Когда первая победа оказывается последней

Кевин Тернер
19 февраля 2013 в 2:16

Забудьте о бесконечном списке рекордов Шумахера и Феттеля – в Ф1 есть множество пилотов, которым всего раз довелось погреться в лучах славы. В первой истории нового цикла Кевин Тёрнер вспоминает гонщиков, сумевших победить всего лишь в одной гонке за всю карьеру

ЖАН АЛЕЗИ

Гран При Канады-1995
Ferrari 412T2

Жан Алези на Гран При Канады 1995 года
Жан Алези на Гран При Канады 1995 года

Он ворвался в паддок Больших Призов в комбинезоне команды Tyrrell летом 1989-го и запомнился схваткой за лидерство с Айртоном Сенной на улицах Финикса годом позже. Жан Алези, казалось, сможет одержать множество побед, но переход в Ferrari и неблагосклонность Фортуны никак не позволяли французу покорить вершину подиума.

Так продолжалось до Гран При Канады 1995 года. В день гонки Алези отмечал свой 31-й день рождения. Он стартовал пятым, сразу же обошел напарника по Ferrari Герхарда Бергера, после чего прямо перед ними закрутило Williams Дэвида Култарда.

Михаэль Шумахер на Benetton стремительно уходил в отрыв, а пилоты Скудерии наседали на Дэймона Хилла, явно испытывавшего проблемы в кокпите Williams. Алези удалось выйти вперед в «шпильке» на 17-м круге, но после пит-стопов он уступал Шумахеру уже добрых полминуты.

Но за 11 кругов до финиша немца замедлили неполадки с коробкой передач. Жан вышел в лидеры и довел гонку до победы. Выиграть ему удалось только в 91-м Гран При.

«Это было невероятное ощущение, ведь я финишировал вторым уже 16 раз, – много позже рассказал Алези в интервью AUTOSPORT. – И главное ощущение, которое доставила победа – это облегчение. Уик-энд складывался непросто, мне пришлось много обгонять, чтобы выйти на второе место. А когда машина Михаэля остановилась, я подумал: «Ну наконец-то!».

Но мне приходилось беспокоиться об уровне топлива в баке. До этого Герхард вынужден был сойти, так как бензина не хватило, чтобы доехать до пит-стопа. А моя машина замерла на трассе во время круга почета!»

Жан еще несколько раз был близок к победе и 16 раз поднимался на пьедестал, но удача никогда более не была к нему столь благосклонна, как тогда, в Монреале.

ЖАН-ПЬЕР БЕЛЬТУАЗ

Гран При Монако-1972 
BRM P160B

Жан-Пьер Бельтуаз на пути к победе в Гран При Монако 1972 года
Жан-Пьер Бельтуаз на пути к победе в Гран При Монако 1972 года

Его успех в Монако стал не просто одной из лучших побед в этом списке – это выступление можно включить с число самых сильных за всю историю Формулы 1. Жан-Пьер Бельтуаз пришел в гонки Гран При в 1967-м, годом позже стал чемпионом Формулы 2, на его счету к моменту этапа в Монако было уже шесть подиумов в составе команды Matra и тяжелая травма кисти.

За рулем BRM француз стартовал четвертым – в воскресенье лил настолько сильный дождь, что устроители этапа даже провели дополнительную тренировку, чтобы гонщики могли освоиться в столь сложных условиях.

Бельтуаз сразу же, еще на подъеме к казино, обогнал стартовавших с первого ряда Эмерсона Фиттипальди (Lotus) и Жаки Икса (Ferrari). После трех кругов он уже опережал ближайшего преследователя, Клея Регаццони из Скудерии, на пять секунд. Отрыв стал еще больше, когда швейцарец поскользнулся и невольно задержал мчащегося следом Фиттипальди.

Рассказывая о той гонке на страницах AUTOSPORT, Патрик МакНэлли писал: «Бельтуаз пилотировал уверенно и вдохновлено. Любые мысли о том, что он быстр, так как всем остальным мешают поднятые машинами брызги, мгновенно были отринуты, когда лидер стал обгонять круговых. Справа, слева, посередине – он опережал соперников в самых разных местах, не боясь заезжать даже на мощеные плиткой участки, если это было необходимо».

Жаки Икс, признанный мастер дождевого пилотажа, одержавший первую в карьере победу на мокром асфальте Гран При Франции 1968 года с почти двухминутным преимуществом, пытался нагнать Жана-Пьера, но был не в силах что-то сделать. Бельтуаз показал лучшее время круга, выиграв у всех полсекунды. В итоге он выиграл с преимуществом практически в 40 секунд. Фиттипальди, занявший третье место, отстал на целый круг.

В том сезоне Бельтуаз не заработал более ни одного очка, да и вообще лишь раз в дальнейшем побывал на подиуме. Но под дождем в Монако он опередил лучших гонщиков той эпохи.


АЛЕССАНДРО НАННИНИ

Гран При Японии-1989
Benetton B189

Алессандро Наннини на Гран При Японии 1989 года
Алессандро Наннини на Гран При Японии 1989 года

Гран При Японии 1989 года в первую очередь памятен столкновением Айртона Сенны с Аленом Простом. После этого бразилец вернулся на трассу, выиграл, но был исключен из итоговых протоколов. Но также этап на Сузуке ознаменовался победой Алессандро Наннини, который уже следующей осенью попал в серьезную аварию во время прогулки на вертолете.

Пилот Benetton показал в квалификации шестую скорость, а на первых метрах пробился на четвертое место – впереди были лишь Сенна с Простом да пилот Ferrari Герхард Бергер. Вскоре после середины дистанции австриец сошел с отказавшей коробкой передач, а спустя еще десять кругов выбил из борьбы и его напарник Найджел Мэнселл, до того преследовавший Сандро.

Два McLaren впереди были уже очень далеко, потому итальянец решил немного сбросить скорость. «Это был разумный шаг, – писал в рассказе о том Гран При Найджел Робак. – Однако в дальнейшем все, включая и самого Наннини, пожалели, что он не сохранил прежний темп. Это позволило бы избежать противоречивой концовки».

В итоге, после аварии двух пилотов McLaren, Сенна вынужден был отправиться в боксы за новым носовым обтекателем, и Наннини вышел в лидеры. Однако Сенну он опережал не столь существенно, как мог бы. Айртон быстро догнал Алессандро, а за два круга до финиша опередил его.

Однако именно Наннини в итоге поднялся на вершину подиума Сузуки, поскольку Сенну дисквалифицировали: после столкновения с Простом он вернулся в гонку, срезав часть трассы. Таким образом, команда Benetton была официально объявлена победителем – всего во второй раз в своей истории.

ИННЕС АЙРЛЕНД

Гран При США-1961
Lotus 21

Иннес Айрленд с основателем Lotus Колином Чепменом
Иннес Айрленд с основателем Lotus Колином Чепменом

Первую победу марко Lotus в чемпионате Ф1 принёс Стирлинг Мосс – однако выступал он за частную команду Роба Уокера. А вот непосредственно коллективу Колина Чепмена удалось впервые выиграть благодаря Иннесу Айрленду.

Сезон 1961 года складывался для британца не лучшим образом, да и на трассе Уоткинс-Глен он стартовал лишь восьмым – и это при том, что в Штаты не приехали пилоты на быстрых Ferrari. Вдобавок, в тренировке у Иннеса отказало рулевое управление, и на скорости около 160 км/ч он улетел в придорожные деревья…

После старта борьбу за лидерство вели Джек Брэбэм на Cooper и Стирлинг Мосс на Lotus. Они все дальше отрывались от группы из четырех машин, где пилоты соперничали за третье место. В итоге, одолев Брюса МакЛарена (Cooper), Грэма Хилла (BRM) и Дэна Герни (Porsche), вперед здесь вырвался именно Айрленд.

Ему даже удалось немного оторваться, а потом третье место неожиданно стало первым, когда у Брэбэма и Мосса возникли проблемы. Как писал AUTOSPORT, поединок Айрленда и Хилла «получился ничуть не менее зрелищным, чем у Брэбэма с Моссом». Однако в итоге соперник Иннеса вынужден был свернуть в боксы с отказавшим магнето.

В итоге Айрленд победил, всего на четыре секунды опередив Дэна Герни. Это выступление оказалось для пилота последним в составе Lotus. Перед началом следующего чемпионата Колин Чепмен отблагодарил его за победу, указав на дверь.

РИЧИ ГИНТЕР

Гран При Мексики-1965
Honda RA272

Ричи Гинтер на пути к победе в Гран При Мексики 1965 года
Ричи Гинтер на пути к победе в Гран При Мексики 1965 года

Американец был уже весьма опытным пилотом, когда присоединился к молодому проекту Honda. Он имел в послужном списке подиумы, завоеванные за рулем Ferrari и BRM, а также звание вице-чемпиона мира 1963 года. Однако выигрывать Ричи еще не удавалось.

Сезон-1965 складывался для Гинтера весьма неплохо, в квалификации он уже дважды показывал третий результат, и на финальном Гран При Мексики смог сделать это еще раз.

Honda проводила тесты на этой трассе незадолго до начала уик-энда, потому Гинтер за рулем RA272 сразу же поехал быстро. В субботу он уступил лишь Джиму Кларку (Lotus) и Дэну Герни (Brabham).

И хотя стартовал Ричи не лучшим образом, именно он возглавил пелотон по итогам первого круга, когда у Кларка закапризничал мотор. Шотландец в итоге сошел, а Герни на какое-то время застрял за его напарником Майком Спенсом. Когда обгон все же состоялся, лидирующий Ричи Гинтер оторвался уже на семь секунд.

«В «эсках» Honda позволяла более точно прописывать траекторию, и хотя Герни явно поймал кураж, не было ощущения, что ему удастся переломить ход гонки», - писал на страницах AUTOSPORT Билл Гэвин.

Так в итоге и вышло. Пилот Brabham даже перекрыл собственное квалификационное время круга, однако Гинтер пересек финишную черту на 2,89 секунды раньше, став последним победителем в истории полуторалитровой Формулы 1.

ТРОЕ ИЗ 1975-ГО

Карлос Паче (Brabham BT44B), Гран При Бразилии
Йохен Масс (McLaren M23), Гран При Испании
Витторио Брамбилла (March 751), Гран При Австрии

Карлос Паче на вершине подиума Гран При Бразилии 1975 года. По правую руку от него - Йохен Масс
Карлос Паче на вершине подиума Гран При Бразилии 1975 года. По правую руку от него - Йохен Масс

В 70-е годы самое широкое распространение получили двигатели Cosworth DFV, что позволило целому ряду команд иметь в своем распоряжении весьма конкурентную технику. В 1975-м сразу три пилота смогли одержать по ходу сезона свою первую и единственную победу.

Шасси Brabham BT44B было одним из лучших на старте чемпионата, что дало восходящей бразильской звезде Карлосу Паче возможность блеснуть во всей красе. На открывающем сезон этапе в Аргентине он стартовал вторым, а южноафриканский этап принес гонщику первый и единственный поул в Ф1 (причем своего напарника и тёзку Карлоса Рейтемана бразилец опередил на 0,07 секунды). Между двумя этими гонками в календаре значился Гран При Бразилии, и на домашнем Интерлагосе Паче одержал победу.

Когда на Shadow Жана-Пьера Жарье, который лидировал с преимуществом в добрых полминуты, заело топливный насос, Карлос вышел в лидеры. Эмерсон Фиттипальди пробовал наседать на земляка, но Паче не пропустил McLaren и выиграл – на радость болельщикам – с преимуществом в шесть секунд.

Успех Йохена Масса в Испании не был встречен с таким же энтузиазмом, но сам пилот McLaren в этом не виноват. Гонка на городской трасе в Монтжуик-парке получилась противоречивой, так как еще до начала тренировок звучали голоса о недостаточном уровне безопасности.

Фиттипальди, напарник Масса, даже отказался выходить на старт, а по ходу дистанции произошло множество аварий. В итоге на машине Hill Рольфа Штоммелена развалилось крепление заднего антикрыла. Автомобиль врезался в барьер, за которым располагался судейский пост, что привело к гибели четырёх человек.

Гонку не сразу остановили клетчатым флагом, потому будущая звезда соревнований спорткаров и триумфатор «24 часов Ле-Мана» оказался не самым счастливым победителем хаотичной гонки, за которую, вдобавок, были начислены половинные очки.

А вот победа Витторио Брамбиллы в Австрии, где борьбу также остановили досрочно, получилась скорее комичной, нежели трагичной. Пилот March стартовал восьмым и на первом же круге дождевой гонки поднялся до шестой позиции.

Затем он «быстро обогнал еще пятерых участников и уже к 19-му кругу вышел в лидеры, – как сообщал читателям AUTOSPORT Пит Лайонс. – Витторио просто уехал от всех остальных и опережал преследователей уже на 24 секунды», когда погодные условия ухудшились, и гонку решено было остановить.

Но самое удивительное – Брамбилла не ждал досрочного финиша, потому после клетчатого флага резко снял ногу с педали акселератора. Машину занесло, закрутило – и бросило в отбойник. Славный способ отпраздновать свою первую и единственную победу.


РАЗДЕЛИВШИЕ РАДОСТЬ

Луиджи Фаджиоли (Alfa Romeo 159), Гран При Франции-1951
Луиджи Муссо (Lancia-Ferrari D50), Гран При Аргентины-1956 

Луиджи Фаджиоли на трассе Гран При Франции 1951 года
Луиджи Фаджиоли на трассе Гран При Франции 1951 года

Еще два гонщика смогли пополнить этот список благодаря широко распространенной в 50-е годы практике обмена машинами между напарниками.

Итальянец Луиджи Фаджиоли был одним из лидеров довоенных гонок Гран При, однако ему было уже непросто тягаться с молодыми соперниками на заре Формулы 1. В 1951 году ветеран выступал нерегулярно, в Реймсе он стартовал за рулем Alfa Romeo 159 с седьмой позиции.

Пока другой пилот команды, Хуан-Мануэль Фанхио, боролся за лидерство с Альберто Аскари из Ferrari, Фаджиоли, заметно отставая, держался в первой шестёрке. Но когда на машине аргентинца начались перебои с зажиганием, они с Луиджи поменялись местами во время пит-стопа. Фаджиоли передал машину напарнику, и тот помчался вперед, сохранив четвертое место, а сам итальянец подождал, пока «сто пятьдесят девятую» Фанхио отремонтируют – и тоже вернулся на трассу.

В итоге он финишировал только 11-м, однако все равно стал победителем Гран При. Дело в том, что Фанхио оказался третьим, когда у еще одного пилота Alfa Romeo Нино Фарины возникли проблемы с резиной, а затем опередил на трассе пару Ferrari и уехал от них почти на минуту. Благодаря этому в возрасте 53 лет Луижди Фаджиоли стал самым возрастным пилотом, выигравшим Гран При чемпионата мира. И это достижение едва ли будет когда-нибудь перекрыто.

Похожим образом Фанхио сыграл ключевую роль и в успехе Луиджи Муссо в аргентинской гонке 1956-го. Итальянец тогда был восходящей звездой Ф1, на его счету уже была победа во внезачетном (не входящем в календарь чемпионата мира и не приносящем очков) Гран При Пескары-1954. В Буэнос-Айресе Муссо стартовал с первого ряда и поначалу захватил лидерство, но потом пропустил Maserati местного пилота Хосе-Фройлана Гонсалеса.

Постепенно Луиджи и вовсе оттеснили на пятое место, однако Фанхио, у которого с самого старта барахлила машина, был еще дальше от лидеров.

В тот момент, когда молодой пилот получил команду заехать в боксы для обмена машинами, он был четвёртым. Фанхио смог пробиться на вторую позицию, после чего в моторе Maserati лидировавшего Стирлинга Мосса осталось только пять рабочих цилиндров из шести. Хуану-Мануэлю оставалось лишь одержать очередную победу к радости своих болельщиков.

Муссо еще несколько лет входил в число лидеров Ф1, однако так и не смог добиться новых успехов, разбившись в аварии на Гран При Франции 1958-го.

ПОСЛЕДУЕТ ЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ?

Роберт Кубица (BMW Sauber F1.08), Гран При Канады-2008
Хейкки Ковалайнен (McLaren MP4-23), Гран При Венгрии-2008
Нико Росберг (Mercedes F1 W03), Гран При Китая-2012
Пастор Мальдонадо (Williams FW34), Гран При Испании-2012

Роберт Кубица на вершине подиума Гран При Канады 2008 года
Роберт Кубица на вершине подиума Гран При Канады 2008 года

Четверо гонщиков, замыкающих в настоящий момент список тех, у кого в активе ровно одна победа, еще не завершили свою карьеру и имеют шанс выиграть вновь.

Роберт Кубица наверняка смог бы добиться успеха вновь и стать сильнейшим не только в отдельном Гран При, но и во всем чемпионате – если бы не раллийная авария в феврале 2011-го. И хотя многие надеются, что поляк еще вернется, похоже, что полученные травмы все же не позволят Роберту вновь полноценно выступать в формульных сериях.

Потеря места в Caterham еще более понизила шансы Хейкки Ковалайнена пополнить список побед, в котором пока значится лишь венгерский Гран При 2008-го, а вот Нико Росберг с Пастором Мальдонадо вполне могут преуспеть вновь, если им помогут в этом команды – Mercedes и Williams соответственно.

ПОЛНЫЙ СПИСОК

За исключением участников 500-мильных состязаний в Индианаполисе, которые с 1950-го по 1960-й входили в календарь Формулы 1, всего одна победа в настоящий момент значится в послужном списке у 24 гонщиков…

Луиджи Фаджиоли, Alfa Romeo 159, Гран При Франции-1951 (Реймс)

Ветеран стал самым возрастным победителем этапа Ф1, после того, как передал свою машину напарнику, Хуану-Мануэлю Фанхио, и тот финишировал первым.

Пьеро Таруффи, Ferrari 500, Гран При Швейцарии-1952 (Бремгартен)

В том сезоне он стал единственным, кто смог отобрать победу в Гран При у Альберто Аскари. Впрочем, слово "отобрал" не вполне верное, ибо в тот день Аскари просто не вышел в Швейцарии на старт – он выступал в Индианаполисе.

Луиджи Муссо, Lancia-Ferrari D50, Гран При Аргентины-1956 (Буэнос-Айрес)

Помог Фанхио сделать первый шаг к четвертой чемпионской короне, передав аргентинцу свою машину в первой гонке сезона-1956.

Йо Бонье на трассе Гран При Голландии 1959 года © LAT
Йо Бонье на трассе Гран При Голландии 1959 годаФото: LAT

Йоаким Бонье, BRM P25, Гран При Голландии-1959 (Зандворт)

Смог принести BRM долгожданную первую победу в чемпионате Ф1, стартовав с поула и уверенно проведя гонку за рулем модели P25.

Джанкарло Багетти, Ferrari 156, Гран При Франции-1961 (Реймс)

Известен тем, что выиграл три первые гонки Ф1, в которых участвовал: сначала внезачетные соревнований в Сиракузах и Неаполе, а затем, одолев-таки на самой финишной черте Дэна Герни из Porsche, и Гран При Франции.

Иннес Айрленд, Lotus 21, Гран При США-1961 (Уоткинс-Глен)

Вышел в лидеры после сходов Мосса и Брэбэма, после чего принес команде Lotus самую первую победу в чемпионате мира.

Лоренцо Бандини, Ferrari 156, Гран При Австрии-1964 (Цельтвег)

Восходящей итальянской звезде удалось в первый и единственный раз побывать на вершине подиуима после того, как кочковатый асфальт бывшего военного аэродрома привел к многочисленным поломкам.

Ричи Гинтер, Honda RA272, Гран При Мексики-1965 (Мехико)

Принес компаниям Honda и Goodyear первые победы в Формуле 1, лидируя в гонке от старта и до финиша.

Лудовико Скарфиотти, Ferrari 312, Гран При Италии-1966 (Монца)

В классической для Монцы тех лет гонке с многочисленными обгонами за счет слип-стрима, Скарфиотти принес Ferrari крайне важную для борьбы в Кубке конструкторов победу, когда сошел лидировавший Джек Брэбэм.

Питер Гетин, BRM P160, Гран При Италии-1971 (Монца)

Та гонка вошла в историю благодаря невероятной средней скорости и удивительно плотному финишу. По обоим показателям она оставалась рекордной на протяжении нескольких десятилетий. Первая пятерка уместилась в 0,61 секунды!

Франсуа Север на пути к победе в Гран При США 1971 года на трассе Уоткинс-Глен © LAT
Франсуа Север на пути к победе в Гран При США 1971 года на трассе Уоткинс-ГленФото: LAT

Франсуа Север, Tyrrell 002, Гран При США-1971 (Уоткинс-Глен)

Некоторые называли француза будущим чемпионом мира, но он разбился на американском этапе в 1973-м, успев одержать до этого всего одну победу – на той же трассе в Уоткинс-Глене двумя годами раньше.

Жан-Пьер Бельтуаз, BRM P160B, Гран При Монако-1972 (Монте-Карло)

Уверенная победа под дождем, одержанная за рулем не самой лучшей машины того сезона, вписана в историю еще и благодаря едва ли не самой низкой средней скорости за всю послевоенную историю гонок Гран При (всего 102 км/ч).

Карлос Паче, Brabham BT44B, Гран При Бразилии-1975 (Интерлагос)

Быстрый пилот Brabham смог выиграть домашнюю гонку после поломки Shadow уверенно лидировавшего Жана-Пьера Жарье.

Йохен Масс, McLaren M23, Гран При Испании-1975 (Монтжуик-парк)

Стал сильнейшим в укороченной испанской гонке после аварии Рольфа Штоммелена со смертельным исходом.

Витторио Брамбилла, March 751, Гран При Австрии-1975 (Остеррайхринг)

Еще один случай, когда пилот смог блеснуть на мокрой трассе - а после досрочной остановки гонки вошел в историю, разбив машину.

Гуннар Нильссон, Lotus 78, Гран При Бельгии-1977 (Зольдер)
Победа в бельгийском Гран При стала высшей точкой в короткой карьере быстрого шведа. Уже в следующем 1978 году он умер от рака.

Алессандро Наннини, Benetton B189, Гран При Японии-1989 (Сузука)

Многообещающий итальянец поднялся на вершину после столкновения Сенны с Простом, последующей дисквалификации Айртона и поломок обеих Ferrari.

Жан Алези, Ferrari 412T2, Гран При Канады-1995 (Монреаль)

В кои-то веки у одного из самых невезучих пилотов в новейшей истории Формулы 1 все сложилось успешно, а на Benetton Михаэля Шумахера возникли технические проблемы.

Оливье Панис, Ligier JS43, Гран При Монако-1996 (Монте-Карло)

Вдохновленно прорвался с 14-го места к победе в гонке, где разбил машину Михаэль Шумахер, отказал мотор на Williams Дэймона Хилла и сошел из-за поломки пилот Benetton Жан Алези.

Ярно Трулли радуется победе на Гран При Монако 2004 года © LAT
Ярно Трулли радуется победе на Гран При Монако 2004 годаФото: LAT

Ярно Трулли, Renault R24, Гран При Монако-2004 (Монте-Карло)

Уверенно выиграл, стартовав с поула и отразив натиск Дженсона Баттона. Также тот день запомнился нелепым столкновением Михаэля Шумахера и Хуана-Пабло Монтои в туннеле, когда оба ехали за автомобилем безопасности.

Роберт Кубица, BMW Sauber F1.08, Гран При Канады-2008 (Монреаль)

Поляк наилучшим образом распорядился скоростью своей машины и неудачами в стане Ferrari и McLaren. Вместе с Ником Хайдфельдом Кубица принес BMW Sauber победный дубль.

Хейкки Ковалайнен, McLaren MP4-23, Гран При Венгрии-2008 (Хунгароринг)

Выступления за McLaren сложились для финна далеко не лучшим образом, но когда на последний кругах гонки в Будапеште отказал мотор на Ferrari Фелипе Массы, Ковалайнен смог первым пересечь линию финиша.

Нико Росберг, Mercedes F1 W03, Гран При Китая-2012 (Шанхай)

Наилучшим образом распорядился уверенно выигранным поулом и принес Mercedes первую победу за без малого шесть десятилетий победу.

Пастор Мальдонадо, Williams FW34, Гран При Испании-2012 (Барселона)

Пилот из далекой Венесуэлы провел сильную гонку, переиграв Фернандо Алонсо. Для его команды Williams этот успех стал первым с 2004 года.

  • Поделиться: