Как Льюис Хэмилтон вырвал трофей из рук Даниэля Риккардо

Бен Андерсон
31 мая 2016 в 9:37
Фото: LAT Photographic

На протяжении всего Гран При Монако Даниэль Риккардо все делал правильно и не допустил ни единой ошибки. Но гонку не выиграл. Однако заминка Red Bull на пит-стопе отнюдь не означает, что Льюис Хэмилтон не заслужил эту победу...

Даже если ты все делаешь правильно в Монако, без толики удачи тебе все равно не обойтись. И Льюис Хэмилтон знает это, пожалуй, лучше остальных. Свою единственную победу на улочках горного княжества он завоевал в 2008 году после того, как чиркнул барьер в повороте Tabac.

Даниэль Риккардо сделал все, что от него зависело, для триумфа в Монте-Карло. Он квалифицировался за рулем RB12 на поул-позиции, комфортно доминировал на протяжении нескольких первых кругов гонки на мокрой трассе и был абсолютно готов завоевать свой четвертый кубок в карьере. Но госпожа Удача была против.

По окончании 78-круговой карусели по узким улочкам Монако на верхнюю ступеньку подиума поднялся Хэмилтон – в первый раз в нынешнем сезоне. Неплохой зачин для начала чемпионского спурта.

И не стоит говорить, что ему просто повезло. Льюис продемонстрировал потрясающий пилотаж, а их совместные с командой Mercedes стратегические решения позволили им оставить с носом доминировавших на протяжении всего уик-энда соперников из Red Bull.

В субботу о таком результате в Mercedes не могли и мечтать, поскольку у Льюиса вновь возникли проблемы технического характера.

В результате он стартовал в гонке третьим, а первые семь кругов заезда пилоты проехали, следуя за машиной безопасности, что, в свою очередь, снижало шансы чемпионской дружины на итоговую победу.

Решение стартовать и так долго ехать за сейфти-каром, конечно, было обусловлено вопросами безопасности, но в то же время лишило зрителей захватывающего старта, что в Монако всегда крайне интересно.

В конечном итоге этот факт никак не повлиял на зрелищность заезда, который и без того получился весьма впечатляющим.

После возникших в субботу проблем Хэмилтон был явно расстроен, но перед гонкой сумел собраться, а на первых кругах присоединился к числу пилотов, просивших по радио поскорее дать старт.

«Проблем с брызгами уже нет! Давайте гоняться!» – сказал он в микрофон. Однако когда дирекция гонки все же решилась убрать с трассы машину безопасности и дать гонщикам старт, Льюис не смог резко разжать пружину.

У Нико Росберга, шедшего вторым, возникли проблемы технического характера, из-за которых за восемь первых кругов боевого хода гонки, два из которых прошли в режиме виртуальной машины безопасности, он проиграл ушедшему вперед Риккардо 12 секунд, одновременно сдерживая весь пелотон.

В результате в Mercedes решили воспользоваться опцией командных приказов, попросив Росберга пропустить вперед напарника по команде, что он послушно сделал на 16-м круге, аккуратно прижавшись влево на подходе к повороту Beau Rivage.

«Мы видели, как Риккардо спокойно уходит в отрыв, и понимали, что дальнейшее промедление проигрышу подобно, – сказал после гонки руководитель Mercedes Тото Вольф. – На протяжении всего уик-энда нам не удавалось нормально выводить шины в рабочую область. Мы подождали еще пару кругов в ожидании того, что резина заработает, но Даниэль уезжал все дальше, отставание было уже 11 секунд.

Ситуация с Росбергом была равносильна поврежденной машине, поэтому мы решили применить командную тактику. Мы сначала долго обсуждали это, поскольку обычно так не поступаем, но это нужно было сделать.

Если бы у меня была красная кепка, как у Ники [Лауды], я бы снял ее перед Нико за его уважение к напарнику и понимание ситуации».

Вырвавшись на оперативный простор, Хэмилтон тут же установил лучший круг гонки и бросился в погоню за Риккардо.

В ответ на это лидер гонки также увеличил темп, однако до пит-стопа австралийца на 23-м круге его отрыв сократился на две секунды. В боксах ему поставили промежуточные шины.

К тому времени его напарник по команде Макс Ферстаппен, перешедший на промежуточную резину на 12-м круге, уже штамповал быстрые круги, так что в команде подумали, что с лидирующей машиной эта тактика также сработает.

«Мы видели, что эти шины быстрее на 2-3 секунды с круга, – попытался оправдаться после гонки босс RBR Кристиан Хорнер. – С учетом прогноза и темпа осушения трассы нам казалось, что переход на слики через промежуточные шины был правильным выбором.

Мы одними из последних остановились за промежуточной резиной. Льюис же решил не ехать в боксы, что было очень смелым поступком».

Это была вторая часть успешного тактического плана Mercedes в борьбе за победу. Хэмилтон оставался на трассе до 31-го круга, когда уже все в гонке остановились по разу, за исключением разве что Паскаля Верляйна.

«Это был мой выбор оставаться экстремально долго на трассе на дождевых покрышках, – заметил Льюис. – Я был уверен, что смогу на них продержаться и провести гонку с одним пит-стопом».

В какой-то момент показалось, что выбранная тактика сделает британца легкой добычей для стремительно приближающегося Риккардо, но действующий чемпион мира сохранял спокойствие и уверенно шел по выбранному пути.

«Единственным способом выиграть эту гонку было пойти на риск, – подтвердил позже Вольф. – Нужно было оставаться на дождевых шинах как можно дольше.

У нас был запас от Нико, шедшего третьим, секунд в 28, а пит-стоп проводится секунд за 20, так что мы понимали, что секунд 10 в качестве буфера у нас будет.

Но нам не понадобились эти 10 секунд, так решение оставаться на трассе оказалось правильным – это был весьма агрессивный ход, но он сработал».

В результате на пит-стопе Льюису поставили шины Ultrasoft, тогда как Риккардо заехал за сликами кругом позже. И именно этот момент стоил австралийцу победы в гонке.

Он получил указание ехать в боксы на выезде из туннеля на 32-м круге, однако механики так и не успели подготовить нужный комплект резины. В результате стремительной беготни персонала с шинами в руках Даниэль потерял порядка десяти драгоценных секунд стоимостью в победу в Монако.

«Они там носились, как курицы с отрубленными башками», – так описал увиденное сам гонщик.

«Даниэль был очень быстр на круге заезда в боксы – он прошел круг секунд на семь быстрее, чем Льюис проехал круг выезда, – отметил Хорнер, попутно обвинив тесноту боксов в Монако в том, что команда не справилась с выбором резины. – Увидев, что в Mercedes перешли на Ultrasoft, мы решили поставить резину чуть жестче, так как нам казалось, что на Ultrasoft будет очень трудно доехать до финиша.

Здесь, в Монако, командные мостики расположены наверху, а все шины стоят в грелках как в самом гараже, так и позади него.

Механикам пришлось пробираться к нужному составу, поскольку изначально наготове был комплект Soft. А шины Supersoft были в задней части гаража, так что вовремя его подготовить было непросто».

В результате Риккардо выехал на трассу непосредственно позади Льюиса, хотя сам считал, что его скорости на круге заезда в боксы при нормально проведенном пит-стопе хватит ему для выезда впереди соперника. Также австралиец предположил, что команда могла поставить ему и подготовленный заранее комплект Soft, чтобы не терять время.

«Такие поражения даются всей команде очень тяжело, – добавил Хорнер. – Всё, что мы можем – это извиниться перед Даниэлем за такую медленную работу.

К сожалению, отсутствие должной координации между руководством команды и механиками сказалось на итоге гонки. Нам необходимо провести полный анализ и убедиться, что в будущем такого не повторится».

На оставшейся части дистанции Риккардо для победы требовалось практически невозможное в Монако – опередить не уступающего ему по скорости лидера.

И лучшая возможность для этого представилась ему на 37-м круге. Австралиец подобрался к Льюису вплотную на выходе из Portier и держался за ним вплоть до выхода из туннеля. Хэмилтон защищал внутреннюю траекторию, но ошибся и вышел чуть шире из первой части шиканы Nouvelle.

На выходе из связки у Риккардо было больше скорости и динамики разгона, и он сместился вправо в попытке пройти мимо лидера, но едва не потерял машину, наехав на лужу, когда Хэмилтон резко заблокировал траекторию прямо перед ним. В порыве гнева Даниэль даже снял руку с руля и погрозил британцу – он понимал, что лучшего шанса у него, вероятно, не будет.

«Какого черта он сделал?!» – крикнул австралиец по радио. Стюарды рассмотрели этот эпизод, но ничего криминального в нем не обнаружили.

«Если бы он ехал один и допустил ошибку – это одно, но ведь он ошибся в борьбе, – посетовал после гонки Даниэль. – Для меня это был шанс выйти вперед, поэтому я был так зол».

Хэмилтон, наоборот, посчитал, что никакого преимущества за счет своего маневра он не получил, но ему явно повезло, что он не вышел еще шире – в этом случае он просто не успел бы закрыть калитку.

Риккардо потребовалась пара кругов, чтобы восстановить хладнокровие и броситься в бой с новыми силами.

«Давай, парень, ты быстрее него, атакуй!» – услышал он по радио.

Хэмилтон смог увеличить отрыв до двух секунд, после чего Риккардо вновь нагнал его и возобновил попытки атаки.

На 44-м круге между ними вновь осталось лишь полсекунды, после чего Льюис увеличил темп. Далее гонщики начали обмениваться быстрыми кругами.

На 64-м круге, когда австралийский гонщик проиграл Хэмилтону более секунды на одном лишь круге, градус борьбы начал постепенно снижаться. В результате лидер впервые с 41-го круга довел свое превосходство до двух секунд.

Риккардо собирался возобновить атаки, но блокировка колес в повороте Massenet за шесть кругов до финиша привела к потере еще одной секунды, после чего исход гонки стал ясен абсолютно всем.

«Мне не везет второй уик-энд подряд, – пожаловался Даниэль после гонки. – Мы были быстры под дождем, комфортно удерживали лидерство, поставили промежуточную резину, а затем вдруг застряли за Льюисом. По сути, мы ввязались в борьбу, которой можно было избежать.

Я еще понимаю поражение в Барселоне, но два подряд… Я очень сильно расстроен. Мы ведь не Mercedes, мы не можем выигрывать каждую гонку, вне зависимости от трассы, так что дважды допускать ошибки непростительно.

Не знаю, сможем ли мы оправиться от такого удара. Очевидно, в команде должны разобраться и понять, что пошло не так, но эту победу не вернешь. Это факт».

В результате кубок достался Хэмилтону, вернувшемуся на второе место в личном зачете чемпионата. На данный момент его отставание от напарника, приехавшего к финишу лишь седьмым, составляет 24 очка.

«Люди спрашивают, удовлетворен ли я результатом, испытал ли я облегчение после финиша, – заметил Льюис. – Могу сказать, что я приехал сюда с одной мыслью – победить. Но никто не будет дарить победу, каждый триумф нужно заслужить.

Я не знал, смогу ли я побороться за победу, но дождь дал мне шанс – посуху я вряд ли что-то смог бы сделать.

А когда пошел дождь, я вспомнил 2008 год и понял, что произойти может что угодно. К тому же, сейчас я сильнее, чем в 2008-м».

И сейчас, хочется добавить, у Льюиса уже две победы в Монако.

Даниэлю Риккардо же остается лишь ждать очередного успеха и постараться поскорее забыть минувший уик-энд, в котором у него были все шансы впервые подняться на первую ступеньку подиума в горном княжестве...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Комментарии для сайта Cackle