Фото: LAT Photographic

Фелипе Масса ответил на вопросы коллег по паддоку Ф1

F1 Racing
17 ноября 2016 в 9:53

После того, как Фелипе Масса объявил о намерении завершить карьеру в Формуле 1 по окончании нынешнего сезона, издание F1 Racing решило провести своеобразное интервью с бразильцем, составленное из вопросов от его коллег по цеху и людей, близких миру Больших Призов. И Фелипе честно на них ответил…

Во время эмоциональной пресс-конференции в Монце Фелипе Масса заявил о своем уходе из Королевских гонок. Таким образом, нынешний сезон – 14-й в его карьере пилота Ф1 – станет для бразильца последним.

Фелипе решил сделать заявление именно во время итальянского этапа, как ровно десять лет назад поступил его друг, наставник и бывший многолетний напарник по Ferrari Михаэль Шумахер.

За восемь лет, проведенных в итальянской команде, бразильский гонщик одержал 11 побед, однако двумя главными вехами в его карьере можно назвать едва не взятый чемпионский кубок в 2008 году, когда Льюис Хэмилтон в последнем повороте в Бразилии обогнал Тимо Глока и стал триумфатором, и инцидент в сезоне-2009, едва не стоивший ему жизни, когда пружина от машины Рубенса Баррикелло пробила его шлем и нанесла тяжелую травму.

Свою карьеру Фелипе завершает в прославленной команде Williams, где на протяжении последних лет его напарником был финн Валттери Боттас.

Ну а мы перейдем к вопросам…

Твой сын Фелипиньо отлично играет в футбол. Кем бы ты хотел, чтобы он стал, когда вырастет: футболистом или гонщиком Ф1?
(Фернандо Алонсо, двукратный чемпион мира Ф1)

Фелипе Масса: Я бы предпочел, чтобы он стал футболистом – для меня это будет гораздо дешевле! Я уже сказал ему, что если он решит заниматься футболом, я обеспечу ему бюджет, но если захочет стать гонщиком Формулы 1, мне денег уже не хватит, и ему придется искать спонсоров.

Фелипе, что бы ты выбрал: чемпионство в Ф1 или решающий гол за сборную Бразилии по футболу на Чемпионате мира?
(Пэт Симондс, технический директор Williams)

Фелипе Масса: Я бы сказал, что чемпионство в Ф1 – это всегда было моей мечтой, а Бразилия и без меня выиграла в футболе всё, что можно. Мы единственные, кто пять раз брал Кубок мира, а теперь взяли и олимпийское золото в Бразилии.

Какой самый важный урок ты усвоил в первый год карьеры пилота Формулы 1?
(Джо Рамирес, бывший координатор команды McLaren)

Фелипе Масса: В первый год я усвоил огромное количество уроков. Мне было 20 лет, так что я был очень молод. У меня не было никакого опыта в Ф1 на тот момент, кроме пары тестов в конце 2001-го.

Я всегда был очень быстрым и конкурентоспособным, но в то же время я был просто ребенком и старался каждый круг проехать максимально быстро. Это приводило к повышенному риску – я часто ошибался.

В Формуле 1 каждый круг нужно проезжать идеально, и если ты атакуешь все время, то не приобретаешь опыта в отношении того, когда нужно добавить, а когда попридержать коней. Ты ничего не понимаешь про шины, про автомобиль, про то, как нужно изменить свой подход в гонке по сравнению с квалификацией.

Именно этому я учился в 2002-м. Я был очень внимательным и старательным учеником, но в то же время допускал немало ошибок.

Я понимаю, что ты чувствовал, когда проиграл чемпионат в 2008-м. Но расскажи о своих ощущениях...
(Ники Лауда, трехкратный чемпион мира Ф1)

Фелипе Масса: Думаю, это выглядело более драматично по телевизору. Зрители всё видели и понимали, что произошло. Я тогда этого не понимал. Я знал, что приехал первым, и это была моя цель. В глубине души я понимал, что всё может измениться в любую секунду, но всё, что было в моих силах, – это выиграть гонку, что я и сделал.

Я рад, что выиграл тогда. Ничего лучше я сделать не мог. Я стартовал с поула, показал лучший круг и одержал победу. Это было здорово.

Находишься ли ты сейчас в своей лучшей форме?
(Карлос Сайнс, пилот Toro Rosso)

Фелипе Масса: Думаю, да. Опыт накапливается, и я стараюсь выполнять свою работу наиболее эффективно, насколько это возможно. То, что мне 35 лет и за моими плечами 15 сезонов Ф1, совсем не важно. Я по-прежнему стараюсь извлекать из машины максимум возможного. Могу точно сказать, что сегодня я не менее конкурентоспособен, чем на заре своей карьеры.

Какой совет ты дал бы молодому Фелипе Массе, готовящемуся стартовать в своем первом Гран При Ф1 в Австралии в 2002 году?
(Гюнтер Штайнер, руководитель команды Haas)

Фелипе Масса: Главным советом было бы постараться успешно преодолеть первый поворот – как вы помните, мне это не удалось. Не то чтобы это была моя ошибка, в меня просто въехали в первом вираже.

Так что совет был бы таким: «Не волнуйся о старте, просто езжай к первому повороту, пройди его, и тогда твои шансы на финиш в гонке резко возрастут».

Как ты, черт возьми, справился со всем этим давлением в стане Ferrari?
(Аллан Макниш, победитель Ле-Мана)

Фелипе Масса: (смеется) Я не знаю, чувак! Но это правда, давление в Ferrari было огромным. Но это нормально для такой команды – прессинг там всегда зашкаливает.

F1 Racing: А почему так происходит?

Фелипе Масса: Ferrari – это словно религия, и внутри команды всегда ощущается серьезнейшее давление. Также есть сильный прессинг со стороны болельщиков и прессы, особенно итальянской. Тут не важно – фантастическая у тебя машина или год проходит ужасно – давление от этого не зависит.

Но я смог пройти через эти восемь лет – даже девять, если считать год в качестве тест-пилота, – и могу сказать, что это было великолепное время, хоть порой и очень трудное.

Почему ты так и не признал, что въехал в меня на Гран При Канады 2014-го?
(Серхио Перес, пилот Force India)

Фелипе Масса: (смеется) А почему ты не признал, что в меня въехал? Это часть нашей совместной истории – я помню, что делал всё, чтобы добраться до подиума в той гонке.

Я был четвертым и собирался атаковать тебя, а ты сместился на торможении. Уверен, что ты усвоил урок, и не будешь так больше делать.

Какая твоя любимая дорожная машина?
(Ромен Грожан, пилот команды Haas)

Фелипе Масса: Это очень сложный вопрос. У меня было много любимых машин. Моим первым автомобилем был Fiat Palio – довольно медленная машинка с литровым двигателем, но тогда я был рад, что у меня есть собственный автомобиль.

Думаю, моей машиной мечты можно назвать La Ferrari, которая у меня сейчас.

Какое твое любимое блюдо?
(Льюис Хэмилтон, трехкратный чемпион мира Ф1)

Фелипе Масса: Мне нравится разная еда. Я обожаю итальянскую кухню и употребляю ее, пожалуй, чаще остальных. Мне также нравится мясо, рыба, японские блюда, но, к сожалению, нам нельзя часто это есть.

Нам необходимо придерживаться диеты и много заниматься спортом, но когда я провожу время в Бразилии, то частенько ем белый рис с черной фасолью, стейком и картошкой фри. Я всегда мечтаю об этом, когда думаю о поездке домой.

Когда ты проходишь Фернандо Алонсо, вспоминаешь Хоккенхайм-2010?
(Мартин Брандл, победитель Ле-Мана, а ныне журналист)

Фелипе Масса: (смеется) Честно говоря, нет. Когда я прохожу Алонсо, то просто получаю от этого удовольствие, потому что он очень сильный гонщик. К тому же, он очень агрессивный, и его не так просто обогнать, так что в эти моменты я просто счастлив.

Что ты намерен делать после завершения карьеры в Ф1? Будешь гоняться в других чемпионатах или останешься в Больших Призах – быть может, спортивным директором...
(Марк Жене, победитель Ле-Мана и тест-пилот Ferrari)

Фелипе Масса: Я продолжу гоняться, потому что очень это люблю. Где? Не знаю, над этим еще надо поработать.

Спортивным директором? Нет, это не для меня. Я люблю гоняться, и мне хочется заниматься тем, что мне по душе. Но время покажет, как все будет на самом деле.

Почему ты решил пойти в Европейскую Ф3000 на пути к Формуле 1? Как тебе удалось зарекомендовать себя там, тогда как большинство пилотов проходили через Международную серию Ф3000?
(Марк Хайнс, чемпион британской Ф3 1999 года и советник Льюиса Хэмилтона)

Фелипе Масса: У меня появился вариант присоединиться к Ф3 после того, как меня в свою молодежную программу пригласил Флавио Бриаторе [бывший босс Renault]. Также у меня было предложение от Педру Паулу Диниса присоединиться к его команде – в то время он был совладельцем команды Prost.

После того, как я выиграл два титула в Формуле Renault – в Еврокубке и в Италии в 2000-м, я получил приглашение и от Toyota. Все старались заключить со мной контракт, но я отказал и Toyota, и Динису, и Бриаторе.

Моим менеджером тогда был Адриано Морини – основатель команды Draco в Ф3000. Он хотел, чтобы я ездил в составе его коллектива, и готов был на всё ради этого. По сути, именно он помог мне в дальнейшем перейти в Ferrari. Так что теперь я понимаю, что правильно сделал, когда отказал всем этим людям.

О чем ты подумал, когда в 2008-м в Сингапуре покинул боксы с топливным шлангом в горловине бака?
(Марк Арналл, тренер Кими Райкконена)

Фелипе Масса: Это была ошибка механика, державшего передо мной табличку. Но такое случается. Я был очень расстроен, ведь победа была у меня в кармане. Я квалифицировался первым и сохранял неплохой отрыв в гонке от преследователя – гонка была моей.

Позже я расстроился, когда узнал о причине появления на трассе машины безопасности [Нельсон Пике-младший умышленно разбил машину, чтобы позволить напарнику Фернандо Алонсо выиграть гонку] – лично для меня это не имеет отношения к спорту. Это был худший эпизод в сезоне-2008.

Как тебе далось возвращение за руль машины после того, что случилось в Венгрии в 2009-м? Тот эпизод практически никак не сказался на твоей скорости...
(Иван Капелли, экс-гонщик Ferrari)

Фелипе Масса: Я не помню ничего о том инциденте. Но я прекрасно помню, как через шесть месяцев вернулся за руль боевой машины. Я хотел показать скорость, и мне это удалось. Тогда я понял, что со мной всё в порядке.

Я очень рад, что воспоминания об аварии так и не вернулись ко мне – это лучший вариант развития событий, поскольку в противном случае это могло повлиять на мои ощущения.

Что ты скажешь о внедрении защиты кокпита в Ф1 как гонщик, переживший серьезную травму головы? Нужно ли двигаться в этом направлении?
(Джонатан Палмер, экс-пилот Ф1 и владелец автодромов)

Фелипе Масса: Защита кокпита – очень важная вещь в Формуле 1. Но нужно на сто процентов убедиться в том, что с этой системой не возникнет никаких дополнительных проблем. Также необходимо продолжать работать по всем направлениям в области безопасности.

Совсем недавно я видел инцидент в IndyCar на трассе Поконо, и тогда Элио Кастроневесу очень повезло [машина Александра Росси прошла в сантиметрах от шлема бразильца]. Это еще раз доказывает необходимость внедрения "ореола", и организаторам стоит поспешить с этим.

Нужно ставить его на машины и проверять в боевом режиме, а не ездить установочные круги – это лучшее, что мы можем сделать. Я целиком поддерживаю эту идею.

Ты реализовал весь свой потенциал в Формуле 1?
(Деймон Хилл, чемпион мира Ф1 1996 года)

Фелипе Масса: Пожалуй, да, но я всё же не выиграл титул. Я всегда мечтал об этом, как и любой другой гонщик. Я подобрался к своей мечте на волосок, но в целом я бы назвал свою карьеру весьма успешной.

Должен сказать, что я горжусь каждым своим достижением в Формуле 1.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться: