Большой Приз Монако и «500 миль Индианаполиса» – связь двух легенд

Анна Турковская
27 мая 2016 в 14:47
Фото: LAT Photographic

Увлеченный автоспортом человек с легкостью назовет культовые гонки, входящие в Тройную корону: Большой Приз Монако, «500 миль Индианаполиса» и «24 часа Ле-Мана». И очень часто случалось так, что этапы в Монако и США совпадали по срокам – как и в этом году. Но что еще связывает настолько разные, но одинаково легендарные гонки?

Гран При Монако'73. Джон Сёртис за рулем TS14A Ford и Жаки Икс, Ferrari 312B3, на входе в поворот Tabac
Гран При Монако'73. Джон Сёртис за рулем TS14A Ford и Жаки Икс, Ferrari 312B3, на входе в поворот Tabac

1. ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ

Во-первых, нужно вспомнить немного о самих этапах и трассах, на которых они проходят.

Трассу в Монако за ее историческую исключительность, конечно, любят почти все, но многие остаются недовольны тем, что гонки в княжестве скучные, трасса медленная, а обгоны совершать невозможно. Однако гонщики каждый раз говорят о Монако как о ступени, которую они так сильно желают покорить.

Дело в том, что трасса эта не просто сложная, а немыслимо сложная: чтобы проехать здесь идеальный круг, нужно быть действительно очень хорошим гонщиком, а для того, чтобы обгонять, необходимы просто первоклассные навыки.

Гонки от того бывают скучными в Монако, что лишь единицы способны пойти на такой риск, ведь Монако никогда не прощает ошибок.

«500 миль Индианаполиса», 1965 год
«500 миль Индианаполиса», 1965 год

Трасса в Индианаполисе – полная противоположность Монако в плане своего ритма. Здесь просто запредельные скорости (только вдумайтесь: средняя скорость прохождения круга составляет 350 км/ч), поворотов всего четыре, но, вопреки всеобщему мнению о том, что все они одинаковые, комментарии почти всех гонщиков, выступавших там, доказывают, что между ними нет ничего общего.

Стать победителем «Инди 500» так же престижно, как, к примеру, стать чемпионом IndyCar. Индианаполис – невероятно сложная трасса, на которой победу может одержать только очень сильный гонщик, и, к тому же, абсолютно бесстрашный.

Именно этим две культовые гонки и схожи в первую очередь – на них так же сложно одержать триумф, как и во всем чемпионате. И если на других автодромах после маленькой помарки гонщики чаще всего могут продолжить гонку, то в Инди и Монако им это вряд ли удастся.

2. ЭТОТ НЕЛЕГКИЙ ВЫБОР

Так уж сложилось, что и Инди 500, и Большой Приз Монако всегда проходили примерно в одно время – в конце мая (до 1974 года «Инди» строго проводилась 30 мая, поскольку в США в эту дату отмечается День памяти, являющийся государственным праздником и, следовательно, выходным), из-за чего многим гонщикам приходилось делать нелегкий выбор в пользу какой-то одной гонки.

Джим Кларк празднует победу в «500 миль Индианаполиса», 1965 год
Джим Кларк празднует победу в «500 миль Индианаполиса», 1965 год

Как вы думаете, почему Джим Кларк не принял участия в Большом Призе Монако 1965 года? Просто англичанин и Team Lotus хотели покорить знаменитые «500 миль Индианаполиса». И им это, кстати, удалось с блеском – Кларк одержал победу в той гонке! Мало того, что европейцы не побеждали в «Инди 500» почти полвека, это стало и первым триумфом заднемоторных автомобилей в Штатах. При этом Кларк так ни разу и не сумел выиграть Большой приз Монако.

Но англичанин был не единственным, кому мешало это совпадение дат. Знаменитый Марио Андретти с 1970 по 1972 год пропустил все три Гран При Монако, поскольку не хотел упускать возможности полноценно подготовиться к «Инди 500».

У двукратного чемпиона IndyCar Эла Анзера-младшего история с гонками Больших Призов получилась запутанная: американец мог попасть в королевский класс и даже провел тесты за Williams в 1991-м, однако сразу заключить контракт не получилось, а в 1993-м, когда ему всё-таки предложили место, он, по слухам, отказался из-за того, что Большой Приз Монако пересекался с гонкой «500 миль Индианаполиса».

3. ДВА УНИКАЛЬНЫХ ЧЕЛОВЕКА

За всю историю автоспорта было лишь два гонщика, которым покорились обе эти вершины. Один из них – Грэм Хилл. Британец, к тому же, является обладателем Тройной короны, поскольку одержал победу еще и в 24-часовом марафоне Ле-Мана.

Его прозвали «Мистером Монако», а за всю свою карьеру Хилл пять раз поднимался на верхнюю ступень пьедестала в княжестве, и из них три – подряд.

Грэм Хилл на Гран При Монако 1965 год
Грэм Хилл на Гран При Монако 1965 год

Вторым таким уникальным гонщиком является Хуан-Пабло Монтойя. Сперва колумбиец буквально покорил Штаты, одержав сенсационную победу в «Инди 500» в 2000 году, а затем не без успеха провел шесть лет в Формуле 1, одержав семь побед, одна из которых – тот самый Большой Приз Монако 2003 года.

Но колумбиец на этом не остановился и, вернувшись в открытые колеса в 2014-м, спустя год одержал свою вторую победу в «500 миль Инлианаполиса». Можно предположить, что Хуан-Пабло когда-нибудь сможет повторить достижение Грэма Хила и победить в Ле-Мане, тем более что он уже был триумфатором в суточном марафоне в Дайтоне.

Автор материала: Анна Турковская
Благодарность за помощь в подготовке статьи автоспортивному историку Алексею Грушко.

Комментарии для сайта Cackle