Почему все любят уличные гонки

29 июня 2016 в 9:39
Фото: LAT Photographic

После этапа в Баку в гоночном мире наблюдается редкое единодушие: всем участникам Формулы 1 понравился Гран При Европы в Азербайджане. AUTOSPORT.com.ru разбирается, чем же уличные гонки так привлекают зрителей, пилотов и организаторов...

К 2016 году Формула 1, наконец, поняла прелесть уличных гонок. Гонщик Force India Серхио Перес назвал уличный автодром в Баку самой сложной трассой Формулы 1. Даниил Квят и Льюис Хэмилтон независимо друг от друга описали бакинскую трассу одним и тем же оборотом. «Здесь нужны крепкие яйца», – заявили они.

Сложно представить, что каких-то 10 лет назад в чемпионате мира был всего один городской этап. Речь, конечно, идёт о Гран При Монако – реликте из прошлого, трассе, которая ни на грамм не соответствует современным нормам безопасности. И все же, гонка в Монте-Карло проводится из года в год и по-прежнему считается украшением чемпионата.

Гран При Европы, 2012
Гран При Европы, 2012

В 2008 году к Монако присоединилась Валенсия. Испанские власти усиленно пытались сделать из прибрежного города "второе Монако", но странное расположение автодрома в порту не позволило городу искусств закрепиться в календаре.

В том же году в чемпионате мира появился еще один городской заезд – в Сингапуре. В отличие от Валенсии, этот Гран При проводится в центре города: основные отели и достопримечательности были расположены либо внутри трассы, либо совсем рядом с дорогами для Формулы 1.

Позитивный опыт Сингапура, который не просто закрепился в календаре, но и стал одной из визитных карточек Королевских гонок, показывает: пример Валенсии – образец ошибочных действий организаторов. При правильном позиционировании, грамотно проложенной трассе и квалифицированном управлении уличная трасса способна стать новой иконой стиля для Формулы 1.

Формула Е в Москве, 2015
Формула Е в Москве, 2015

Мало кто помнит, но в свое время ориентиром для Ф1 в плане городских трасс была американская серия INDYCAR. В этом чемпионате на уличных трассах проходит почти половина заездов – и эти гонки пользуются успехом и у зрителей, и у организаторов. Сейчас акцент сместился на электрическую Формулу Е. Новый чемпионат уже устроил уличные гонки в Париже, Лондоне и Москве, в следующем году в расписание должен добавиться Нью-Йорк – Берни Экклстоун мечтал об этом городе долгие годы.

В 2016 году тенденцию продолжил Баку: столица Азербайджана стала третьим городом, который решил проложить трассу Формулы 1 прямо по центральным улицам. На примере Баку AUTOSPORT.com.ru решил узнать, чем же городские гонки так сильно привлекают болельщиков и целые страны.

Зрители: развлечения 24/7

Местные болельщики отдают предпочтение городским гонкам просто потому, что им не надо никуда ехать: если до трибуны нельзя дойти пешком, то до нее легко добраться на общественном транспорте.

Вторая и главная причина – это огромное количество развлечений. Тем, кто не хочет весь день проводить на трибуне, важно найти, чем заняться по вечерам и в перерывах между заездами. На стационарных автодромах альтернатива одна: вечер после гонки пройдет в утомительном пути с трассы домой.

Гран При Европы в Баку, 2016
Гран При Европы в Баку, 2016

А городской автодром дает возможность остаться на концерт – обычно организаторы устраивают музыкальные мероприятия после захода солнца. На Гран При Европы в Баку болельщиков Формулы 1 развлекали Крис Браун, Энрике Иглесиас и Фаррелл Уильямс, а те, кто предпочитает другой формат отдыха, могли выбрать любой из множества клубов, работающих в центре города.

Если же говорить о дневных развлечениях, то здесь Гран При Формулы 1 может считаться лучшей витриной для любого города. Во время трансляции все зрители в обязательном порядке увидят ключевые достопримечательности и самые красивые виды города с высоты птичьего полета.

Старый город, Баку
Старый город, Баку

В Баку это были Пламенные башни, Старый город и Девичья башня. В Москве на их месте могли оказаться Кремль, Собор Василия Блаженного и Москва-Сити – то есть основные места, интересные туристам.

В перерывах между гонками и квалификациями GP2 и Ф1 гости Гран При Европы гуляли по центральным улицам, забредали в музеи и магазины, а также слушали уличных музыкантов: специально для туристов организаторы устроили фестиваль Старого города, где показывали национальную культуру.

Наконец, важное отличие городских гонок от стационарных – наличие множества ресторанов. На обычных автодромах зрители могут рассчитывать разве что на тележки с хот-догами, а на городской трассе – у болельщиков появляется выбор из сотен кафе и ресторанов: для многих это редкий шанс попробовать местную кухню и гастрономически влюбиться в новую для себя страну.

Азербайджанская кухня
Азербайджанская кухня

Гюрза, шекербура, пахлава, кутабы и еще сотни местных блюд позволяют погрузиться в местную культуру намного лучше, чем условная обзорная экскурсия или утренняя пробежка перед отъездом на автодром.

По сути, уличные заезды создают эффект эмоционального вовлечения: сложно не порадоваться поездке, если впечтления окружают тебя со всех сторон. Гость стационарного автодрома при этом больше думает об очередях в туалет или об уровне обзора с его места на трибуне.

Страны-организаторы

Преимущества для зрителей приводят к прибыли стран-организаторов. Там, где болельщики больше времени проводят в городе, автоматически возникает больше расходов – и больший эффект для местной экономики. Одни только рестораны забиваются гостями на 100%: найти свободное место в центральных кафе Баку во время Гран При Формулы 1 в Азербайджане было довольно сложно.

Отель «Шах Палас» в Баку
Отель «Шах Палас» в Баку

Еще больше прибыли генерируют отели. «На время Гран При Европы все номера в нашей гостинице были заняты, – рассказывает управляющий крупнейшим отелем в Старом городе Баку «Шах Палас» Фуркан Эмен. – Все номера забронировала Formula One Management – они сами продавали их болельщикам. В конце концов, мне не важно, как продаются мои номера – главное, что в итоге у меня 100% заполняемость.

Обычно в течение года наш уровень заполненности составляет 85%. Разница с Формулой 1 в качестве гостей и в стоимости номеров. Для болельщиков поездка сюда – это праздник, поэтому они охотно тратят свои деньги. По сравнению с обычными уик-эндами, когда в Баку нет Формулы 1, наша выручка выросла в 2,5 раза».

Разумеется, доходы от туристов идут бок о бок с расходами на обустройство трассы. В случае с Баку организаторам пришлось заранее перегородить часть городских улиц, чтобы установить там отбойники и заграждения для Формулы 1.

Отбойники и барьеры безопасности, Баку
Отбойники и барьеры безопасности, Баку

«Мы закупили дорожное оборудование, ограждения и знаки и установили все за неделю до начала мероприятия, – объясняет менеджер Baku City Circuit по транспорту Александр Семенов. – 2,5 тыс. метров ограждений мы смонтировали за одну ночь. Тогда же поставили знаки, которые запрещают парковку рядом с трассой. А уже в ночь с 20 на 21 июля [то есть через полтора дня после Гран При] все вернули».

До приезда в Азербайджан Семенов работал на Олимпийских Играх-2014 в Сочи. Этот опыт помог ему составить детальный план перекрытия улиц, который позволил ограничиться минимальными неудобствами для местного населения.

«Мы шли от обратного: сначала полностью закрыли для трассу, – заявил Семенов. – Потом мы удалили все тупиковые улицы и районы. В какой-то момент у нас возникли места, куда можно въехать, но нельзя выехать, так как в Баку много улиц с односторонним движением. В итоге где-то мы организовали двустороннее движение вместо одностороннего, а где-то просто установили обратное направление движения».

Прямая старт/финиш и отель Hilton, Баку
Прямая старт/финиш и отель Hilton, Баку

Важно и то, что в следующем году бакинским организаторам не придется всё создавать с нуля, так как будут использоваться наработки Гран При Европы-2016, а это значит, что расходы возникают один раз, а доходы генерируются ежегодно с приездом Королевских гонок в Азербайджан.

Неудивительно, что с такой отдачей все больше стран хочет принять у себя не просто этап Формулы 1, а настоящий городской гоночный уик-энд. Прямо сейчас генеральный промоутер чемпионата Берни Экклстоун ведет переговоры с Лас-Вегасом, уличным заездом также интересуются в Катаре.

Похоже, Формула 1 постепенно возвращается к балансу шестидесятых годов, когда уличные трассы были не исключением из правила, а заметной частью календаря чемпионата Ф1 – Well Done Baku.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle