Ferrari должна отказаться от услуг Кими Райкконена

Эд Стро
27 июня 2016 в 9:39
Фото: LAT Photographic

Статистические показатели Кими Райкконена, вернувшегося в Ferrari в сезоне-2014, оставляют желать лучшего, и если Скудерия всерьез нацелена на возвращение себе статуса лучшей команды Больших Призов, им необходимо расстаться с харизматичным финном. Так считает Эд Стро...

Скажем откровенно, если в Ferrari решат сохранить Кими Райкконена на следующий сезон, это можно будет расценивать как заявление о том, что у команды нет никаких амбиций на чемпионство в ближайшем будущем.

Спорт базируется на результатах. Конечно, есть всякие подводные течения в виде политических лобби и финансовых подоплёк, но я не нахожу ни одного убедительного аргумента в пользу того, что финн в его нынешнем состоянии удовлетворяет чемпионскому духу Скудерии.

Кто-то скажет, что очень неуважительно так отзываться об экс-чемпионе мира и победителе 20 Гран При. Безусловно, Кими заслуживает восхищения и всяческих похвал. Но былые заслуги не могут определять будущее пилота в современных Больших Призах – и в особенности это касается такой знаменитой конюшни, как Ferrari.

Райкконен вернулся в Маранелло в начале 2014-го и успел провести уже 46 гонок на новом витке своей алой истории. Этого более чем достаточно, чтобы делать какие-то выводы.

Как известно, цифры никогда не врут, но если на них взглянуть, возникает желание сразу перевернуть страницу и почитать что-нибудь более жизнеутверждающее. Если говорить в двух словах, нынешний Кими во всем и на порядок уступает как Фернандо Алонсо, так и Себастьяну Феттелю.

Конечно, это невероятно сильные гонщики, но с кем еще сравнивать чемпиона мира, как не с его коллегами по этой величественной когорте?

С момента возвращения в Скудерию Кими ни разу не выиграл, тогда как у Ferrari было три победы в гонках – не густо, но и не пусто. При этом он лишь шесть раз поднимался на подиум, тогда как всего у команды было 26 пьедесталов почета. К тому же, за эти годы он заработал в общей сумме 286 очков против 535 зачетных баллов напарников (53.5%). Если говорить конкретно, он набрал 50.3% от суммы очков Алонсо и 54.8% – от зачета Феттеля.

Что касается квалификационного сравнения, финн уступил партнерам с общим счетом 9:35 – в расчет брались только показательные сессии.

Не самые лучшие показатели для команды с чемпионскими амбициями, не так ли? Согласно статистике, для того, чтобы Ferrari могла бороться за Кубок конструкторов, Кими необходимо выступать на 10% результативнее – это в самом худшем случае, а в идеале еще лучше. Кроме того, ему нужно постоянно отбирать очки у конкурентов Феттеля в личном зачете чемпионата, что он, увы, делает с явными перебоями.

При этом в его выступлениях не видно какого-то поступательного движения вверх. В первом сезоне Кими пришел в "Ferrari имени Алонсо", к тому же, они оба как могли боролись с очень неконкурентоспособной техникой. Но даже если не брать тот сезон в расчет, не очень заметно, чтобы после этого результаты финна пошли в гору.

Что касается руководства команды и лично Маурицио Арривабене, они, разумеется, все делают правильно, защищая своего пилота и не делая из него козла отпущения. Но когда читаешь комментарии вроде этого: «Если взглянуть на конкретные сектора Кими, можно заметить, что на определенной стадии сессии он был быстрее Феттеля», с трудом вообще понимаешь, что хотел сказать человек.

Это напоминает картинговую тусовку, где зачастую отцы защищают своих нерадивых отпрысков примерно следующим образом: «Знаете, если взять его лучшие сектора, он вполне мог показать девятое время, а не болтаться в конце пелотона».

Это очень жестко, и я не хочу сказать, что Райкконен уже ни на что не способен – у него определенно случаются проблески формы. На старте прошлого сезона, к примеру, он выглядел неплохо. К тому же, бывали и уик-энды, где финну откровенно не везло, как, к примеру, в минувшем сезоне в Сингапуре.

Но это не может быть полноценным оправданием в целом не очень убедительным выступлениям Райкконена в последнее время. Можно взять даже худшего гонщика в пелотоне и выделить какие-то его звездные моменты в карьере, но это не поставит его в один ряд с Фанхио или Сенной.

Нет сомнений в том, что команде Ferrari всегда удобнее было распределять своих пилотов – гласно или негласно – на первого и второго номеров. Но даже если открыто признать, что Кими выполняет всего лишь роль помощника Себастьяна и его оруженосца, его вклад в общую победу не столь весом, поскольку, как уже было сказано, он не отбирает достаточного количества очков у соперников из других команд.

А с учетом того, что у противоборствующей Ferrari команды Mercedes в составе два сопоставимых по уровню гонщика, шансы красных становятся еще более призрачными. Для сравнения, за то время, что Райкконен выступает в Скудерии, Нико Росберг набрал 88.5% очков от суммарного результата Льюиса Хэмилтона.

Таким образом, для победы в Кубке конструкторов Феттелю необходимо не только самому выигрывать гонки и бороться за очки с Хэмилтоном, но и надеяться на то, что Райкконен сможет отобрать достаточное количество баллов у Росберга.

В минувшем сезоне Льюис опередил Нико на 59 очков, тогда как Кими проиграл напарнику добрые 128 баллов – в два с лишним раза больше.

При этом не стоит недооценивать фактор отбора очков у конкурентов. Скажем, если Феттель выиграет гонку, а Льюис финиширует вторым, разница между ними составит 7 очков. Если же Кими вмешается в этот спор, то дефицит британца увеличится уже до 10 баллов. А за три подобных случая за сезон можно отыграть целую победу в гонке.

В конечном счете призы в Формуле 1 дают за набранные очки, и сегодня команда Ferrari явно недосчитывается заветных пунктов в протоколе Кубка конструкторов, что также серьезно сказывается и на шансах взять титул в личном зачете.

Приемлемая ли это ситуация? Конечно, нет. Не так давно руководство поставило перед командой самые высокие цели, так зачем самим сдерживать свои возможности? Кто-то скажет, что машина постоянно не подходит стилю пилотирования Кими, но позвольте, не является ли адаптация к существующей машине частью работы пилота?

Даже если в планы Скудерии не входит содержание пилота, способного на равных бороться с Себастьяном, нужен хотя бы стабильный гонщик, который будет финишировать следом за напарником, оттесняя конкурентов дальше.

За прошедшие 46 гонок лишь 7 раз Райкконен пришел к финишу следом за напарником. При этом пять раз он опередил партнера, когда оба финишировали. В сумме получается 12 гонок, когда финн обеспечил команде приемлемый результат. Даже если исключить из этого списка девять гонок, когда результат был уже не так важен, остается 12 удовлетворительных выступлений в 37 заездах или 32%.

Маурицио Арривабене и его коллегам в Ferrari нужно задать себе очень простой вопрос: они хотят добиться успеха? Потому как то, что происходит сейчас, назвать путем к успеху можно лишь с огромной натяжкой, особенно для такой статусной команды, как Скудерия.

Что касается возможной замены Кими, варианты есть. Логично предположить, что в Ferrari не хотят сбить с победного настроя Феттеля, но есть пилоты, способные влиться в коллектив и добиваться в паре с немцем большего, чем удается финну.

Но руководству очень непросто сделать выбор. Если взять гонщика без громких успехов в активе, и он не сможет проявить себя в Скудерии, все обвинят команду в том, что они подписали слабого пилота.

В то же время если договориться с титулованным гонщиком, его возможные спады в новой команде останутся лишь на его совести, поскольку команда сделала лучший из возможных выборов. Но у таких пилотов могут возникнуть опасения за то, что они не смогут реализовать весь свой потенциал, будучи приглашенными на роль второго номера, пусть даже в столь именитую команду.

При этом стоит отметить, что, несмотря на всю свою харизматичность, Кими Райкконена сложно сравнить с курицей, несущей золотые яйца в плане коммерческой привлекательности. Многие партнеры Ferrari отдают предпочтение Феттелю из-за его личностных качеств.

Что получается в итоге? Есть 36-летний экс-чемпион мира с успешной карьерой в прошлом, но неспособный в настоящем подтверждать свой класс и в полной мере помогать команде. Какие есть доводы в пользу того, чтобы сохранить его в составе в будущем?

А довод может быть только один: если для Ferrari недостаточно – это достаточно. Если бы Райкконена вернуть на десять лет назад, нынешний состав команды был бы сильнейшим в истории автоспорта. Но время идет…

Кто-то скажет, что если бы команда дала Райкконену идеальную машину, он бы себя еще показал. Но как часто пилоты получают в свое распоряжение идеальную машину?..

При этом надо отметить: то, что происходит с Кими сейчас, никоим образом не умаляет его былых заслуг – ни чемпионства в составе Ferrari в 2007-м, ни блестящей карьеры в McLaren. Но это было другое время. Финн все еще довольно быстр, но уже недостаточно для команды, ставящей цель побороться за чемпионство с Mercedes.

И это не вина Райкконена, это его беда – сегодня он делает все, от него зависящее, и его ни в коем случае нельзя упрекать в желании гоняться. Скорее, вина лежит на тех, кто принимает решения.

Сегодня пришло время расставить все точки над i, если в Маранелло действительно хотят прервать затянувшуюся череду сезонов без побед.

Если решение принято не будет, можно не воспринимать всерьез дальнейшие заявления Серджио Маркионе и Маурицио Арривабене о чемпионских амбициях Скудерии…

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Комментарии для сайта Cackle