Обзор техники: Что интересного во второй половине пелотона?

Крэг Скарборо
8 февраля 2013 в 12:16

10 из 11 команд Формулы 1 уже представили машины, с которыми связывают свои надежды в предстоящем сезоне. Крэг Скарборо разобрался в их конструкции, выяснив, какие новинки заслуживают внимания

На отрезке протяженностью в несколько дней все команды, кроме Williams, продемонстрировали широкой публике свои машины, подготовленные в соответствии с техническим регламентом 2013 года. Это значит, что у нас появилась возможность детально ознакомиться с их внешним видом и технической начинкой.

После презентаций стало очевидно, что инженеры всех ведущих команд использовали схожие идеи. Носовая часть, боковые понтоны и подвеска спроектированы на основе одной-двух концепций.

И это подходящий случай, чтобы посмотреть на тех, кто не входит в топ-пятерку. У нас есть возможность ознакомиться с наиболее заметными техническими решениями предстоящего сезона, использованными конструкторами команд из второй половины пелотона – такими, как выхлоп с эффектом Коанда и панель, закрывающая ступеньку на носовом обтекателе.

Force India VJM06

Force India VJM06
Force India VJM06

После радикальных изменений в конструкции шасси, имевших место ровно год назад, в Force India вновь решились на значительные переделки при создании VJM06..

Уделив главное внимание проектированию новой подвески, адаптированной к новым шинами Pirelli, и выхлопной системе, призванной повысить уровень прижимной силы, команды получила практически новый автомобиль.

Наиболее заметные изменения коснулись носового обтекателя, который по своему внешнему виду больше напоминает решение образца 2010-2011 годов с характерным приливом в нижней части, направляющей воздушный поток вдоль машины. Также на обтекателе установлена декоративная панель, маскирующая ступеньку, так раздражавшую болельщиков в прошлом году.

Самое масштабное изменение - это новый монокок со смещенными узлами крепления передней подвески, а также включающий новый верхний воздухозаборник с небольшим отверстием для доступа потока воздуха, охлаждающего батареи KERS.

Обращают на себя внимание и новые боковые понтоны. На машине прошлого года они имели ярковыраженный скос к нижней части. В этом году их форма более плавная.

В 2012 году Force India была одной из первых команд, скопировавших решение McLaren с «половинным» эффектом Коанда – и на оставшуюся часть сезона сосредоточилась на развитии в этой области. Таким образом, несмотря на внешнюю схожесть, инженерам в этом году удалось добиться большей эффективности от выхлопных газов, проходящих через диффузор.

Благодаря использованию двигателя и KERS производства Mercedes и коробки передач McLaren, конструкция задней части машины была предопределена заранее. Однако у технического штаба была некоторая свобода действий при проектировании узлов крепления задней подвески. Высокое расположение поперечного рычага напоминает решение McLaren. Кожух, закрывающий приводной вал, позволяет направить воздушный поток к диффузору, что благоприятно сказывается на эффективности аэродинамики.

Еще одна небольшая особенность задней части машины – крылышко, больше известное как «сиденье для обезьяны» (monkey seat). Оно продолжает форму нижней балки заднего антикрыла и помогает объединить потоки воздуха от самой балки, диффузора и плоскости антикрыла. Хотя по правилам «сиденье» не может быть больше 15 см, это довольно эффективный инструмент.

Sauber C32

Sauber C32
Sauber C32

После массы хвалебных отзывов от специалистов в адрес прошлогодней машины, к новинке было приковано повышенное внимание. И надо сказать, после презентации в Цюрихе, С32 не разочаровала.

В первую очередь, привлекает внимание изящная форма носовой части, но, в тоже время, нельзя не обратить внимание и на компактную форму боковых понтонов.

В прошлом году инженеры Sauber внедрили в свою машину систему каналов-воздуховодов для решения проблем аэродинамики ступенчатого носа. Воздух попадает в них через нижние отверстия в носовом обтекателе, а выходит сверху через поперечную щель в задней его части. Это помогает оптимизировать поток воздуха и над, и под машиной.

Это решение было использовано и в С32. Конструкторы применили декоративную панель с двумя продольными ребрами по краям для направления воздуха над носовой частью.

Для оптимизации воздушного потока в задней части машины, особенно в зоне выхода выхлопных газов, в Sauber применили очень узкую переднюю часть боковых воздухозаборников.

Подобное решение позволяет обеспечить беспрепятственный доступ воздуха к зоне выхода выхлопных газов. Это помогает отводить выхлопные газы к диффузору для достижения большей прижимной силы.

Если такой подход оправдает себя, то другим командам придется сильно постараться, чтобы скопировать подобную форму воздухозаборников и структурные силовые элементы внутри них.

В отличие от боковых понтонов прошлого года, которые позволяли установить конструкцию для достижения полноценного эффекта Коанда и направить выхлопные газы непосредственно к диффузору, новая машина имеет короткие выходные каналы в стиле McLaren. Это позволяет более компактно скомпоновать узлы и агрегаты в задней части для улучшения характеристик воздушного потока перед диффузором.

Как и Force India, в Sauber получают готовую коробку передач от стороннего производителя, в их случае Ferrari, поэтому команда вынуждена использовать похожую геометрию задней подвески. По этой причине нижний треугольный рычаг также имеет высокое крепление, а на приводном вале используются кожух для улучшения аэродинамики.

Torro Rosso STR8

Torro Rosso STR8
Torro Rosso STR8

Подчеркивая тот факт, что в распоряжении Toro Rosso теперь имеется собственный конструкторский штаб, во всех последних машинах, разработанных в команде, прослеживается собственная концепция, отличная от той, что используют в материнской Red Bull Racing.

Команда переманила под свое крыло нового технического директора Джеймса Ки, ранее работавшего в Force India и Sauber. Его подход заключается в том, чтобы обеспечить гибкость настроек шасси в широком диапазоне для дальнейшего улучшения. Эта теория хорошо зарекомендовала себя в тех командах, с которыми Ки сотрудничал ранее.

В новой машине была значительно перепроектирована подвеска, но и другие зоны тоже не остались без внимания. Наиболее заметным изменением являются боковые понтоны, где Toro Rosso в предыдущие два сезона использовала глубокие впадины в нижней части, но теперь их форма стала более плавной. В задней части STR8 сохранились выпускные каналы выхлопных газов для использования «половинного» эффекта Коанда.

Носовая часть по-прежнему располагается достаточно высоко и имеет плоскую форму, но теперь прикрыта декоративной накладкой. Уникальность решения заключается в том, что эта панель является съемной и присоединяется к носовому обтекателю при помощи маленьких креплений.

Другой заметной особенностью в передней части машины стали воздухозаборники тормозов, имеющие оригинальную конструкцию, что позволило расположить их входное отверстие между шиной и выступающей лопаткой. Это дало возможность сделать внешнюю поверхность воздуховода более плоской для улучшения аэродинамики.

Caterham CT03

Caterham CT03
Caterham CT03

После реструктуризации команды технические обязанности Майка Гаскойна были распределены между Марком Смитом и Джоном Айли, которые пришлось продолжать непростую работу, чтобы довести автомобиль до уровня конкурентов.

В течение всего предыдущего сезона команда предпочитала фокусироваться на мелочах, вроде формы и толщины кузовных панелей, позволяющих сделать CT01 лучше. Неудивительно, что внешний вид машины не претерпел за зиму значительных изменений.

Представленное накануне тестов шасси CT03 не сильно отличается от своего предшественника CT01 (индекс CT02 был присвоен проекту дорожного автомобиля). Машина сохранила ступенчатый нос и V-образный выступ в передней части шасси. Придется внимательно вглядываться, чтобы увидеть разницу, которая заметна главным образом в области сплиттера и нижней части боковых понтонов.

В прошлом году в Сильверстоуне команда получила новинки, использующие полноценный эффект Коанда, несмотря на малое время тестирования тоннельного решения, аналогичного придуманному в Red Bull Racing.

Новая машина сохранила похожую конструкцию выхлопа, однако нововведения вызвали споры о легальности подобного решения. Дело в том, что внутри канала для вывода отработанных газов инженеры Caterham установили небольшой открылок. Он расположен ниже оси выхлопной трубы и, следовательно, является законным. Но технические директивы, выпущенные в начале 2012 года, запрещают командам как-либо влиять на направление выхлопных газов, и это может заставить команду убрать открылок из выходного канала.

Переход на двигатели Renault вкупе с коробкой передач от Red Bull Racing позволил Caterham найти изящное решение в задней части. Это небольшое крылышко («сиденье для обезьяны»), установленное на изогнутой опоре, аналогичное тому, что использовали в прошлом году в Williams.

Нынешняя машины имеет сильное сходство с прошлогодней, однако команда надеется подготовить значительно модернизированный пакет аэродинамики к майскому Гран При Испании.

Marussia MR02

Marussia MR02
Marussia MR02

С момента своего основания под именем Virgin в 2010, Marussia всегда следовала своим собственным путем в создании автомобиля. Под этой фразой подразумевается не только использование преимущественно методов вычислительной гидродинамики, но и общая концепция и форма машина.

Сейчас Marussia получила новую команду конструкторов и доступ к техническим ресурсам McLaren, но внешний вид автомобиля наследует черты своих предшественников. Представленная перед первыми тестами MR02 обладает смелым дизайном с подчеркнуто низким носом и плавными линиями в задней части.

Никогда не увлекаясь концепцией высоко расположенной носовой части, инженеры команды во время испытаний в аэродинамической трубе убедились в преимуществах своего подхода. Впервые решение с приливом в нижней части было применено в прошлогоднем пакете обновлений в Сильверстоуне, а теперь оно формирует основу нового автомобиля. Таким образом, на MR02 передняя часть шасси ниже, чем на других машинах 2013 года, что может принести преимущество в 2014-м, когда высота шасси и носовой части должны будут стать еще меньше.

Подобно большинству команд, MR02 использует конструкцию выхлопной системы, при которой отработанные газы выводятся через короткий желобообразный канал, напоминающий упрощенное решение Sauber 2012 года. Необычно, что боковые понтоны лишены каких-либо аэродинамических элементов для распределения воздушного потока. Но мы можем ожидать прогресса в этой области к Мельбурну.

Вдоль центральной линии автомобиль имеет аккуратный верхний воздухозаборник, опирающийся на открытые стойки. Затем следует переход к уникальному капоту двигателя арочного типа, в задней части которого находится большое круглое отверстия для выхода охлаждающего потока воздуха. Аналогичные отверстия имеются и в задней части боковых понтонов.

Маруся - единственный команда в предстоящем сезоне, на машинах которого будут установлены двигатели Cosworth. Также российский коллектив продолжит использовать коробку передач Xtrac с картером собственного производства. Впервые на машинах команды будет установлена система KERS, купленная у Williams.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle