Товарищи Рио Харьянто по несчастью, или семь гонщиков, которые не смогли завершить дебютный сезон в Ф1

Иван Беликов
14 августа 2016 в 9:46

По следам замены Рио Харьянто в команде Manor AUTOSPORT.com.ru вспоминает семь других дебютантов Формулы 1 за последние 20 лет, которые не смогли завершить свой первый сезон в "Королевских гонках"...

По следам замены Рио Харьянто в команде Manor Autosport.com.ru вспоминает семь других дебютантов Формулы 1 за последние 20 лет, которые не смогли завершить свой первый сезон в "Королевских гонках"...

Джанкарло Физикелла [1996, восемь гонок в составе Minardi]

Начало карьеры одного из самых талантливых гонщиков конца 90-х и начала 2000-х получилось довольно непростым. Отработав год на должности тест-пилота Minardi, Джанкарло Физикелла получил возможность выйти на старт. Однако после дебютной гонки в Альберт-Парке, в которой он сошёл из-за поломки сцепления, итальянец был вынужден на два Гран При уступить место бразильскому гонщику Тарсо Маркесу. Финансовое положение Minardi тогда было непростым, как, впрочем, и всегда, поэтому спонсоры из Южной Америки на этапах в Бразилии и Аргентине пришлись как нельзя кстати.

На четвёртом этапе на Нюрбургринге Физико вернулся за руль. В Монреале он показал свой лучший результат в дебютном сезоне, заняв восьмое место. Тот финиш вообще стал одним из трёх для Джанкарло в 1996 году. Во-первых, надёжность машины Minardi оставляла желать лучшего, а во-вторых, за шесть гонок до конца сезона его заменил соотечественник Джованни Лаваджи, который привёл с собой в команду несколько личных спонсоров. Правда, ничем, кроме трёх проваленных квалификаций, гонщик из Сицилии не запомнился. Зато выступлений Физикеллы в 2/3 сезона оказалось достаточно, чтобы на него обратил внимание Эдди Джордан и предложил контракт боевого пилота на сезон-1997.

Затем были четыре сезона в Benetton, возвращение в Jordan и переход в Sauber. Так что большую часть карьеры итальянец провёл за рулём далеко не самых быстрых машин, но это не мешало ему творить чудеса и финишировать на подиуме по нескольку раз за сезон. Примерно такие же чудеса сейчас удаются Серхио Пересу. Ну, а триумф в сумасшедшей дождевой гонке на Интерлагосе-2003, ставшей 200-й в истории Jordan, и вовсе вошёл в историю. Ещё две победы Физикелла одержал за рулём чемпионской машины Renault в Австралии-2005 и Малайзии-2006, но постоянно конкурировать с молодым напарником Фернандо Алонсо ему оказалось не под силу.

В конце карьеры Джанкарло осуществил, наверное, главную мечту своей жизни. Пусть он и не стал чемпионом, но свои пять последних гонок провёл в составе Ferrari, с которой связан и по сей день, в том числе в чемпионате мира по гонкам на выносливость. В 2012 и 2014 годах в составе заводской команды AF Corse итальянец одержал победу в «24 часах Ле-Мана» в категории GTE Pro.

Лучано Бурти [2001, четыре гонки в составе Jaguar, десять - в Prost]

Став вице-чемпионом в британской Формуле 3, в том числе опередив будущую звезду Ф1 Дженсона Баттона, Лучано Бурти занял место тест-пилота в Jaguar. А в середине сезона бразилец неожиданно для себя оказался на стартовой решётке, когда по ходу гоночного уик-энда в Шпильберге Эдди Ирвайн попал в больницу с подозрением на аппендицит. Правда, уже на следующем этапе в Хоккенхайме ирландец вернулся в строй – диагноз оказался ложным.

Дебют Бурти в Шпильберге получился, мягко говоря, провальным – предпоследнее место в квалификации и в гонке, причём оба раза впереди гонщика Minardi Гастона Маццакане. Но, по иронии судьбы, именно аргентинца он через год заменил в команде Prost. Сам он при этом без подробных объяснений оказался отчислен из Jaguar, где перед началом сезона был объявлен в качестве напарника Ирвайна.

Начало выступлений за команду Алену Проста получилось неплохим – 11-й в Барселоне и Шпильберге, 8-й в Монреале, 12-й на Нюрбургринге, и 10-й – в Маньи-Куре. Но затем наступила «черная полоса», которая едва не закончилась трагедией и положила конец карьере Бурти в Формуле 1. Сходы в Сильверстоуне и Будапеште и две серьёзные аварии. Но если в Хоккенхайме после столкновения с Михаэлем Шумахером на старте и зрелищного полёта Бурти отделался легким испугом, то после вылета в Blanchimont в Спа попал в больницу и из-за кровоизлияния в мозг находился в состоянии искусственной комы в течение двух дней.

После трёх недель госпитализации Бурти был выписан, но за руль до конца сезона, несмотря на все намерения, так и не вернулся. Ну, а в конце года было объявлено о подписании контракта тест-пилота с Ferrari. В 2003-м бразилец считался одним из кандидатов на место боевого гонщика BAR, но дальше разговоров не зашло, и та трагическая гонка в Спа-2001 так и осталась 15-й и последней для него в Формуле 1.

Антонио Пиццония [2003, 11 гонок в составе Jaguar]

Руководство команды Jaguar всегда относилось к гонщикам довольно жёстко, но доставалось больше всех именно бразильцам. В 2003 году последователем Бурти оказался 23-летний Антонио Пиццония. Ждать подвигов от пилота, лучшим достижением которого была одна победа и шестое место в чемпионате Формулы 3000, вряд ли стоило, особенно на фоне напарника, восходящей звезды Марка Уэббера. Собственно, так и вышло, Пиццония постоянно находился в тени австралийца, не набрал ни одного очка и в конце концов после 11-го этапа в Сильверстоуне в Jaguar с ним попрощались, заменив на более перспективного Джастина Уилсона.

«Уже после двух гонок они вели переговоры о моей замене, – рассказал Пиццония. – Со мной очень плохо поступили».

Но отличился Антонио в том году не только за рулём гоночной машины. Во время поездки на Jaguar S-Type R в Барселоне вместе с журналистом Autocar он попал в серьёзную аварию в первом повороте. К счастью, ни бразилец, ни его пассажир травм не получили.

В 2004-м и 2005-м Пиццония занимал должность тест-пилота Williams, где работал ещё до дебюта в Jaguar. Но оба раза во второй половине сезона он выходил на старт, сначала в качестве замены травмированного Ральфа Шумахера, а год спустя заменил Ника Хайдфельда. Четырежды Пиццония финишировал седьмым, что и стало его лучшим достижением в недолгой карьере в Формуле 1.

Джорджио Пантано [2004, 14 гонок в составе Jordan]

«Одна из величайших потерь современного автоспорта» – так вкратце можно описать карьеру Джорджио Пантано. Ещё в картинге итальянцу прочили большое будущее, им восхищались нынешние звёзды Формулы 1 Фернандо Алонсо, Нико Росберг, Дженсон Баттон, и это не преувеличение. Такого доминирования в картинге история не знала ни до, ни после – три титула в итальянском чемпионате, три – в европейском, два – в чемпионате мира.

Титул в немецкой Формуле 3, вице-чемпионство во второй сезон в Ф3000, поддержка Mercedes в младших сериях, тесты в Williams, McLaren и Benetton. А что в итоге? Дебют в 2004-м в Jordan, скатившейся к тому времени в записные аутсайдеры, лучшее достижение – 13-е место в Малайзии и Нюрбурге, пропуск гонки в Канаде из-за финансовых проблем, возвращение и окончательный уход за три этапа до конца сезона по тем же причинам – нехватка денег. Дошло до того, что семья Пантано едва не заложила дом, чтобы взять кредит на продолжение выступлений Джорджио.

«Я сказал «нет», – вспоминает Джорджио. – Не было смысла ехать в Японию и Бразилию, на трассы, которые я не знаю, и платить за это ещё один миллион. Нет уж, извините».

Так и закончилась карьера одного из самых талантливых гонщиков современности. Даже попытка начать всё с нуля и чемпионский титул в GP2 в 2008 году ни к чему не привели. В свои 29 лет итальянец оказался просто не нужен командам Формулы 1, как ни старались промоутеры молодёжной серии помочь ему. Да, были слухи о приглашении Пантано на тесты в Toro Rosso, даже о замене Себастьена Бурдэ в середине сезона-2009, но второй шанс в «Королевских гонках» он так и не получил.

Патрик Фризахер [2005, 11 гонок в составе Minardi]

Пожалуй, если сравнивать, то именно история австрийского гонщика Патрика Фризахера как нельзя лучше напоминает ситуацию Рио Харьянто в Manor. Пилот, выигравший пару гонок за четыре сезона в Формуле 3000/GP2, ни разу не попавший даже в первую тройку в чемпионате, подписание контракта с командой-аутсайдером в самый последний момент: 15 февраля – Фризахер, 18 февраля – Харьянто, правда, с разницей в 11 лет. Даже напарником у обоих оказался дебютант, выходец из DTM! Однако Кристиан Альберс, в отличие от Паскаля Верляйна, стал лишь вице-чемпионом, но, как и немец, выступал за команду HWA Mercedes.

Как и Харьянто, Фризахер регулярно уступал в скорости партнёру по команде, а в середине сезона остался без спонсорской поддержки. После Гран При Великобритании, 11-й гонки сезона, Minardi расторгла контракт с ним и пригласила на его место участника молодёжной программы Red Bull Роберта Дорнбоса.

Не считая шестой позиции в скандальном Гран При США с шестью с машинами, лучшим достижением австрийца стал 12-й результат на финише в Бахрейне.

Возможности для продолжения выступлений в Формуле 1 Фризахер не нашёл и в следующем году перешёл в серию A1GP, а в августе 2008-го он попал в тяжёлую аварию на тестах в Маньи-Куре, в которой получил травму позвоночника и после этого в гонки больше не вернулся.

Юдзи Иде [2006, четыре гонки в составе Super Aguri]

Один Бог знает, каким ветром занесло камикадзе Юдзи Иде в Формулу 1. Понятно, что Super Aguri была чисто японским проектом, построенным на деньги Honda, но ведь, наверняка, в напарники Такуме Сато можно было найти более конкурентоспособного гонщика, ну или, по крайней мере, знавшего английский язык! Помнится, на одном из автоспортивных порталов в то время даже появилась статья с таким названием «Выучит английский и вернётся».

Как FIA выдала суперлицензию гонщику, который к 31 году большую часть карьеры провёл в чемпионатах регионального уровня в Японии и проехал на тестах перед дебютом около 200 км – вопрос риторический. И если два первых этапа, прошедших на широких «тилькодромах» в Бахрейне и Малайзии, японец ехал медленно, но хотя бы стабильно, то вот на техничном и требовательном Альберт-Парке он по ходу всего гоночного уик-энда едва не на каждом круге терял машину на ровном месте. В квалификации Иде уступил четыре секунды Сато, который квалифицировался предпоследним, а в гонке оказался единственным, кто проиграл три круга победителю Фернандо Алонсо.

Последней каплей терпения FIA стал первый круг на Гран При Сан-Марино, когда японец ошибся на торможении и отправил в эффектный переворот Кристиана Альберса.

«Я плохо знаком с Ф1, и у меня мало опыта управления такими машинами», – вот так объяснил произошедшее сам Иде.

Перед стартом следующего этапа на Нюрбургринге Super Aguri по рекомендации FIA заменила Иде на тест-пилота Франка Монтаньи. В команде, несмотря на ни что, рассчитывали на скорое возвращение соотечественника, но окончательный вердикт FIA, вынесенный между гонками в Нюрбурге и Барселоне, оказался неутешительным – суперлицензия Юдзи Иде аннулирована. В результате Иде вернулся в родные пенаты – японскую Формулу Nippon и кузовную серию Super GT, где выступает по сей день.

Карун Чандок [2010, десять гонок в составе HRT]

Попадание в Формулу 1 стало само по себе достижением для гонщика из Ченная. Карун не хватал звёзд с неба в младших гоночных сериях, и его наивысшим достижением в GP2 стали две победы в спринтерских заездах и десятое место в чемпионате в 2008-м, в то время как его напарник по Isport Бруно Сенна до финального этапа сражался за титул и стал вторым.

Но это не помешало ему вслед за племянником трёхкратного чемпиона мира перейти в Формулу 1 в 2010 году и оказаться вместе с ним в новой команде HRT. Хотя, конечно, во многом это стало возможным благодаря протекции Берни Экклстоуна, который был крайне заинтересован в индийском гонщике в преддверии инаугурационного Гран При Индии в 2011-м, а лучшего кандидата, чем сын президента Индийской автоспортивной федерации, на тот момент было не сыскать.

Но даже столь мощной поддержки оказалось недостаточно. В целом за рулём неконкурентоспособной машины HRT индус выглядел неплохо, по крайней мере, уж точно не хуже Бруно Сенны. Два 14-х места, в Австралии и Малайзии, были весьма сносным результатом. Однако из-за проблем с финансовой поддержкой Чандок лишился места в команде перед Гран При Германии. Продолжить карьеру в качестве боевого гонщика после этого ему так и не удалось.

Перед началом сезона-2011 Чандхок отказался от предложения вернуться в HRT и предпочёл должность резервного пилота Team Lotus/Caterham, которая в итоге не ушла далеко вперёд от испанской команды. По иронии, на инаугурационном Гран При Индии в составе HRT всё-таки выступил индийский гонщик, но это был Нараин Картикеян.

Что же до Каруна, то он работал по ходу сезона на пятничных тренировках, а на Нюрбугринге заменил Ярно Трулли. Но вот на старт домашнего Гран При Чандок, к сожалению, не вышел. Разговоры о такой возможности появились ещё в начале сезона, причём сам владелец Team Lotus Тони Фернандес не исключал этого. Решение в команде оттягивали до последнего, и лишь за два дня до начала гоночного уик-энда было официально объявлено, что Карун проведёт лишь первую пятничную тренировку.

После этого отношения Чандока и Team Lotus стремительно угасли, и по окончании сезона стороны тихо разошлись. Карун после этого больше не вернулся в Формулу 1, а в последние годы выступает в качестве технического эксперта на британских телеканалах. Впрочем, сам индийский гонщик ни о чем не жалеет.

«Я оказался в числе избранных, потому что только двое из более чем миллиарда индийцев участвовали в гонках Формулы 1», – сказал Чандок в одном из интервью после ухода из чемпионата.

Комментарии для сайта Cackle