Гран При Германии как отражение сезона в миниатюре

Эд Стро
1 августа 2016 в 17:15
Фото: LAT Photographic

Начиная с сезона-2014 борьбу за чемпионский титул между Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом определяют нюансы – тончайшие детали. И прошедший этап в Германии стал лишним тому подтверждением. Эд Стро анализирует события минувшей гонки в Хоккенхайме...

В последний перед летним перерывом гоночный уик-энд мы увидели, по сути, не отдельный этап Формулы 1, а целый сезон-2016 в миниатюре. Можно даже сказать, что эти три дня стали отражением последних двух с половиной лет очной борьбы между непримиримыми напарниками по Mercedes.

Нико Росберг был очень близок к победе на домашнем Гран При. Это звучит довольно странно с учетом того, что немец финишировал лишь на четвертом месте, но, как и в прошлых двух сезонах, да и в этом, пожалуй, тоже, граница между триумфом и крахом оказалась весьма тонкой.

И снова, как и на протяжении минувших трех месяцев, Льюис Хэмилтон четко прочертил эту линию, что позволило ему оторваться в чемпионате от напарника разом на 19 очков, тогда как у Нико Росберга всё пошло кувырком.

Однако начинался уик-энд очень по-немецки. На пятничных тренировках Росберг демонстрировал отменный темп как в квалификационном режиме, так и на длинных отрезках. Квалификация стартовала уже не так весело для Нико – во-первых, у него возникли проблемы на первом быстром круге в заключительном сегменте, из-за чего он даже вынужден был заехать в боксы, а во-вторых, Льюис вдруг активизировался и показал великолепное время. И все же немецкий пилот смог собраться и завоевать поул перед родными болельщиками.

Перед стартом гонки Нико понимал, что главная его задача – хорошо преодолеть первые 310 метров дистанции до первого поворота. Только так он мог гарантировать себе победу в гонке и уход на летний перерыв в статусе лидера.

Возможно, именно это понимание и не позволило Росбергу все сделать правильно при отрыве со "стартовых колодок" – он не только проиграл напарнику, но и пропустил вперед двух пилотов Red Bull. Видимо, Mercedes W07 – такой невероятно сложный в обращении монстр, что оба пилота команды идеально стартовать просто не могут.

Как бы то ни было, акценты были смещены, и уже у Хэмилтона появились все шансы выиграть гонку, тогда как Нико с первых же метров дистанции начал, по сути, минимизировать потери.

«На старте механизм сцепления сработал не здорово, – посетовал Росберг. – В результате первые метры вышли далеко не идеальными. Меня это удивило, особенно с учетом того, что установочный круг прошел нормально».

На самом деле сам отрыв со стартового поля у Нико вышел неплохим, а прокручиваться колеса на его машине начали уже во второй фазе движения – по сути, на третьей передаче. В результате первую половину круга Росберг провел, стараясь одновременно вернуть себе упущенные позиции и опередить пилотов Red Bull, а также не подпустить близко две Ferrari, шедшие позади.

К концу первого круга дистанции Нико от Льюиса, возглавившего пелотон, отделяли две пурпурные машины и 2,237 секунды. Если исключить возможность возникновения технических неполадок у лидера, по сути, победа была уже в кармане у британца, уверенно контролировавшего отрывы.

Вскоре Росберга перевели на План Б – по существу, это означало, что он после первой остановки в боксах на 11-м круге останется на шинах Supersoft, тогда как Хэмилтон перейдет на Soft. Но пит-стоп для немца прошел не так гладко. Задержка составила порядка полутора секунд – не так много, но достаточно для того, чтобы план по опережению Даниэля Риккардо, заехавшего в боксы кругом позже, провалился.

Но в этот момент напряжение еще не достигло максимума. Вполне вероятно, Нико все понял и сконцентрировал все свое внимание не на стремлении вырвать победу, а на том, чтобы минимизировать проигрыш и выйти на второе место.

Несмотря на то, что второй отрезок австралиец начал на более жестком составе резины, интервал между ним и Росбергом особенно не сокращался. К окончанию 13-го круга разрыв между ними составлял 3,221 секунды, но Нико не удавалось сократить его до секунды вплоть до 27-го круга, когда он прибавил перед заездом на очередной пит-стоп. Это был довольно консервативный отрезок немца в плане скорости, и не без оснований.

Кроме того, на этой стадии гонки его главной целью был Макс Ферстаппен, шедший вторым на шинах Supersoft и остановившийся кругом позже Нико, тогда как Риккардо проехал на шесть оборотов по Хоккенхаймрингу больше.

И план сработал – так, по крайней мере, казалось. Голландец выехал из боксов непосредственно перед немцем. В шпильке шестого поворота он оставил незащищенной внутреннюю траекторию, куда и ринулся Нико. На торможении Макс немного сместился внутрь, что не запрещено, но раз за разом вызывает критику со стороны соперников, а Росберг решил растянуть вход в вираж до конца и вышел на третью позицию.

Нико был очень доволен тем, как ему удалось провести обгонный маневр, но его оптимизма не разделила судейская коллегия, в число которой входил двукратный чемпион мира Эмерсон Фиттипальди. В результате ко времени следующего пит-стопа немца было добавлено пять секунд.

Росберг, разумеется, остался недоволен решением арбитров, но трудно не согласиться с тем, что Максу действительно некуда было деваться в том повороте.

Всем этот эпизод тут же напомнил инцидент в Австрии между Нико и Льюисом. Всем, кроме самого виновника торжества.

«Эти моменты нельзя сравнивать, – сказал немец. – Там машины были расположены иначе. В этот раз я был впереди. Я действительно не ожидал, что меня накажут».

Однако,что бы там ни говорил Росберг, эпизоды были похожи. И говорит это лишь о том, что он не лучшим образом чувствует поведение машины на жестких торможениях – часто в подобных эпизодах он теряет контроль над машиной. Подъезжая к повороту, он слишком долго едет по прямой и практически не оставляет места сопернику снаружи. Это не лучший способ опережать соперников.

Что касается тонкости границ, полученный штраф продемонстрировал разницу между комфортом второй позиции и провалом четвертой. Ферстаппен был на хвосте у Росберга, и Нико понимал, что сможет обойти Риккардо, когда тот заедет в боксы через несколько кругов. Но это все без учета штрафа, который отбросил немца за спину обоих пилотов RBR.

В этот момент гонка Росберга, ранее хоть как-то державшаяся, начала разваливаться на части. Но факт в том, что в самый ответственный момент Нико просто не мог дать команде ту скорость, которую от него требовали.

«Тебе просто нужно увеличить отрыв», – сказали Росбергу по радио. Еще через пару кругов сообщение приобрело новые оттенки – на этот раз команда попросила Нико ехать в темпе средних 1.19, чтобы всё сработало. А всё – это, очевидно, пит-стоп с учетом штрафа, который в этом случае позволил бы ему выйти на второе место.

Но Нико не мог ехать 1.19. За весь третий 17-круговой отрезок он лишь раз проехал быстрее 1.20, да и то всего на одну десятку. Лучшее, что он мог предложить команде в тот момент – это низкие 1.20. Да, шины не давали ему должного сцепления с трассой, но надо признаться, что и чистой скорости ему недоставало.

Тогда как самый легкий путь к цели оказался перекрыт, необходимо было искать обходные пути. Но и их найти было не суждено, поскольку в команде Mercedes допустили ошибку – смехотворную ошибищу! В конце 44-го круга Росберг нырнул в боксы для отбытия 5-секундного штрафа и смены резины – еще до того, как на пит-стоп поехали соперники из Red Bull.

Пять означенных секунд прошли… Механики машину не трогают… Шесть прошли… Семь… Восемь… И только после этого механики вдруг встрепенулись и начали менять шины на автомобиле Росберга. В результате пит-стоп Нико затянулся на бесконечные 12,5 секунд, тогда как в идеале должен был пройти за восемь.

Руководство команды отметило, что это была ошибка техники [по последним данным, на отметке 2,1 секунды завис iPhone с секундомером, прим. ред], а не человеческий фактор, но Нико от этого было не легче.

Таким образом, Макс Ферстаппен, пропустивший вперед по указанию команды напарника на более быстрых шинах, после своего планового пит-стопа смог удержать комфортное преимущество над Росбергом. Если бы не все эти заминки, немец, скорее всего, смог бы на заключительном отрезке остаться вблизи юного голландца и, возможно, попробовать еще раз атаковать его.

Но вышло так, что Нико возобновил борьбу в пяти секундах от Ферстаппена и в шести – от Риккардо. Однако впереди было еще достаточно кругов, и все могло произойти. Но не произошло. Двигатель мог бы помочь немцу еще немного прибавить в погоне за Максом, но, увы…

Да, темп Red Bull в Хоккенхайме был очень приличным, но Росбергу было что им противопоставить.

Для сравнения, у Хэмилтона на заключительном отрезке на шинах Soft темп был весьма приличным – когда было необходимо, он значительно прибавлял, внимательно следил за отрывами от соперников и экономил ресурс мотора.

Машина позволяла ехать быстрее, но Нико не смог найти эту скорость. Игра окончена, и призовой не предвидится. 6 плюс 13, и в результате на летний перерыв Росберг ушел с отставанием в 19 баллов от напарника.

«Они очень быстры, так что было очень непросто догнать их», – сказал Нико о пилотах Red Bull.

При этом немец не стал всё сваливать на ошибку секундомера: «Эта ошибка не так сильно расстроила меня, поскольку в этой гонке много чего пошло не так, – продолжил гонщик. – Секундомер – лишь деталь в длинной череде ошибок и недочетов. Я бы все равно вряд ли догнал бы соперников, поскольку они были на Supersoft и ехали на заключительном отрезке очень прилично».

Возможно, он прав, в воскресенье мы были свидетелями целого скопления факторов, не позволивших Нико не то что уйти на перерыв лидером, но даже подобраться к Льюису поближе. Если бы не плохой старт, штрафной обгон Макса и ошибка команды на пит-стопе, вероятно, все могло быть иначе.

Некоторые из указанных факторов относятся напрямую к Росбергу, другие – к команде, но факт в том, что с самых первых секунд дистанции стало понятно, что легкой прогулки у немца не будет. Вполне вероятно, что в этой гонке мы видели реальное отражение разницы в классе между напарниками по Mercedes, один из которых цепляется за любую возможность, когда что-то идет не так, а другой просто не обладает такими способностями.

Росберг прекрасно понимает: для того, чтобы побить Хэмилтона, он должен выступать постоянно на максимуме возможного. Быть может, он даже осознает, что титулованный напарник при этом должен быть не на пике своей формы. И в Хоккенхайме у Нико был шанс, поскольку Льюис на протяжении всего уик-энда не показывал своего абсолютного максимума.

«Я не допустил ни единой ошибки в гонке, – сказал в воскресенье вечером лидер чемпионата, – так что я абсолютно счастлив. Я приехал сюда, чтобы выполнить свою работу. Вчерашний день прошел не идеально, но ты постоянно учишься на своих ошибках. А сегодня стакан был явно наполовину полон, и я продолжу его наполнять».

Хэмилтон, без сомнений, умеет выигрывать даже тогда, когда что-то не складывается, хоть в этом сезоне ему и не так часто представлялась возможность продемонстрировать это свое качество. Росберг, напротив, не обладает этим умением в полной мере.

Вполне вероятно, где-то в глубине души он понимает: что бы он ни достал из своего волшебного сундука гоночного мастерства, Льюису всегда будет чем его удивить.

«Я очень расстроен, поскольку в квалификации все сложилось отлично, – сказал Нико после гонки. – К тому же, я прекрасно чувствовал машину, у меня был хороший гоночный темп в пятницу, так что я понимал, что могу одержать победу. Жаль, что все пошло не так».

Возможно, эти же слова можно повторить и в отношении двух прошедших лет – Нико очень талантливый гонщик, но до чемпионства ему постоянно не хватает самой малости. История, рассказанная Хэмилтоном после гонки, прекрасно демонстрирует разницу между двумя напарниками по Mercedes.

Британец вспомнил о том, что когда ему было 8-10 лет, он встретился на боксерском ринге с соперником, который был гораздо сильнее и опытнее его. После взбучки в первом раунде Льюис не хотел возвращаться на ринг, но его отец Энтони настоял на том, чтобы сын не сдавался. И будущий чемпион вышел на ринг и победил. Вероятно, в подобных историях и оттачивается чемпионский дух спортсмена.

Нико Росберг обладает целым набором качеств и невероятной скоростью, но, быть может, финального компонента в его резерве нет…

Во второй половине сезона немцу необходимо будет доказать всем, что он способен вернуться на ринг и побить соперника...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle