Роберт Кубица: На пути возвращения

F1 Racing
28 февраля 2013 в 11:13

Спустя два года после страшной аварии Роберта Кубицы на ралли в Италии родственный AUTOSPORT журнал F1 Racing вспоминает два интервью поляка: одно было дано незадолго до инцидента, другое – совсем недавно

2011: УТРАТА ЛИДЕРСТВА

Джеймс Робертс

Это не Lotus, не Renault и даже не Ferrari. Роберт Кубица сидит на пассажирском сиденье Мерседеса, следующего на юг по шоссе B4027 в сторону Вудстока. Это значит, что водителю такси придется потрудиться, чтобы успеть доставить поляка в аэропорт ко времени вылета его обратного рейса в Италию.

Короткая поездка Кубицы в Оксфордшир связана с необходимостью подгонки сиденья для R31 – машины, на которую Renault и Lotus возлагают большие надежды в 2011. Новое шасси с необычным выхлопом, направленным вперед, должно вернуть команду из Энстоуна в число лидеров. Это важно не только для удовлетворения собственных амбиций, но и чтобы убедить своего первого пилота в том, что Renault – именно та команда, в которой стоит задержаться надолго.

Покинув в юном 13-летнем возрасте родную Польшу, чтобы продолжить карьеру в картинге, Роберт поселился в Италии и до сих пор питает к этой стране особые чувства. Он не готов покинуть её ради удобства жизни в Оксфорде рядом с базой команды. Этот вариант скорее подходит для его напарника – Виталия Петрова, – но не для самого Кубицы, который сохраняет верность зеленому, белому и, самое главное, красному цветам.

На протяжении 2010 года кулуарные слухи часто связывали будущее Кубицы с Ferrari, хотя в Скудерии положили им конец еще в июне, объявив о том, что Фелипе Масса останется в команде до конца 2012-го. Месяцем позже Кубица продлил контракт с Renault на тот же период. Но если Масса неудачно проведет предстоящий сезон, начнутся ли разговоры вновь?

Мало кто сомневается в том, что стиль работы Ferrari заключается в полноценной поддержке только одного гонщика. И при наличии в команде столь сильного пилота и незаурядной личности, как Фернандо Алонсо, неудивительно было услышать от руководителя Renault Эрика Булье адресованные Кубице слова о том, что Роберт был бы безумцем, сделав выбор в пользу Ferrari.

Кубица тестирует машину, на которой должен был выступать в 2011-м © XPB
Кубица тестирует машину, на которой должен был выступать в 2011-мФото: XPB

Но кто станет думать о чувствах своего босса накануне нового сезона?

«Может я и безумец, но в данный момент я – пилот Renault. Некоторые люди говорили, что я делаю ошибку, подписывая с ними контракт. Но я считаю, что если вы хотите чего-то добиться в этом мире, то должны быть немного сумасшедшим – конечно, в хорошем смысле этого слова», – уверен Роберт.

Несмотря на то, что Алонсо – близкий друг Кубицы, в качестве напарника он далеко не подарок, так что пилот, бросивший ему вызов, должен быть поистине сумасшедшим, в хорошем смысле этого слова. Разве не так?

«Не знаю. Почему?» – спрашивает Кубица.

Хоть одному из напарников Алонсо удавалось опережать его?

«Я не знаю».

Это было бы трудно...

«Да, жизнь тяжела, – говорит он и вдруг начинает смеяться. – Когда-нибудь, в один прекрасный день...» Роберт замолкает. Заметно, что он, верный рекомендациям PR-службы, не хочет сказать то, чего говорить, возможно, не следовало бы.

«Я думаю, что лучше иметь в своем распоряжении конкурентоспособную машину и попытаться опередить одного из лучших пилотов Формулы 1, выступая с ним на одном уровне, чем сидеть за рулем заведомо более медленного автомобиля и не иметь такой возможности. Вы не можете знать заранее, чего сможете добиться в Формуле 1. Ferrari является одной из сильнейших команд чемпионата, однако, вполне вероятно, что в этом году наша машина будет быстрее, чем у них. Кроме того, посмотрите на Red Bull Racing. Они не всегда были столь сильны, как сейчас.

Авария Кубицы произошла по ходу уик-энда в паузе между тестами © XPB
Авария Кубицы произошла по ходу уик-энда в паузе между тестамиФото: XPB

Так что мне нужно сконцентрироваться на своей работе – а там посмотрим, что принесет этот год». Этими словами Кубица деликатно уводит разговор в сторону от Ferrari.

Когда подъезжаешь к технологическому центру команды Renault, расположенному к северу от тихих деревушек Вуттон и Глимптон, особенно бросается в глаза вновь установленный перед въездом на территорию базы британский флаг.

Нетрудно также заметить новый логотип, название нового титульного спонсора и новые цвета – или правильнее будет сказать, старого титульного спонсора и ретро-окраску? Возле главного входа вертикально установлен черно-золотой автомобиль Формулы 1, занимающий все пространство от пола до потолка, с нанесенным крупными буквами новым названием команды: Lotus Renault GP.

Мы проходим в офис департамента маркетинга с видом на парковку и усаживаемся в кресла, чтобы обсудить с Кубицей предстоящий сезон. Он только что вернулся с процедуры подгонки сиденья для новой R31, которая проходила в производственной части базы, потому в огнеупорном комбинезоне смотрится в этой обстановке довольно нелепо.

Внешние перемены весьма ощутимы, однако внутри команды все осталось по-прежнему. Новая машина, разработанная под руководством технического директора Джеймса Эллисона, в умелых руках Роберта Кубицы может оказаться грозным оружием.

Единственная проблема заключается в том, что инженеры команд, базирующихся в соседних округах, составляющих “гоночную долину”, также уверены, что именно им удалось построить лучшую машину. Быстрые круги на тестах – еще не залог успеха. В этом Роберт убедился в 2008 году.

«В это время года невозможно понять ваше положение относительно других команд, – признает он. – На бумаге ваша машина может выглядеть конкурентоспособной. Однако вы не можете знать, сколь быстрой окажется техника соперников на гоночной трассе.

Сезон-2008 обещал BMW Sauber проблемы, но после тестов с ними удалось разобраться © LAT
Сезон-2008 обещал BMW Sauber проблемы, но после тестов с ними удалось разобратьсяФото: LAT

Я отчетливо помню, как мы были уверены в том, что новая машина BMW Sauber получилась очень быстрой, но на тестах в Валенсии оказалось, что мы проигрываем лидерам две секунды. Тогда команда хорошо поработала, и на первом этапе в Австралии нам удалось пробиться на первые ряды стартовой решетки. Это лишний раз демонстрирует то, как быстро может поменяться расстановка сил».

Вступая во второй сезон с Renault, Кубица находится в более выгодном положении. Больше не будет проблем с расположением ног в кокпите, не придется запомнить имена сотрудников и разбираться в рабочих процессах внутри команды. Он лучше готов к предстоящим гонкам, как и сама команда.

R31 – первое шасси, разработанное с использованием новой аэродинамической трубы и модернизированного центра вычислительной гидродинамики. Располагая большим временем, команда воплотила свои усилия в поистине инновационную конструкцию машины: выхлопные газы выводятся в передней части боковых понтонов и направляются под днище. Это явно указывает на то, что дела у команды обстоят гораздо лучше, чем в недалеком прошлом.

«Год назад на презентации в Валенсии мы на самом деле показали машину 2009 года, лишь окрашенную в новые цвета, – говорит Кубица. – Первый пакет обновлений аэродинамики был готов только к финальной тестовой сессии в Барселоне. Все это было следствием неуверенности команды в будущем и очень сильно повлияло на программу развития по ходу сезона».

Несмотря на поздний старт, в 2010 году Кубица показал ряд сильных результатов, поднявшись на подиум в Мельбурне и Монако. А на Сузуке он вполне мог побороться с Red Bull Racing за победу в гонке, если бы не отвалившееся колесо. C момента последней победы Роберта минуло почти три года. Пора бы обнулить этот счётчик.

«Как сказал Эрик Булье – и я с ним соглашусь – мы хотим выигрывать гонки, – продолжает Кубица. – Было бы здорово иметь в своем распоряжении автомобиль, способный побеждать. В этом случае мы смогли бы побороться за титул, хотя всегда есть всевозможные ‘если’...»

Применительно к 2011 году “если” – это небольшие изменения в правилах – в частности, новые шины, подвижное заднее антикрыло и возвращение KERS, – которые могут иметь решающее значение.

Когда система KERS появилась на машинах Формулы 1, Кубица пострадал сильнее других из-за своих немалых габаритов. Однако увеличение минимально разрешенного веса автомобиля и фиксированное распределение веса должно помочь поляку.

Последний сезон Кубицы в составе BMW Sauber вышел сложным © LAT
Последний сезон Кубицы в составе BMW Sauber вышел сложнымФото: LAT

«Со времен BMW Sauber у меня остался негативный опыт работы с KERS – но, полагаю, мы не столкнемся с подобными проблемами в Renault... Lotus... Lotus-Renault или [он поворачивается к коллеге] как мы называемся сейчас? Потому что у нас будет более широкий рабочий диапазон в подборе настроек и поиске оптимального баланса.

Я также рад тому, что запретили F-воздуховоды. Теперь я смогу держать обе руки на руле, тем более, что количество всевозможных переключений на нем в этом году возрастет. Думаю, в начале будет сложно, но в конце концов мы привыкнем к нововведениям».

Постоянное нажатие кнопок с правой стороны руля потребует максимальной концентрации, потому, в дополнение к обычной тренировочной программе, этой зимой Кубица провел много времени с Риккардо Чеккарелли и его коллегами, занимаясь психологической подготовкой в рамках программы Формула Медицина.

«Мы выполнили серию тестов тесты, чтобы повысить уровень концентрации, – сказал пилот. – Они [бригада Риккардо Чеккарелли] проводят много исследований в области мозга, концетрации внимания и уровня сердечного ритма. Все это очень важно. Формула 1 требует не только физической подготовки, но и психологической. У Renault нет собственного симулятора, поэтому после долгого зимнего перерыва каждый круг на тестах будет очень важен. И эти занятия стали лучшей подготовкой».

Кубица уже считается непростым соперником и, если не подведет техника, в этом году маленькой команде из Оксфордшира при поддержке нового спонсора вполне по силам удивить нас. Renault не является фаворитом в борьбе за титул, но вполне может побороться за него. И пока все обсуждают новое название команды, внутри коллектива сохраняется полное спокойствие.

Так в чём же Кубица будет лучше в этом году?

«Я думаю, во многих вещах, – говорит он, поглядывая на часы. Такси уже ожидает его перед входом. – Важен компромисс между скоростью и стабильностью. Непросто найти предельные возможности техники, когда ты борешься со столь сильными соперниками. Но если я смогу на каждом круге добиваться максимума от себя и своей машины, то мы можем надеяться на хорошие результаты в этом году».

С этими словами он отправляется в путь, чтобы дома продолжать подготовку к сезону. Даже если с командой, что зовётся Lotus Renault, что-то и не так, то её ведущий пилот уж точно в полном порядке.

2013: НОВАЯ НАДЕЖДА

Энтони Роулинсон

Роберт Кубица
Роберт Кубица

Роберт Кубица протягивает для рукопожатия правую руку. Ничего особенного – так он здоровался с журналистами тысячи раз. Мы пожимаем руки – этакое стандартное для Формулы 1 приветствие, стандартная ухмылка при встрече. Но во всем этом стандартном действие чувствуется некая тревожная недосказанность.

Вообще говоря, у Роберта не должно было быть руки. Да и его самого не должно было быть на этом свете после жуткой аварии во время раллийной гонки в Италии в феврале 2011 года. Гонщику перебило кости предплечья, вся правая сторона тела была переломана.

Сказать, что смерть прошла в шаге от него, это ничего не сказать. Роберта спасли миллиметры, когда во время ралли Ronde di Andora рельс безопасности пробил машину насквозь и буквально пронзил его.

На секунду возникло чувство, что ко мне вышел прежний Роберт Кубица, каким он был раньше – несгибаемый пилот Формулы 1, первый польский победитель Гран При. Вот он здесь, проводит разведку боем перед Ралли дю Вар, этапом французского раллийного чемпионата.

Теплое и сильное рукопожатие подтверждает, что передо мной собственной персоной – жив и по счастью почти здоров, – тот, кто при более удачном расположении звезд уже мог бы стать чемпионом мира.

Мы просим его встать перед камерой, готовим свет, хотим сделать несколько снимков. «Ну что, немного всей этой типичной для Формулы 1 возни?, – шутит Роберт. – Последнее время такое происходит со мной нечасто. Можно сказать, я почти скучаю».

Да уж, хоть его тело и собирали по кусочкам, дух его несгибаем, а колкости все так же остры.

Кубица внимательно осматривает свой Citroen © XPB
Кубица внимательно осматривает свой CitroenФото: XPB

«Вам придется хорошенько пофотошопить, – говорит поляк. – Я на ногах с шести утра. И без обеда!»

За этим добродушным подтруниванием большое сердце большого человека. И впрямь, я почти забыл, какой он большой, выше 182 см – это просто гигант по меркам современной Формулы 1. Так как теперь ему не приходится изводить себя жесткими тренировками, чтобы весить не более 75 кг, как того требует технический директор, Роберт прибавил и в объемах – так что теперь он выглядит как вполне крепкий парень, а не как жердь.

Он выглядит сильным.

«Ну да, – пожимает он плечами, – В любом случае, я в норме».

Для человека, у которого буквально из под носа украли мечту, Кубица настроен более чем философски. А еще ведь были бесчисленные операции: сначала, чтобы спасти ему жизнь, затем по программе реабилитации. Кажется, он смирился с тем, что случилось – превратности судьбы, ведь все могло быть гораздо хуже.

«Это жизнь, – говорит он, – Уныние ничего не даст мне. В подобной ситуации нужно просто двигаться вперед. Это бесконечный процесс: ты всегда будешь стараться прибавить, стать лучше. Ты живешь с надеждой, что как-нибудь утром проснешься, а рука работает лучше, и ты в состоянии выполнять движения, которые раньше не мог. Лишь столкнувшись с бедой, понимаешь, насколько важны и сложны, казалось бы, простые вещи».

Но простые вещи не остановят того, кто стремился покорить вершину автоспорта. О чем думает сам Роберт – и что хотел бы увидеть весь мир, – так это его возвращение в гонки.

Кубица на трассе Ралли дю Вар © XPB
Кубица на трассе Ралли дю ВарФото: XPB

Сегодня он гоняет по дорожкам во французских горах на a Citroen C4 WRC, где передачи переключаются при помощи подрулевого рычага – так проще для тех, кто не в полной мере владеет рукой. А завтра он примет участие в европейском раллийном чемпионате.

Но что насчет огней Большого цирка - Формулы 1?

«Я все еще верю, что смогу вернуться, – говорит Кубица без тени фантазии в голосе. – Это не просто мечта. Да, сейчас есть определенные ограничения, которые не позволяют мне сесть за руль одноместной машины. Но все не так серьезно, как, может быть, выглядит со стороны.

Дела идут на лад. Сейчас уже лучше, чем было полгода или даже три месяца назад. Благодаря ралли и тестам на гоночных трассах мое состояние постепенно улучшается – но все равно, впереди еще долгий путь».

Кубица поясняет, что во время закрытых тестов смог определить, какие именно повреждения в предплечье и запястье мешают ему. В просторной раллийной машине он может с ними справиться, компенсируя движение плечом. Но в машине Формулы 1 для такого маневра точно не найдется пространства.

«Когда у меня две руки на руле, я могу выполнять все движения, нет разницы с тем, что было раньше, – говорит Роберт. – Дело не в силе рук: если бы проблема заключалась только в этом, ее можно было бы решить за пару месяцев в тренажерном зале.

Впервые сев за руль Citroen, Роберт сразу выиграл гонку в Комо © XPB
Впервые сев за руль Citroen, Роберт сразу выиграл гонку в КомоФото: XPB

Проблема в ограниченной супинации [подвижности] и пронации [поворотно-вращательном движении] руки, а также в ограниченной функциональности пальцев. Я убежден, что со временем все вернется: на восстановление нервов требуется много времени, но прогресс, хоть и медленный, я уже чувствую. Уверен, что даже если на 100% все не восстановится, со временем это перестанет быть проблемой».

С реабилитацией все пока не очень понятно, но успокоение Роберт находит в скорости, которая у него по-прежнему есть. В 2012 году в Ралли дю Вар, имея в оппонентах звезду WRC из недавнего прошлого, Фредди Лойкса, Кубица был быстрее всех, пока не попал в аварию из-за неверных указаний штурмана. Его напарник, Эмануэле Инглези, и он поляк не пострадали, но машина вспыхнула как факел. Похоже, для Роберта есть только одна скорость – газ в пол.

Шеф команды Citroen Ив Маттон не скрывал удивления: «Я весьма сильно впечатлен – без сомнений он не потерял чувство скорости. Времена, которые он показывал, соперничая с Лойксом, удивляют. Кубица опережал соперников на всех участках. И все время был предельно мотивирован».

Внутренний настрой, который в свое время привел Роберта в Формулу 1, чувствуется и сейчас во время беседы, как бы он не шутил и не подмигивал.

"День за днем, от ралли к ралли и от теста к тесту я вижу все меньше препятствий, моя цель – однажды суметь управлять машиной как следует, – подтверждает он. – И я не думаю, что скорость будет проблемой».

Управлять машиной получается у него лучше, чем делать некоторые другие вещи. «Когда я за рулем, я полностью сконцентрирован и забываю об ограничениях, которые есть у моего тела, – говорит Кубица. – С теми травмами, которые я получил, уже не выйдет восстановиться на 100% и быть как раньше – но я надеюсь, что мое состояние будет улучшаться. Даже если я смогу вращать запястьем на 80%, этого будет достаточно, чтобы сказать: да, я готов вернуться в Формулу 1».

Хирургическое вмешательство, которое должно было решить эту специфическую проблему, пока не дало нужных результатов. Так что сейчас рано говорить о возвращении в формульные классы. Даже на хорошо знакомой трассе это было бы, мягко говоря, преждевременно.

«В ралли, – говорит Роберт. – я многому могу научиться. Машину WRC не так-то просто вывести на предел возможностей – и для меня это важный опыт».

Кажется, что Кубица уговаривает сам себя: мол, ралли это то, чем он хочет заниматься. Но неожиданно поляк сам прямо говорит: «Если не можешь получить того, что действительно хочешь, приходится наслаждаться тем, что есть. Важно, что у меня, как и раньше все в порядке со скоростью, и я уверен, что снова смогу бороться на трассе».

Вспоминаешь, как его вытаскивали из разодранной острым швеллером Skoda: тело завернуто в специальный медицинский материал, капельница… Да уж, парню повезло уже в том, что он может просто стоять здесь и болтать со мной погожим вечерком.

Слухи о секретных тестах Кубицы регулярно возникали по ходу его реабилитации © XPB
Слухи о секретных тестах Кубицы регулярно возникали по ходу его реабилитацииФото: XPB

Роберт чувствует, из-за чего повисла пауза и на время снимает маску: «Говоришь, я выгляжу очень позитивно? Поверь мне, иногда мне не до позитива.

Но когда ты по уши в дерьме, а потом потихоньку начинаешь выбираться и видишь какие-то перспективы в будущем – то понимаешь, как важны простые вещи. Когда ты в Формуле 1 и все идет как по рельсам, ты недооцениваешь важные вещи, которые стоило бы ценить».

Перерыв окончен. Маска возвращается на место. Дальше он говорит о том, что помогает ему восстанавливаться и двигаться вперед:

– А знаешь, я очень быстро вернулся за руль…

– Да? И как быстро?

Он не хочет говорить, но…

[Длинная пауза] – Ха… 1 августа 2011. Довольно быстро, да?

«Не скажу где, но это было в Италии, на трассе, которую я хорошо знаю. У меня на ней хранятся несколько машин, – продолжает он. – Эмоций было много

Стоял обычный летний день. Сказать по правде, я даже был расстроен, потому что после такого длинного перерыва, скорость все равно пришла сразу же. Было бы проще, если бы я оказался на 2 секунды медленнее и у меня бы ничего не получалось.

Когда знаешь, что есть скорость, но существуют физические ограничения, это очень расстраивает. Мои чувства были как прежде, скорость лучше, чем я мог бы ожидать. Мне не верилось, что тело и разум сумеют так быстро адаптироваться».

Роберт говорит, что на полсекунды побил свой рекорд круга. И тут же оказался в эмоциональной ловушке: он был в восторге от собственной скорости, но испугался, допустив, что может стать еще лучше, поскольку острее почувствовав тягу к гонкам: «Я получал от вождения еще больше удовольствия. Может потому, что появилась злость. Не знаю..»

Меж тем, день нашего интервью тоже имеет для Роберта определенную горчинку – канун Гран При Бразилии-2012, окончание запоминающегося сезона, отмеченного, среди прочего, впечатляющим возвращением в Ф1 Кими Райкконена за рулем Lotus E20 – машины, которая должна была принадлежать Кубице.

Горько? Нет. Но не сомневайтесь: Роберт осознает, что потерял.

В отсутствии Кубицы Кими Райкконен стал новым талисманом его прежней команды© LAT
В отсутствии Кубицы Кими Райкконен стал новым талисманом его прежней командыФото: LAT

«Формула 1 была важной частью моей жизни, – говорит он. – Я все еще слежу за тем, что там происходит, но мне нелегко смотреть на происходящее. Лучше об этом не думать, а то настроение падает. Да, я конечно же предпочел бы оказаться там, а не здесь – но я не могу быть там.

С этим ничего не поделаешь. Авария произошла. Жизнь продолжается. Мне повезло, что я смог вернуться за руль, за руль мощных гоночных машин».

Желание соревноваться и философский настрой помогали Роберту держаться все эти месяцы, он признает это.

«Ралли помогает мне не очень задумываться о Формуле 1 и о том, что было до аварии, – говорит поляк. – Я уверен, что мог бы достичь большего – но, с другой стороны, все могло быть и гораздо хуже».

Морально Роберт готов к возвращению в Формулу 1, здесь нет никаких вопросов. Свидетельством тому факт, что скорость он не потерял. Но сможет ли пилот справиться с физическими ограничениями?

Бывший главврач Ф1 Гари Хартстейн говорит, что поначалу очень скептически был настроен по отношению к возможности возвращения Роберта в Формулу 1. Но со временем стал думать иначе.
«Изначально я невысоко оценивал его шансы, – говорит он. – В Формуле 1 очень важна мелкая моторика, которая у Роберта была нарушена.

Но люди недооценивают способность к восстановлению у таких ребят, как он. Тут важно учитывать очень крепкое здоровье до происшествия, невероятную преданность делу и трудолюбие. На деньги я бы спорить не стал, но все же не удивлюсь, если Роберт снова сядет за руль машины Ф1 и покажет достойный результат».

Кубица достаточно умен и через многое прошел, чтобы понимать: такие травмы, как у него, быстро не проходят. У него также нет иллюзий относительно того, что спорт безжалостен к тем, кто готов не на все сто процентов.

Но он не теряет надежды: «Когда ты гонялся 20 лет, а затем в один день ты должен отказаться от этого… это тяжело, особенно когда тебя подкосили серьезные неприятности. Но раллийные машины помогают мне восстанавливаться. Если бы однажды я смог сесть за руль и не чувствовать никаких ограничений – это стало бы лучшим результатом реабилитации.

Если мне повезет, если я буду продолжать работать – то, может быть, однажды головоломка сложится, и я вернусь за руль машины Формулы 1».

Роберт Кубица
Роберт Кубица

  • Поделиться: