Может ли Льюис Хэмилтон выиграть в Спа с последнего места?

Бен Андерсон
27 августа 2016 в 0:50
Фото: LAT Photographic

Шансы на то, что Льюис Хэмилтон сможет одержать победу в Спа, стартуя с последнего ряда, крайне малы, но легендарная бельгийская трасса как нельзя лучше подходит для сотворения настоящего чуда, что не раз в своей карьере подтверждал Михаэль Шумахер. О шансах и раскладах в преддверии гонки рассуждает Бен Андерсон...

Нет сомнений в том, что если действующий чемпион мира собирается выиграть в предстоящее воскресенье и продлить свою победную серию в сезоне, ему придется совершить подвиг, сравнимый разве что с подъемом… даже не на близлежащие Арденны, а на сам Эверест.

Никому в истории Больших Призов еще не удавалось выиграть гонку с последнего места на стартовой решетке. Ближе всех к этому достижению подобрался в 1983 году на трассе Лонг-Бич Джон Уотсон, защищавший цвета команды McLaren. Тогда он ушел в бой 22-м из 26 претендентов.

И Хэмилтону предстоит побить рекорд Джона, если он хочет вновь отведать вкус триумфального шампанского.

Но Льюис заранее знал о том, что его ждет в этот уик-энд, и готовился к этому. В Спа он получил единовременный штраф в более чем 30 позиций на старте за неоднократную смену элементов силовой установки.

И это наказание может еще увеличиться, если в Mercedes решат еще раз сменить чемпиону мира двигатель перед субботней тренировкой – будь то из тактических соображений, либо чтобы увеличить резерв моторов на оставшиеся гонки.

Таким образом, вероятнее всего, Льюис стартует в воскресенье с последнего ряда, и это несомненно превратит предстоящую гонку в настоящий спектакль.

Ну, ладно, пусть он не выиграет заезд. Если всё пойдет стандартно, победу в гонке одержит его напарник Нико Росберг. Но всем будет интересно посмотреть, как близко сможет подобраться к своему главному конкуренту британец, стартуя так далеко.

Надо сказать, что Льюису, как он сам не раз признавал, по душе прорываться сквозь пелотон, и в воскресенье ему представится великолепный шанс продемонстрировать это на практике и сделать невозможное возможным.

Вполне вероятно, что он будет черпать вдохновение у самого Михаэля Шумахера, выигравшего здесь же в 1995 году, стартовав с далекого 16-го места на решетке. После первого круга дистанции легендарный немец был уже 13-м, после шестого – пятым, а после 16-го вышел в лидеры.

Всё возможно. И Уотсон, одержавший свою невероятную победу на городской трассе, с Шумахером это доказали.

Но все же это были иные времена. Машины тогда были не столь надежны, а главный соперник Михаэля в сезоне Деймон Хилл стартовал тогда тоже не с первых рядов.

К тому же, помогла и погода, которая частенько перемешивает пелотон по своему усмотрению. В предстоящий уик-энд, если верить прогнозу, дождя не ожидается, так что Хэмилтону придется посражаться за каждую позицию на трассе.

Но есть и обстоятельства, которые могут сыграть Льюису на руку.

Экстремально высокая температура дорожного полотна вкупе с высоким давлением в шинах, заявленным Pirelli, могут создать немало головной боли командам.

Похоже, что шины Supersoft едва смогут продержаться в квалификационном режиме и один быстрый круг, а на длинном отрезке потеряют темп уже через несколько кругов дистанции.

В распоряжении пилотов Mercedes есть всего четыре комплекта сверхмягких шин на гонку, так что в пятницу они решили поберечь их, тогда как пилоты Red Bull, Force India и Себастьян Феттель из Ferrari опробовали этот состав в гоночном режиме. Посмотрев на это, становится понятно, что в гонке, если температура вновь превысит отметку в 30 градусов, эти шины будут практически бесполезны.

Что касается триумфа Уотсона 33-летней давности, то он отчасти был обусловлен и шинным преимуществом – его McLaren была обута в резину Michelin, тогда как все основные конкуренты ехали на Goodyear.

Конечно, тогда была открытая шинная формула, и сейчас такого преимущества уже не добиться, но не стоит забывать, что нынешние шины Pirelli в условиях жары на разных машинах ведут себя по-разному.

Вспомните Гран При Европы этого года, где команды были просто сбиты с толку тем, как ведут себя в гоночном темпе разные составы резины.

Возвращаясь в Бельгию, стоит отметить, что в пятницу днем Серхио Перес показал неплохое среднее время 1.54,792 за шесть кругов на Supersoft, несмотря на то, что после первых двух кругов его темп значительно упал.

Если в воскресенье деградация резины будет высокой, то те пилоты, которые пробьются в первую десятку и вынуждены будут стартовать на сверхмягком составе, поедут в боксы уже довольно скоро. И в случае, если в гонке возможны будут две альтернативные стратегии – с двумя пит-стопами и с тремя, это может пойти на пользу Хэмилтону.

Он уже испытал на себе все прелести применения различных стратегий в Австрии в этом году, где резина чрезвычайно быстро гранулировалась в прохладных условиях.

Хэмилтон тогда стартовал с поула, а Росберг из-за штрафа начал гонку чуть позади. В результате немца перевели на альтернативную тактику, что позволило ему опередить напарника, а на последнем круге гонки они столкнулись между собой.

Помимо того, что тогда он стартовал гораздо ближе к первым рядам, чем предстоит это сделать Льюису, ему также помогли три дополнительных фактора: медленные машины, квалифицировавшиеся достаточно высоко (McLaren Дженсона Баттона и Force India Нико Хюлькенберга), сильные оппоненты в лице Ferrari и Red Bull, стартовавшие еще дальше, а также появление на трассе машины безопасности.

Также Росбергу не помешало и то, что конкуренты также получили штрафы, что позволило ему подняться на старте выше, чем ожидалось.

У Хэмилтона таких козырей в рукаве не будет, да и погода вряд ли ему поможет. К тому же, и сейфти-кар в Спа – большая редкость. Основываясь на исторических справках, в Mercedes отдают не более 40% вероятности появления Бернда Майландера на трассе в воскресенье днем.

Но все же машина безопасности здесь иногда прерывает баталии. В 2009 году она изрядно помогла Кими Райкконену, когда Дженсон Баттон, Ромен Грожан, Хайме Альгерсуари и Хэмилтон разбили машины в связке Les Combes. Если бы не это происшествие, ту гонку, скорее всего, выиграл бы Джанкарло Физикелла на Force India.

Таким образом, Льюису остается надеяться на альтернативную стратегию и то, что на первых кругах он сможет войти в ритм и отыграть сразу несколько позиций.

Вполне возможно, он вспомнит, как пять лет назад Михаэль Шумахер в канун 20-летия дебюта в Формуле 1 смог прорваться здесь с конца пелотона на пятое место за рулем Mercedes.

И тогда немцу снова удалось успешно стартовать – за один лишь первый круг он смог подняться с 24-го места на 14-е. В то же время Хэмилтон, возможно, будет действовать на трассе более осмотрительно, ведь в настоящий момент он лидирует в чемпионате, и ему есть что терять, к тому же, в его памяти еще свежи воспоминания об аварии на первом круге в Китае в этом году, где он в последний раз стартовал из глубины пелотона.

Росберг доминировал в тот уик-энд, а у Хэмилтона в квалификации вышел из строя двигатель. В результате Нико прошел во второй сегмент квалификации, даже не используя самый мягкий комплект резины, что дало ему огромное тактическое преимущество в гонке.

Тот заезд немец выиграл с преимуществом в 40 секунд, но не обошлось и без помощи соперников. На старте гонки Даниэль вышел в лидеры и, вполне вероятно, мог бы сдерживать Росберга подольше, если бы не ранний прокол колеса.

Если Нико применит похожую тактику в Бельгии, он рискует вновь быть битым на старте дистанции или на долгом подъеме к связке Les Combes, где соперники без труда смогут его опередить.

С учетом того, что в Mercedes во второй тренировке не использовали шины Supersoft, трудно сравнивать их чистую скорость в квалификационном режиме с теми же Red Bull. При этом в Pirelli заявили о разнице в 1,2 секунды между составами Soft и Supersoft, что теоретически могло бы дать Нико преимущество над Максом Ферстаппеном в 0,124 секунды на быстрейшем составе резины.

Если кому-то из пилотов Red Bull удастся на старте заезда опередить Росберга, темпа для того, чтобы его сдерживать, ему должно хватить, что в свою очередь пойдет на пользу Хэмилтону, если, конечно, он сам сможет избежать инцидентов в первых поворотах, прорываясь через пелотон.

Шпилька La Source – весьма коварное место в Спа, особенно на первом круге гонки. Зато в Бельгии нет такого узкого бутылочного горлышка, как в китайской улитке, где помимо Льюиса уже пострадали в этом году пилоты Ferrari и Фелипе Наср.

Кроме того, в Спа не так сложно обгонять, как на большинстве трасс в календаре, что частично оправдывает решение Mercedes пойти на штраф именно здесь. Если Хэмилтону удастся чисто пройти первые метры дистанции, то самые медленные машины он должен опередить без особого труда, воспользовавшись мощностью своего мотора – здесь это не менее важно, чем на новой городской трассе в Баку.

В Азербайджане, напомним, команда Mercedes полностью доминировала, но у Хэмилтона возникли определенные трудности с прорывом сквозь пелотон из-за проблем с шинами и мотором. В Спа британцу нужно сделать всё, чтобы не застрять надолго за более медленными машинами, ведь это в первую очередь может негативно сказаться на состоянии его резины.

Гонщики Ferrari также могут стать серьезным препятствием для Хэмилтона на пути к подиуму. Если судить по пятничным временам, итальянская команда на этой трассе дышит в затылок Force India, что демонстрирует тот факт, что здесь очень трудно найти баланс между скоростью на первом и третьем секторах (сильная сторона Скудерии) и прижимной силой, требуемой для успешного прохождения второго извилистого сектора трассы (слабое место Ferrari).

У Хэмилтона могут возникнуть ощутимые проблемы при прохождении этих соперников, а им, в свою очередь, будет трудно удержать британца от вхождения в зону DRS, ну а с открытым крылом – спросите у Даниила Квята – атаковать соперника с преимуществом по шинам на прямой Kemmel – огромное удовольствие.

Дневную пятничную тренировку Льюис посвятил отработке длинных отрезков и подготовке гоночных регулировок. Зная свое будущее, он может, в отличие от своих соперников, настроить машину так, чтобы с меньшими потерями атаковать конкурентов в гонке. К тому же, у него может появиться преимущество по резине в случае, если гонка все же пройдет в жарких условиях.

Вопрос в том, сможет ли Льюис – не без везения, конечно – претендовать на самые высокие позиции на финише. А ему необходимо целиться как минимум на второе место, чтобы сохранить комфортный отрыв от напарника в чемпионате.

Известно лишь то, что это не будет очередная скучная гонка, в которой пилоты Mercedes разыграют поул в квалификации, а гонка будет представлять интерес лишь до первого поворота. В воскресенье мы увидим настоящий гоночный триллер!

Трудностей у Росберга вроде не должно возникнуть, если против него не сложатся обстоятельства в виде проблем с надежностью техники, его собственных ошибок или причуд погоды.

Таким образом, у одного претендента на титул в предстоящей гонке будут на руках все козыри, а у другого – непреодолимое желание выиграть партию и без козырей. Посмотрим, чья возьмет...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle