Чем запомнится сезон MotoGP 2016 года?

Иван Беликов
25 ноября 2016 в 9:47

В 2016 году сайт AUTOSPORT.com.ru начал освещение гонок MotoGP. Момент для этого был выбран просто идеально, учитывая все события, произошедшие по ходу сезона. Да, борьба за титул была завершена досрочно, но скучать явно не пришлось. Итак, чем запомнится 68-й в истории чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам?

В 2016 году сайт AUTOSPORT.com.ru начал освещение гонок MotoGP. Момент для этого был выбран просто идеально, учитывая все события, произошедшие по ходу сезона. Да, борьба за титул была завершена досрочно, но скучать явно не пришлось. Итак, чем запомнится 68-й в истории чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам?

Рекордное количество победителей

Ещё перед началом сезона пилоты и руководители команд в один голос утверждали, что благодаря переходу на шины Michelin и единый блок управления электроникой гонки станут интереснее, а борьба – плотнее. Но надо признать, что первые ожидания не совсем оправдались – первая треть сезона свелась к привычной борьбе заводских Honda и Yamaha. Даже гонка открытия в Катаре, которая всегда получается богатой на события, получилась относительно спокойной.

Однако с июня началось нечто невообразимое. В сумасшедшей дождевой гонке в Ассене сенсационно выиграл Джек Миллер из скромной команды Marc VDS, положивший таким образом конец доминированию заводских коллективов, которое длилось с Гран При Валенсии-2006.

Месяц спустя в Шпильберге Андреа Янноне принёс Ducati первую победу с Австралии-2010, а второе место Андреа Довициозо поспособствовало дублю, который последний раз итальянская команда завоёвывала в Австралии-2007.

На следующем этапе в Брно впервые в карьере на высшую ступень подиума поднялся Кэл Кратчлоу, ставший таким образом первым британцем после Барри Шина в 1981 году, которому удалось выиграть в MotoGP. Казалось бы, сюрпризы на этом исчерпаны. Но нет – через две недели в Сильверстоуне первую победу в карьере одержал Маверик Виньялес, принёсший Suzuki первую викторию с Гран При Франции-2007.

В общем, к этапу в Мизано сложилась уникальнейшая ситуация – семь последних гонок выиграли семь разных гонщиков (учитывая также победы Лоренсо в Муджелло, Росси – в Барселоне и Маркеса – на Заксенринге). Шансы на то, что эта серия продолжится, были минимальными. Но это произошло! Каким-то образом Дани Педроса, который весь сезон был просто нигде, внезапно обрёл крылья и оставил не у дел всех соперников во главе с Валентино Росси.

Таким образом, был превзойдён рекорд MotoGP в семь разных победителей подряд, который был установлен между гонками Имоле-1999 и ЮАР-2000. На этом великолепная серия ожидаемо прервалась, но тенденция к новым победителям продолжилась, поскольку на предпоследнем этапе в Сепанге выиграл Андреа Довициозо, одержавший свою вторую победу в MotoGP после Донингтон-Парка-2009. В результате пал ещё один рекорд – восемь триумфаторов за сезон, который был установлен в 2000 году.

Как долго продержатся новые рекорды, покажет только время. Но наверняка не год и не два…

Третий титул Марка Маркеса

Часто бывает так, что интрига в гонках и чемпионате не соответствуют друг другу. Далеко за примерами и сравнениями ходить не надо, взять хотя бы WRC в 2016 году, где было шесть разных победителей подряд, но положение Себастьена Ожье в общем зачёте все равно оставалось незыблемым.

То же самое мы увидели и в MotoGP. При всём обилии борьбы и триумфаторов Марк Маркес прочно занимал первую позицию в чемпионате. По сравнению с прошлым сезоном испанец значительно прибавил в стабильности и научился мыслить категориями чемпионата. Там, где было нужно минимизировать потери и просто набирать очки, он не рвался вперёд, как сумасшедший, и успешно доезжал до финиша на максимально высокой позиции.

Достаточно взглянуть на его результаты в ключевой фазе сезона от Муджелло до Сан-Марино: 2-2-2-1-5-3-4-4. Если начал он эту фазу с отставанием в 10 очков от Хорхе Лоренсо, то завершил с отрывом в 43 очка. Ну а победив в Арагоне и Мотеги, он окончательно поставил точку в споре за титул.

Общее впечатление от сезона подпортили лишь падения в Австралии и Малайзии, когда Маркес уже расслабился и просто ехал в своё удовольствие. При этом его преимущество в чемпионате всё равно составило 49 очков, то есть эквивалент двух побед.

Самоликвидация Хорхе Лоренсо

В начале сезона шансы Лоренсо отстоять звание действующего чемпиона мира были достаточно высокими. Испанец уверенно провёл зимние тесты, выиграл гонку открытия в Катаре, победил в Ле-Мане и в потрясающей схватке с Маркесом на последнем круге в Муджелло.

Но затем все просто пошло наперекосяк. Возможно, подписание контракта с Ducati негативно отразилось на его мотивации. Может быть, Yamaha немного отстала в гонке развития. Как бы там ни было, но за следующие шесть гонок трёхкратный чемпион набрал всего 31 очко по сравнению со 115 очками в первых шести этапах. Особенно непонятное творилось с Хорхе в дождевых гонках в Ассене, Заксенринге и Брно, где он с трудом цеплялся за топ-15.

В заключительной части сезона дела испанца вроде, наконец, пошли на лад. Третий в Мизано, второй в Арагоне. Оставались еще математические шансы на чемпионство, но падение на последних кругах в Мотеги лишило его последней возможности отстоять титул или, по крайней мере, опередить Валентино Росси в борьбе за второе место в чемпионате.

Единственным светлым моментом для Хорхе стало уверенное выступление на финальном этапе в Валенсии, где он в доминирующем стиле выиграл квалификацию и гонку, отблагодарив таким образом Yamaha за восемь лет сотрудничества.

Стоит отметить, что с точки зрения средней позиции на финише прошедший сезон стал абсолютном худшим для Лоренсо в MotoGP. Даже по ходу ужасного чемпионата 2008 года, когда Хорхе был измучен травмами и пропустил несколько этапов, его средняя позиция составляла 3, а в 2014-м – 4.

Что же это было? Почему в результатах Лоренсо в ключевой фазе сезона произошёл такой спад? Пока, наверное, даже сам Хорхе не ответит точно на этот вопрос. Остаётся только надеяться, что в Ducati он вернётся в форму, в противном случае ему придётся крайне непросто за рулём своенравного Desmosedici.

Возрождение Ducati

Кардинальные изменения в регламенте позволили Ducati развить прогресс, достигнутый в два последних года, и по крайней мере в отдельных гонках бросить вызов признанным фаворитам Honda и Yamaha. Две победы, в Шпильберге и Сепанге, можно назвать настоящим успехом, учитывая пять с половиной лет ожидания.

Cпортивный директор Ducati: Победный дубль на Гран При Австрии превзошёл ожидания

С другой стороны, был шанс добиться большего, учитывая потенциал Desmosedici GP16. Катар, Ассен, Заксенринг… Но Андреа Довициозо и Андреа Янноне по ходу всего сезона не хватало стабильности, а сама команда часто допускала тактические промахи. В итоге в командном зачёте Ducati лишь чудом отстояла третье место в борьбе с Suzuki, которую опередила на одно очко.

Но, по крайней мере, итальянская команда вернулась из небытия, в котором пребывала после ухода Кейси Стоунера, и теперь дальнейший прогресс будет зависеть от того, как сработается Ducati с Хорхе Лоренсо.

Примирение Валентино Росси и Марка Маркеса

«Я уже говорил, что не забуду того, что он сделал. Было бы лицемерием говорить, что всё в прошлом, и пожать друг другу руки. Я никогда не забуду того, что произошло», – сказал Росси перед стартом чемпионата в Катаре.

В начале сезона напряжённость в отношениях между Росси и Маркесом была видна невооруженным глазом. Чего хотя бы стоил подиум в Аргентине, когда они просто словно не замечали друг друга.

Тем не менее в течение года их отношения, по крайней мере на публике, пришли в норму, а в Барселоне итальянец и испанец даже обменялись рукопожатием.

«Конечно, наши отношения немного изменились, – заявил Маркес накануне годовщины скандальной гонки Сепанге. – Сейчас мы ладим лучше. Наши отношения можно назвать профессиональными».

Что касается Росси и Лоренсо, то здесь, несмотря на выступление в одной команде, всё было гораздо сложнее. В Остине действующий чемпион заявил, что итальянец использовал его настройки, чтобы улучшить время круга. После победы Росси в квалификации в Муджелло он и вовсе сказал, что на прямой ему помог Маверик Виньялес.

Ну а пиком стала перепалка двух напарников по Yamaha после финиша гонки в Сан-Марино. Спустя две недели Лоренсо заявил, что отношений между ним и Росси просто нет. Сам Валентино поступал более мудро и, за исключением пресс-конференции в Мизано, предпочитал не выносить сор из избы. Интересно, как сложатся отношения Росси и Лоренсо в 2017 году, когда они будут находиться по разные стороны баррикад.

Ожидание возвращения Кейси Стоунера

Надежды на возвращение двукратного чемпиона мира – пусть даже на несколько гонок – появились ещё в начале прошлого сезона. Тогда перед этапом в Остине срочно потребовалась замена травмированному Дани Педросе. Но в конечном итоге в Repsol Honda предпочли пригласить Хироши Аояму, а не Стоунера. В своём Twitter австралиец тогда даже принёс своим болельщикам извинения за то, что не сможет выйти на старт. По одним слухам, руководство команды не хотело рисковать, по другим, не хотело нервировать Марка Маркеса. В конце года австралиец косвенно подтвердил вторую версию, заявив, что его присутствие в команде напрягало испанца.

В 2016-м он перешёл на аналогичную должность в Ducati, и здесь уже таких препятствий не было. Наоборот, руководство итальянской команды несколько раз изъявляло желание предоставить Стоунеру мотоцикл для выступления по wild-card. В конце сезона, в том числе на Филипп-Айленде, и вовсе потребовалась замена травмированному Андреа Яннноне. Но, к сожалению, даже на домашнем этапе Кейси отказался от участия, хотя, казалось бы, для этого были все предпосылки.

«Доктор» вновь второй

Третий сезон подряд великий и ужасный Валентино Росси завершил на втором месте в чемпионате. Хорошо это или плохо? Учитывая обидное поражение «Доктора» на финальном этапе в Валенсии в прошлом году, многим наверняка хотелось бы увидеть реванш в его исполнении. Но не вышло.

Анализ: Борьба за чемпионский титул закончена для Валентино Росси?

Да, были уверенные победы в Хересе и Барселоне, но падения в Остине, Ассене, Мотеги, а также отказ двигателя в домашней гонке в Муджелло очень дорого обошлись «Доктору» с точки зрения очков. Ведь если не брать во внимание эти сходы, Росси выглядел весьма стабильно по ходу сезона: его худшей позицией на финише стало восьмое место в Заксенринге, а во всех остальных случаях он финишировал не ниже четвёртого места.

Так что при большем везении Росси вполне мог бы оказать давление на Маркеса в чемпионате и отсрочить его победу. Удалось бы его опередить? Это другой вопрос… Но один тот факт, что в таком боевом сезоне, как в 2016 году, 37-летний итальянец был на равных с молодёжью, вызывает восхищение и является хорошим примером для ветеранов во всех других гоночных категориях.

Возвращение Ред Булл Ринга в календарь

Одной из главных интриг в календаре чемпионата 2016 года было возвращение трассы в Шпильберге. Скоростное австрийское кольцо со считанным количеством поворотов и длинными прямыми больше подходит автогонкам, нежели мотогонкам, поэтому этап на Ред Булл Ринге обещал стать уникальным для MotoGP и прошел прямо в стиле Формулы 1.

Ducati доминировала как на тестах, так и по ходу всех трёх дней гоночного уик-энда, ну а решающим фактором в сражении стала тактика. Выбрав мягкую заднюю покрышку и сэкономив топливо, Андреа Янноне получил преимущество во второй половине дистанции и в конечном итоге одержал первую победу в карьере.

Трагедия в Барселоне

Мотогонки были и остаются одним из самых опасных видов спорта, и, к сожалению, ещё одно абсолютно ненужное подтверждение этого факта мы получили в начале лета на этапе в Барселоне. В результате аварии на второй пятничной тренировке погиб гонщик Moto2 Луис Салом. На торможении перед 12-м поворотом испанец потерял контроль над передней частью своего мотоцикла и при вылете с трассы получил травмы, несовместимые с жизнью.

FIM представила доклад по итогам расследования аварии Луиса Салома

Эта трагедия стала уже четвёртой в чемпионате мира за последние 13 лет после Сузуки-2003 (Дайджиро Като, MotoGP), Сан-Марино-2010 (Шоя Томизава, Moto2) и Сепанга-2011 (Марко Симончелли, MotoGP).