Кто самый невезучий гонщик в истории Формулы 1?

Эд Стро
10 августа 2016 в 9:41
Фото: LAT Photographic

Многие запомнят ушедшего недавно Криса Эймона как лучшего гонщика в истории Формулы 1, так и не выигравшего ни одного Гран При. Но кому на самом деле принадлежит это горькое звание? Разбирается Эд Стро...

Криса Эймона действительно многие считают самым невезучим пилотом в истории Больших Призов, и причиной тому отсутствие побед на высшем уровне. Но подтверждается ли это расхожее мнение статистикой? Или был еще более невезучий гонщик за время существования гонок Гран При?

Не считая тех, кто по странному стечению обстоятельств получал очки в зачете чемпионата мира в 1950-60-х годах, выступая в Инди 500, остается 563 гонщика, участвовавших в гонках Ф1, но ни разу не побеждавших.

Начинаем сужать диапазон. Для начала вычленим тех из них, кто в своей карьере поднимался на подиум. Получаем 86 пилотов. Еще 50 из них ни разу не лидировали в заездах – исключаем и их. Остается 36 человек.

Если кому интересно, мы можем перечислить всех претендентов на "высокое" звание самого невезучего гонщика в истории Формулы 1. В их число входят (в порядке убывания количества стартов): Андреа де Чезарис, Ник Хайдфельд, Дерек Уорвик, Жан-Пьер Жарье, Мика Сало, Серхио Перес, Крис Эймон, Ромен Грожан, Иван Капелли, Тимо Глок, Такума Сато, Стефан Йоханссон, Ханс-Йоахим Штук, Бруно Джакомелли, Валттери Боттас, Харри Шелл, Рольф Штоммелен, Жан Бера, Майк Хейлвуд. Джеки Оливер, Том Прайс, Мастен Грегори, Луиджи Виллорези, Нельсон Пике-младший, Пьерс Кураж, Тревор Тейлор, Феличе Бонетто, Эудженио Кастеллотти, Стюарт Льюис-Эванс, Оливье Жендебьен, Вилли Майрессе, Карл Клинг, Джонни Серво-Гавен, Карлос Мендитеги, Джон Лав и Майк Паркес.

Чтобы еще больше сузить количество претендентов, посмотрим, кто из них за свою карьеру хоть раз лидировал в гонке. Любопытно, но по этому показателю Эймон отнюдь не возглавляет список. А проигрывает он Нику Хайдфельду, восемь раз лидировавшему в Гран При, но так ни разу не выигравшему.

Количество гонок с лидированием:
  1. Хайдфельд 8
  2. Эймон 7
    = Бера 7
    = Грожан 7
  3. Перес 4
  4. Клинг 3
    = Шелл 3
    = Кастеллотти 3
    = Оливер 3
    = Жарье 3
    = Хюлькенберг 3
    = Боттас 3

Количество гонок, в которых пилот лидировал – это одно. Но на протяжении какого количества кругов он это делал? И здесь Ник уже далеко не лучший...

Количество кругов лидирования:
  1. Эймон 183
  2. Бера 107
  3. Жарье 79
  4. Капелли 46
  5. Хюлькенберг 43
  6. Грожан 40
  7. Мендитеги 39
  8. Оливер 36
  9. Де Чезарис 32
  10. Джакомелли 31
  11. Хайдфельд 25
  12. Перес 23

Еще один показатель – количество подиумов без побед. И здесь снова Хайдфельд возвращает себе лидерство, хотя стоит отметить, что он стартовал в гонках на 87 раз больше Эймона и взял в них еще два подиума.

Более того, Крис ездил в Ф1 во времена, когда надежность техники оставляла желать лучшего, и его процент финишей относительно стартов составлял всего 53.1 против 75.4 у Хайдфельда. Так что если рассматривать финиш в гонке как возможность подняться на подиум, у Эймона была 51 попытка, тогда как у Ника – 138.

Количество подиумов без побед:
  1. Хайдфельд 13
  2. Йоханссон 12
  3. Эймон 11
  4. Грожан 10
  5. Бера 9
    = Эдди Чивер 9
    = Мартин Брандл 9
    = Боттас 9
  6. Виллорези 8
  7. Перес 7

Показатели Хайдфельда в этом отношении действительно впечатляют, поскольку в восьми случаях из 13 он оказывался на второй ступеньке пьедестала. Таким образом, он является абсолютным лидером по количеству вторых мест без побед в истории Формулы 1.

Но это причуды статистики, поскольку стоило в одном единственном эпизоде лидеру гонки ошибиться, или на его машине возникла бы механическая поломка, и сегодня мы бы имя Хайдфельда не упоминали вовсе.

Однако, несмотря на то, что Эймон лишь трижды финишировал вторым, это не говорит о том, что он меньше заслуживал победы. При этом в случае с Ником можно вспомнить, что однажды он все же должен был выигрывать – в 2008 году в Канаде, где он ехал в гонке с одним пит-стопом, он вынужден был пропустить вперед напарника по команде Роберта Кубицу, которые был на тактике двух остановок.

Если бы он не послушался и остался впереди, что вполне мог сделать, команда BMW Sauber могла лишиться дубля в гонке. Будь тогда позади Ника пилот из другой команды, немец бы непременно выиграл заезд.

Еще один пилот, фигурирующий в верхней части этих списков – это Жан Бера. Французу не повезло в карьере – все свои 52 Гран При он провел за рулем не самой лучшей машины. Свои лучшие результаты он показал с заводской командой Maserati в период с 1955 по 1957 годы, и в последний из этих годов его напарник Хуан-Мануэль Фанхио взял титул.

В итоге Бера занял второе место в обоих списках по количеству гонок и кругов, на которых лидировал, а девять подиумов позволили ему подняться на пятое место в перечне пилотов, поднимавшихся на пьедестал почета, но при этом не выигрывавших. А его процент финишей – 48,1 – позволяет говорить о том, что на подиум он мог претендовать лишь в 25 заездах. Это делает его весьма серьезным соперником Эймона и Хайдфельда в номинации самого невезучего пилота Ф1.

Также стоит учитывать и квалификационные достижения пилотов. Лишь 11 пилотов в истории Больших Призов брали поулы, но при этом не выигрывали в гонках.

Поулы без побед:
  1. Эймон 5
  2. Тео Фаби 3
  3. Жарье 3
  4. Льюис-Эванс 2
  5. Кастеллотти 1
    = Де Чезарис 1
    = Джакомелли 1
    = Хайдфельд 1
    = Хюлькенберг 1
    = Паркес 1
    = Прайс 1

Эймон, как видите, и здесь во главе списка, опережая невезучего Тео Фаби, которому не довелось не только трансформировать хотя бы один из своих трех поулов в победу, он даже ни одного круга не лидировал. Также он входит в список из девяти пилотов с поулами и подиумами в активе, но при этом без побед.

Еще один аспект статистики, который при этом требует отчасти субъективного подхода, – это количество гонок, которые пилот должен был выигрывать. При составлении подобного списка нужно обращать внимание на гонки, в которых, к примеру, пилот сошел с дистанции, будучи лидером.

Лишь 11 гонщиков, не выигрывавших Гран При, сходили с дистанции в подобных обстоятельствах. И среди них только Эймон и Жарье испытали этот стресс более одного раза.

Сходы на круге лидирования:
  1. Эймон 3
  2. Жарье 2
  3. Мендитеги 1
    = Бера 1
    = Грегори 1
    = Серво-Гавен 1
    = Оливер 1
    = Прайс 1
    = Штоммелен 1
    = Штук 1
    = Джакомелли 1

Многие гонщики также могут вспомнить неприятные моменты в своей карьере, когда они могли выигрывать, но не случилось, и при этом они не сошли с дистанции. К примеру, Бера должен был выигрывать британский этап в 1957 году (на фото выше) с Maserati, если бы не проблемы со сцеплением. Гран При Бразилии 1984 года был уже в кармане у Дерека Уорвика, но сломался рычаг подвески. Иван Капелли наверняка праздновал бы триумф во Франции в 90-м, если бы не потеря давления масла на подходе к повороту Signes, а Бруно Джакомелли десятью годами ранее выиграл бы в Уоткинс-Глене, не случись проблемы с электрикой.

Если учитывать гонки, в которых обязан был выигрывать Эймон, его позиции в обсуждаемом перечне резко усиливаются. Вдобавок к трем сходам на кругах лидирования были и еще четыре, когда Крис остался в гонке.

Неудачи Криса Эймона:

США 1967
Утечка масла привела к поломке двигателя, тогда как обгон Кларка был весьма и весьма возможен

Испания 1968
Неполадка с топливным насосом на круге лидирования (на фото выше)

Канада 1968
Также проблемы с топливным насосом на круге лидирования

Бельгия 1968
Пробитый радиатор после поула с отрывом в 3,7 секунды

Испания 1969
Отказ двигателя на круге лидирования

Италия 1971
Потерял визор шлема, будучи лидером, и откатился на шестое место

Франция 1972
Прокол, финиш третьим

Иногда статистика идет вразрез с реальными событиями. Но все приведенные выше данные свидетельствуют о том, что титул самого неудачливого гонщика в истории Формулы 1 принадлежит Эймону по праву.

Конечно, цифры не учитывают скорость машин, ведь Крис не лидировал бы в гонках так часто, если бы в его распоряжении не было быстрой машины. Если попытаться добавить и этот аспект, что довольно сложно и субъективно, то мы бы больше говорили о Жане Бера.

Статистика также не берет в расчет продолжительность карьеры пилота в Ф1, иначе мы вспомнили бы и Тома Прайса, сошедшего с дистанции в 1975 году в Великобритании будучи лидером, а через два года погибшего в возрасте 27 лет.

И все же, принимая во внимание все доводы, нельзя не согласиться с тем, что безвременно ушедший Крис Эймон как никто другой заслуживал победы хотя бы в одном из своих многочисленных Гран При...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle