тем...

Мы уже говорили, что обязательным атрибутом пилота Формулы 1 шлем стал еще в начале 50-х годов, и с того времени он прошел огромный путь эволюции. Однако, несмотря на все инновации, гонщики по-прежнему нередко получают травмы головы и шеи.

Чтобы противостоять этим рискам, шлем должен быть невероятно легким (1250 граммов – это норма) и прочным. Чем легче шлем, тем меньше нагрузка на шею пилота во время фронтальных и боковых перегрузок в гонках, ведь даже самая незначительная прибавка в весе на таких скоростях многократно увеличивается. Таким образом, облегчение шлема призвано снизить риск получения травмы позвоночника и шеи пилота. А чем прочнее скорлупа шлема, тем большее ее абсорбирующая способность противостоять ударам во время неминуемых аварий.

В гоночных чемпионатах пилоты имеют право использовать лишь те шлемы, которые прошли полную процедуру сертификации FIA, состоящую из многочисленных тестов на деформацию и сколы. А пройти столь сложную процедуру шлему позволяет то, что он выполнен из смеси углеволокна, сверхпрочного полиэтилена и синтетического волокна высокой механической и термической устойчивости, именуемого арамидом или попросту полипарафенилентерефталамидом.

Внешняя оболочка шлема состоит из двух компонентов – обычно слой углеволокна покрыт сверху фиброармированным полимером. Изнутри к ним прилегает слой арамида (чаще всего используется кевлар, также применяемый при производстве бронежилетов и защитной экипировки для мотоциклистов), а завершает конструкцию более мягкий и свободно деформируемый слой пластичного полиэтилена на основе полистирола, покрытый огнеупорным материалом, из которого выполнена современная амуниция гонщика.

В основе визора шлема лежит специальный поликарбонат, сочетающий в себе высочайшую устойчивость к ударам, огнеупорность и прозрачность. Большинство пилотов используют тонированные визоры, обработанные изнутри антизапотевающим химическим составом.

Поверх визора располагаются несколько отрывных слоев пленки, которые гонщик снимает и выкидывает по мере загрязнения.

Вентиляцию современного шлема обеспечивают специальные отверстия, снабженные фильтрами мелких частиц, способными удержать карбоновую и иную пыль.

С 2011 года все шлемы в обязательном порядке оборудованы 50-миллиметровой полоской из специального материала зилон, которая располагается в верхней части визора, покрывая его на 25 миллиметров. К весу шлема в сборе эта полоска добавляет 70 граммов, зато прочность визора при этом значительно возрастает.

Теперь давайте познакомимся с процессом производства шлема Arai в картинках:

Первоначально слои стекловолокна, кевлара и углеволокна проходят процедуру отливки для придания экземпляру формы скорлупы, которая затем передается на лазерную обработку.



При помощи лазера в скорлупе проделывается главное отверстие для визора и вспомогательные вентиляционные отверстия, после чего заготовку грунтуют и шлифуют для последующей первоначальной покраски.



По возвращении шлема из покрасочного цеха вручную проводятся все дополнительные вспомогательные работы по подготовке интерьера изделия.





После подготовки интерьерной части можно оборудовать уже почти готовый шлем всеми дополнительными примочками, такими как крепление HANS.





После этого внутренности шлема тщательно обматываются лентами для уменьшения их объема, ведь впереди очень сложный процесс соединения собственно интерьера шлема со скорлупой.



Далее внутренности шлема помещаются внутрь скорлупы. Этот процесс только на первый взгляд выглядит простым – на самом же деле он требует огромного опыта ежедневных тренировок.



Завершенная конструкция шлема проходит все необходимые испытания для получения сертификата FIA, свидетельствующего о должном уровне безопасности итогового изделия.



После проведения всех необходимых проверок и испытаний шлем снабжается стикером, свидетельствующим о прохождении сертификации FIA.





А вот шлем, сделанный фирмой Arai ранее. В этом шлеме Себастьян Феттель выступал на Сузуке в сезоне-2010. Он тогда выиграл гонку и чемпионат и подарил компании свой шлем с благодарственной надписью: "Arai – лучшие шлемы в мире! Большое спасибо".

А сейчас давайте вспомним пару инноваций прошлых лет, которые так и не были реализованы на практике.

  1. Внутренняя маска
  2. Скорлупа шлема со встроенной батареей
  3. Шумоподавитель
  4. Крепежный элемент
  5. Титановый фиксатор
  6. Титановый фиксатор
  7. Внутренняя маска
  8. Глушитель резонансных колебаний
  9. Вентиляционное соединение

К комфорту пилотов в автоспорте всегда относились очень серьезно и щепетильно. А поскольку голова пилота находится в непосредственной близости от мотора, его звук оказывает негативное воздействие на общее состояние гонщика и его способность концентрироваться.

В некоторых компаниях делали определенные революционные попытки решить эту проблему, особенно в ту эпоху, когда двигатели в Ф1 были действительно очень громкими.

К примеру, на иллюстрации выше представлена разработка компании Schuberth, предназначенная специально для Михаэля Шумахера, которая, к счастью или к сожалению, так и не получила применение в гонках. Идея немецкой компании заключалась в том, чтобы сделать шлем абсолютно герметичным с целью подавления внешних шумов, тогда как дышать гонщик должен был через вентиляционную отдушину – подобно летчикам-истребителям.

Еще одной инновацией был искусственный подогрев визора изнутри для предотвращения его запотевания.

На предсезонных тестах в Хересе в 2010 году Себастьян Феттель появился на трассе в шлеме Arai с присоединенными к визору проводками. За пару лет до этого (на Гран При Монако в 2008-м) подобный вариант с пилотами Ferrari и Нико Росбергом опробовала и компания Schuberth. Провода снабжали электричеством внутреннюю пленку визора, которая нагревалась и должна была способствовать тому, чтобы стекло не запотевало в дождь и холод.

Однако испытания не подтвердили целесообразность этой конструкции, и от нее было решено отказаться.

Теперь давайте вспомним несколько наиболее запомнившихся раскрасок шлемов пилотов Формулы 1. Здесь у каждого может быть свой выбор, и мы не претендуем на эталон вкуса.

Шлем с деньгами от Витантонио Льюцци

Обычно шлем Витантонио Льюцци был раскрашен в традиционные национальные цвета, однако в 2010 году итальянец решил отдать должное гламуру Гран При Монако и представил шлем, усеянный купюрами евро и золотыми отливами. Вполне в духе горного Княжества.

Великое противостояние

Когда речь заходит о Михаэле Шумахере, сразу вспоминаются годы его абсолютного доминирования в Формуле 1, однако болельщики со стажем помнят настоящие битвы немца с финном Микой Хаккиненом на стыке веков.

И шлемы их в то время были под стать друг другу – очень похожие горизонтальные полосы: теплые красно-желтые у немца и холодные сине-голубые у финна, символизирующие флаги их стран.

Жак Вильнёв: 1996 – 2006

Жак всегда был очень смелым, нахальным и напористым гонщиком, и цвета его шлема очень хорошо отражали его характер.

Розовый и желтый… Что это? А синий тут откуда? Совершенно несочетаемая гамма цветов – выглядело это всегда очень странно, но у этого шлема был свой характер… А любителям английской разновидности бильярда под названием снукер это сочетание может напомнить цвета шаров на зеленом сукне.

Ярно Трулли: 2006 – 2010

Великолепный дизайн шлема Ярно Трулли в национальных итальянских цветах: томаты, базилик и моцарелла…

Если приглядеться, несложно найти и инициалы Ярно: JT – и этим этот шлем немного напоминает дизайн Дженсона Баттона.

Эдди Ирвайн. Ягуар

В бытность пилотом команды Jaguar Эдди Ирвайн нанес на свой шлем изображение ягуара. Что может быть проще?

К сожалению, его выступления в этом коллективе на закате карьеры нельзя было сравнить с прытью этого невероятно ловкого и быстрого животного…

Элио де Анджелис

Очень необычный шлем – смесь Стига из Top Gear и летчика-штурмовика. А форма шлема в области под визором напоминала каких-то внеземных обитателей.

Дизайн, а точнее его полное отсутствие, говорил о том, что пилот выходит на трассу, чтобы гоняться, и больше его ничто в этой жизни не интересует.

Придя в Ф1 через три года после гибели Элио, Жан Алези использовал точную копию этого шлема как дань памяти.

Айртон Сенна

Без комментариев. Это один из тех шлемов, который навсегда сроднился с его обладателем и существует неразрывно от него – абсолютно синонимичное творение.



Брюс Макларен

Никакой раскраски, чистая история. Именно этот шлем был на голове основателя команды McLaren Брюса Макларена в момент гибели на тестах M8D CanAm в Гудвуде в 1970-м...

Ну а теперь, как и обещали, представляем вашему вниманию эксклюзивное интервью с Майклом Аументо – техническим специалистом компании Bell. Корреспондент AUTOSPORT.com.ru поговорил с бельгийцем в канун недавнего Гран При в Сочи.

AUTOSPORT.com.ru: Предусмотрены ли в ваших шлемах различные настройки для более прохладной или жаркой погоды?

Майкл Аументо и Ромен Грожан
Майкл Аументо и Ромен Грожан

Майкл Аументо: Конечно. В Формуле 1 у всех пилотов свои требования в зависимости от погоды – одним нужно больше воздуха, другим меньше, кто-то использует такой визор, кто-то – другой.

Когда погода жаркая, мы делаем максимально объемными воздухозаборники шлема сверху и по бокам для большего доступа воздуха. В прохладную погоду мы снабжаем шлемы определенными фильтрами для снижения потока воздуха.

AUTOSPORT.com.ru: Есть ли у гонщиков индивидуальные требования к шлемам?

Майкл Аументо: Да, у всех пилотов свои предпочтения. Льюис Хэмилтон пользуется нашей продукцией, и мы изготавливаем шлем точно по его голове. К тому же, гонщики предпочитают разные цвета внутренностей шлема. Льюису нравится белый цвет интерьера, Кими Райкконен предпочитает красный цвет, Кевин Магнуссен тоже любит красный, Маркус Эрикссон и Ромен Грожан – синий, а Эстебан Гутьеррес попросил, чтобы внутреннее покрытие шлема было выполнено в цветах мексиканского флага.

Также пилоты предпочитают свои цвета для визора – кому-то нравится красный, кому-то серебряный, розовый, синий, у нас большой спектр цветов.

Перед той или иной гонкой пилот может подойти и попросить внести какие-то изменения, и мы их делаем – на это обычно требуется не более 48 часов.

AUTOSPORT.com.ru: Сколько времени занимает производство и покраска шлема?

Майкл Аументо: На производство с нуля уходит пять дней и столько же – на покраску.

AUTOSPORT.com.ru: Какая ваша любимая эпоха в Формуле 1 с точки зрения конструкции шлема?

Майкл Аументо: Я работаю в автоспорте уже более двадцати лет, а в Формуле 1 я с 2003 года. В этом году в Сингапуре будет уже мой 200-й Гран При. Первым чемпионом мира в нашем шлеме стал Дженсон Баттон, а в прошлом году Льюис Хэмилтон также выиграл чемпионат в шлеме Bell. В середине 2015-го он сменил шлем компании Arai, услугами которой пользовался 20 лет, на нашу продукцию. Я счастлив работать с ним. Этот год и стал пока моим любимым в Ф1.

AUTOSPORT.com.ru: Сколько пилотов Ф1 пользуются вашими шлемами?

Майкл Аументо: У нас шесть гонщиков в Ф1, которых я уже перечислил, и три тест-пилота: Альфонсо Селис, Жан-Эрик Вернь и Эстебан Окон. У тестовых пилотов по два шлема на гонку, а у основных – по четыре. Два шлема для сухой гонки и два – для влажной.

AUTOSPORT.com.ru: Какой цвет для визора предпочитают ваши пилоты?

Майкл Аументо: Льюис Хэмилтон любит красный визор, Кими Райкконен – затемненный без зеркальной поверхности, Кевин Магнуссен использует серебряный зеркальный визор с 25-процентным затемнением, Грожан – синий, Гутьеррес – красный.

AUTOSPORT.com.ru: Моя любимая фотография, на которой Льюис Хэмилтон в прошлом году в Сочи целует свою машину в шлеме…

Майкл Аументо: Да, я помню ее – отличная фотография, мы использовали ее на выставке в Бельгии, у нас там два наших завода.

AUTOSPORT.com.ru: Сегодня годовщина со дня гибели Айртона Сенны в Имоле в 1994 году. Как вы думаете, могли бы новые технологии производства шлемов спасти его жизнь?

Майкл Аументо: Да, определенно. Но ничего нельзя изменить. При этом я уверен, что новые технологии действительно спасли бы его…

На этой не самой веселой ноте мы заканчиваем материал, посвященный истории и эволюции шлемов в автоспорте. Вы по-прежнему можете предлагать темы для следующих статей из цикла "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши машинки...", а мы обещаем прислушаться к вашему мнению.

И в заключение хотелось бы призвать всех, кто имеет какое-то отношение к автогонкам и езде на мотоцикле, не пренебрегать шлемом.

«Если ты думаешь, что шлем тебе не нужен, вполне вероятно, это так и есть...»

Автор статьи: редактор AUTOSPORT.com.ru Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle