Зачем Liberty Media нужна Формула 1?

Дитер Ренкен
8 сентября 2016 в 13:13
Фото: LAT Photographic

Сегодня ночью было официально объявлено о выкупе активов Формулы 1 американской компанией Liberty Media. Дитер Ренкен разбирается в причинах заинтересованности в спорте со стороны медиа-магнатов и анализирует возможные последствия сделки...

После длительных и многочисленных спекуляций на тему того, сменит ли Формула 1 владельца, было, наконец, официально объявлено о том, что в ближайшее время Большие Призы будут выкуплены, а покупателем станет американская медийная корпорация Liberty Media.

Официально: Liberty Media подтвердила покупку Формулы 1

Таким образом, президентом Ф1 будет назначен Чейз Кэри, а пост исполнительного директора спорта сохранит за собой 85-летний Берни Экклстоун.

Но главным вопросом, интересующим всех, остается причина приобретения прав на Формулу 1 со стороны компании, специализирующейся на распространении медийного контента. Что привлекательного нашли в Больших Призах эти люди?

Ответ на этот вопрос состоит в огромном потенциале "контентных контрактов" – заполнении триллионов часов эфирного времени кабельных сетей по всему миру в соответствии с возросшим интересом со стороны потребителей.

Не стоит забывать, что компания Liberty Media является одновременно создателем и покупателем контента, что сразу удваивает их интерес к приобретению столь богатой на эксклюзивный продукт отрасли – другим примером является их сеть каналов Discovery.

Формула 1 является прекрасным дополнением к пакету глобального спортивного вещания на кабельных каналах, особенно с учетом того, что в последнее время эта область была охвачена крайне слабо, несмотря на многочисленные сделки с вещателями, заключенные Берни Экклстоуном – в том числе шестилетний контракт со Sky на обладание эксклюзивными правами на трансляцию Ф1 в Великобритании начиная с 2019 года.

Но корнем проблемы является тот факт, что стоимость проведения гонок Формулы 1 уже достигла своего предела. Исторически сложилось, что пятую часть от ежегодного оборота Ф1 (1,8 миллиарда долларов) составляют представительские расходы, реклама, спонсорские контракты и лицензионные сборы, а остальные 80% делятся поровну между взносами за проведение гонки и продажей прав на трансляцию спорта – при этом в командах полагают, что 21 этап в календаре – это явный перебор.

Наиболее оптимальной цифрой считается 20 гонок в год, хотя в предварительном календаре на следующий сезон вновь значится на одну гонку больше, а единственным изменением в порядке проведения этапов является перенос Китая на второе место после традиционно открывающего чемпионат Гран При Австралии.

В то же время автодром в Сильверстоуне, достигший потолка в плане вместимости трибун и цен на билеты, ожидает ежегодный рост стоимости проведения этапа на 10% вплоть до 2026 года. К тому же, как показал прошедший Гран При Бельгии, болельщики с гораздо большим рвением выкупают билеты на дешевые места свободного размещения по 100 фунтов за гоночный день, тогда как комфортабельные трибуны, стоимость посещения которых превышает 300 фунтов, пользуются куда меньшей популярностью.

Что касается Монцы, то за каждый из трех последующих лет итальянскому автодрому придется заплатить примерно по 20 миллионов фунтов, при том, что продать больше 70 тысяч билетов на три дня Гран При по средней цене в 250 фунтов они смогут вряд ли, а это составляет порядка 17 миллионов фунтов прибыли.

Добавьте сюда промоутерские расходы и сопутствующие издержки в размере 5 миллионов, и мы получим ежегодную цифру убытков Автомобильного клуба Италии порядка 8 миллионов фунтов. Эти же цифры в недавнем интервью AUTOSPORT подтвердил и Иван Капелли. Понятно, что для автодрома такие цифры просто неприемлемы, и они не покроются никаким дополнительным притоком туристов и повышением имиджа региона.

Формула 1 – это очень прожорливое и ненасытное животное, требующее все больших финансовых вливаний для выживания, а поскольку плата за проведение гонок уже достигла своего предела, да и представительские доходы с каждым годом сокращаются из-за урезания соответствующих бюджетов в компаниях, единственным способом сохранить выплаты командам на прежнем уровне является тщательное освоение последнего источника доходов для спорта, а именно средств массовой информации.

Давайте проведем некоторые приблизительные расчеты. В нынешних условиях Формуле 1 необходимо в год зарабатывать порядка 1,4 миллиарда фунтов, чтобы выжить. В то же время ежегодно на организацию шоу под названием Большие Призы уходит около 350 миллионов – сюда включаются накладные расходы FOM, расходы на перевозку грузов по всему миру и субсидии командам на выездные этапы. Остается 1,05 миллиарда фунтов.

Ранее мы уже писали, что в 2015 году команды получили от спорта в виде призовых порядка 880 миллионов долларов (675 миллионов фунтов), что эквивалентно чистой прибыли до вычета налогов в размере 360 миллионов фунтов. Кстати, если принять тот факт, что стоимость прав на Формулу 1 составляет 8,4 миллиарда долларов, то мультипликатор прибыли равняется 17,8, тогда как приемлемым коэффициентом можно было бы считать вдвое меньшую цифру.

Теперь давайте посчитаем, что получается в расчете на сезон. Если взять календарь, состоящий из 20 гонок, то с ежегодной прибылью в 1,4 миллиарда фунтов каждый этап должен приносить в среднем 70 миллионов. Представительские доходы и реклама могут принести порядка 14 миллионов, так что на стоимость проведения гонки и права на трансляцию выпадает доля в 56 миллионов фунтов.

Раньше эта сумма делилась между этими составляющими в соотношении 50/50, но, как было указано выше, в нынешних условиях промоутеры просто неспособны обеспечивать спорту эти 28 миллионов. Если предположить, что организаторы гонки смогут продавать в среднем по 100 тысяч билетов на все три дня Гран При, им придется устанавливать номинальную цену на билеты в районе 280 фунтов, а с учетом всех сопутствующих расходов – все 400 фунтов. Попробуйте провернуть это в Малайзии или Бахрейне… Да и не только там…

К тому же, успех гонок в тех или иных странах сегодня напрямую связан с именами пилотов. Смогли бы в Спа продать свои 80 тысяч билетов, если бы не Макс Ферстаппен? И что было бы с посещаемостью гонки в Сильверстоуне, если бы не местный герой Льюис Хэмилтон?

В начале 2000-х Михаэль Шумахер на пару с Ferrari легко обеспечивали полные трибуны как минимум на трех этапах – в Италии и на двух немецких гонках. А что сегодня? Несмотря на доминирование в спорте немецкой марки Mercedes с немецким же гонщиком в составе, в Германии с трудом проводят один этап в году, а в Италии за право проведения гонки судятся Монца и Имола. Неудивительно, что у организаторов есть такие сложности с заполнением календаря из 21 гонки.

На этом фоне телевизионные рейтинги Формулы 1 остаются стабильными, пусть и с небольшим спадом, тогда как зрители в основной своей массе не являются горячими поклонниками той или иной команды или гонщика, а просто смотрят спортивные баталии. При этом гонки можно транслировать и повторять на самых разных каналах и в разных форматах, нацеленных на все слои аудитории. Кроме того, сделки на использование эксклюзивного контента можно заключать в одних и тех же странах в зависимости от времени и типа трансляции, а не показывать одну гонку в году.

С учетом того, что контракты Ф1 с командами истекают в 2020 году, а Еврокомиссия до этого срока вполне может одобрить поданную жалобу и обязать руководство спорта распределять доходы более равномерно, держателя коммерческих прав ждет очередная финансовая головоломка, ведь гранды вроде Ferrari и Red Bull Racing вряд ли согласятся на меньшие выплаты, тогда как маленькие коллективы расправят крылья и потребуют к себе большего внимания.

Что получается в итоге? С одной стороны, на держателя коммерческих прав давит груз финансовой ответственности, а с другой – из промоутеров этапов выжать дополнительные средства практически не представляется возможным. В то же время медийная часть охвата Формулы 1 по-прежнему остается в зачаточном состоянии, несмотря на развитие современных технологий. Виртуальная реальность, 3D, 4K, потоковое вещание, автосимуляторы – и это лишь вершина айсберга. Всё это способно в корне изменить формат вещания Ф1 в ближайшее десятилетие, а для этого спортом должен руководить человек с новым современным типом мышления, а не ретроград, произрастающий корнями из 80-х.

И компания Liberty преуспевает именно в этом секторе экономики. Они обладают готовой распределенной сетью вещания, идеально подходящей для трансляции Формулы 1. К тому же, у них есть все необходимое, чтобы вывести представление Больших Призов зрителям на совершенно новый уровень технических возможностей с использованием самых разных платформ, что должно исправить ситуацию с падением интереса к спорту со стороны болельщиков по всему миру. А это в свою очередь приведет к привлечению новых спонсорских контрактов, что позволит FOM обеспечить команды требуемой финансовой подпиткой.

Иными словами, если война между FISA и FOCA в 80-х шла за обладание правами на трансляцию Формулы 1, то нынешний виток противоборства разворачивается уже в плоскости владения контентом.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle