Идеальный календарь Формулы 1 – каков он?

Лоуренс Барретто
2 декабря 2016 в 9:26
Фото: LAT Photographic

Слишком много этапов, масса бездушных и безликих трасс и никакой поддержки историческим автодромам – пожалуй, так можно описать нынешнюю ситуацию с календарем сезона Ф1. Но решить все эти проблемы можно, и один из вариантов предложил Лоуренс Барретто…

В недавнем своем обращении исполнительный директор Liberty Media Грег Маффей сказал, что в компании планируют расширить календарь Больших Призов и в частности провести ночную гонку в Лас-Вегасе.

Это был не первый раз, когда игорная столица мира упоминалась применительно к Формуле 1, и, уверяю вас, далеко не последний.

В связи с планами расширения календаря мы задались вопросом, а можно ли составить список этапов Ф1, который устроил бы всех? Каков он – идеальный календарь Формулы 1?

Первое, с чем необходимо определиться, это количество этапов. 21 гонка за сезон – это очень много. И все в паддоке согласны с этим мнением.

Сегодня у сотрудников команд трудности, обычно связанные с накопленной к концу сезона усталостью, начинаются уже к летнему перерыву – они буквально по пальцам считают часы, которые им удается поспать. Понятно, что их семьи также не могут быть этим довольны.

Для болельщиков 21 этап это также очень долго. Конечно, чемпионат Англии по футболу длится еще дольше, но болельщику определенного клуба приходится выделять всего по полтора часа в неделю, чтобы следить за выступлением своей любимой команды.

Что касается поклонников Больших Призов, то им для того, чтобы наблюдать за всеми событиями гоночного уик-энда, необходимо выделять добрую половину недели. Так что было бы неплохо вернуться к старым добрым 16 гонкам, максимум 17. При этом чемпионат должен стартовать в апреле, а завершаться – в октябре, что позволит обеспечить командам полноценный отдых в межсезонье.

Следующее, с чем стоит определиться, это трассы. Этапы должны быть условно разделены на три категории: исторические автодромы, страны, представляющие особенную рыночную ценность для Формулы 1, а также этапы, уверенно подпитывающие казну спорта. Первой категории можно отдать семь этапов, второй – шесть, а третьей – три. Плюс один дополнительный этап "уайлд-кард", о чем я поведаю позже.

Для того, чтобы войти в исторический перечень, представляющий наследие Больших Призов, автодром должен обладать немалым послужным списком проведенных гонок Ф1, обеспечивать интересные соревнования и привлекать стабильно большое количество болельщиков на трибуны. Это позволит историческим этапам прочно и неизменно занять свое место в календаре.

Что касается второй категории, здесь Большие Призы должны доказать, что они действительно большие, то есть обеспечить глобальное покрытие всего земного шара и привлекать к спорту население самых отдаленных точек планеты. Неплохо было бы, если бы эти страны представляли определенный маркетинговый интерес и для производителей – это повысит интерес к Ф1 с их стороны.

Последняя категория – это, по сути, средство для достижения цели. Есть страны, которые желают использовать маркетинговый потенциал Формулы 1 для привлечения туристов и повышения экономической привлекательности регионов, и нельзя им в этом отказывать. Некоторые могут возразить, что у этих автодромов нет души, но я считаю, что это, во-первых, не так, а во-вторых, те суммы, которые платят организаторы этих этапов, могут в какой-то степени обезопасить присутствие в календаре исторических трасс, владельцы которых часто не обладают необходимыми средствами для продления контракта.

Как всё это можно совместить?

За основу календаря я бы взял Гран При Монако, а все остальные этапы как бы нанизал на эту основу. Формула 1 без легендарного горного княжества невообразима, так что первое и неоспоримое место в списке привилегированных этапов Ф1 должно быть присвоено Монте-Карло. За проведение этапа организаторы в виде исключения ничего не платят, зрители с большим удовольствием посещают трибуны, а Формуле 1 от этой восхитительной гонки сплошные плюсы. Все счастливы и довольны.

Второй слот в списке исторических автодромов я бы отдал Монце, поскольку это самая старая трасса в истории Больших Призов. Автодром в Италии представляет для Ф1 очень большую ценность, а конфигурация трассы тут же возрождает в памяти исторические моменты прошлого. Кроме того, гонки здесь поддерживают все команды, от зрителей нет отбоя, а сам этап является, по сути, домашним для Ferrari.

Далее идет Спа – возможно, лучшая гоночная трасса в мире. С ней ничто не может сравниться. Длинная и очень сложная конфигурация автодрома пролегает прямо по Арденнским лесам. Нет ни одного пилота, который бы не любил эту легендарную трассу. Болельщики также не оставляют ее без внимания, особенно сегодня, когда в Ф1 появился Макс Ферстаппен, ведь Нидерланды отсюда совсем близко. У организаторов этапа есть определенные финансовые проблемы, но привлекательность гонки в Спа с лихвой перекрывает все негативные моменты.

Следующий на очереди Сильверстоун – родной дом британского автоспорта. Это место пропитано историей, а гонщики просто обожают сюда приезжать. Спрос со стороны болельщиков также очень велик, даже по пятницам. Сюда же можно отнести и японскую Сузуку – также один из любимых гонщиками автодромов, каждый год привлекающий огромное количество зрителей.

Бразильский Интерлагос – культовая рельефная трасса в семье Формулы 1. Резкие перемены погоды в Сан-Паулу делают гонки здесь захватывающими, лишним подтверждением чему стал минувший Гран При Бразилии. Всё это делает Интерлагос несомненным претендентом на представительство Ф1 в Южной Америке.

Ну и без путешествия в Австралию Формуле 1, пожалуй, никак не обойтись, поскольку гонка здесь охватывает сразу целый континент. Мельбурн – великолепный автодром, традиционно собирающий большое количество поклонников, к тому же, сложная городская трасса способствует проведению очень интересных гонок. Но не стоит забывать и об Аделаиде, где заезды в свое время были не менее захватывающими.

Что касается второй категории этапов, то безусловным фаворитом здесь являются США. Все без исключения команды понимают, насколько для них важен американский рынок. Автодром в Остине, безусловно, одно из лучших творений Германа Тильке, привлекающее на трибуны большое количество поклонников автоспорта не только из Америки, но и из Мексики. После прошлогодней гонки, подпорченной непогодой, организаторы сумели сделать выводы и привлечь на трибуны во время нынешнего уик-энда 269,889 зрителей – великолепный результат.

Присутствие Формулы 1 в Северной Америке также очень важно с точки зрения продвижения и маркетинга, так что необходимо всеми силами сохранить Гран При Канады, успешно проходящий в Монреале. В самом крупном городе провинции Квебек всегда царит фестивальная атмосфера, а трасса, пролегающая вокруг живописного озера, не похожа ни на одну другую в календаре.

Поскольку в Китае проживает пятая часть населения всего земного шара, вопрос о проведении гонки в этом регионе даже не стоит. При этом организаторам этапа в Шанхае нужно сделать многое, чтобы повысить привлекательность Гран При как для зрителей, так и для самой Формулы 1.

То же самое касается и Индии. Большим Призам необходимо вернуться в эту густонаселенную страну – либо на Международный автодром Будды, либо на какую-то другую трассу. Как показал опыт деятельности Академии Force India, в этом регионе есть немалый интерес к автоспорту со стороны молодого поколения, и организаторам этапа просто нужно понять, как это использовать.

Мексиканский этап триумфально вернулся в Формулу 1 в прошлом году и в этом сезоне лишний раз подтвердил свою состоятельность. А подиум перед трибунами лишний раз подтверждает, что промоутеры этапа прекрасно понимают всю важность вовлечения зрителей в процесс. Несмотря на то, что нынешняя конфигурация трассы не столь привлекательна, как историческая, Мексика остается важнейшим рынком для команд и производителей. Единственное уточнение – в будущем, возможно, стоит подальше разнести даты проведения этапов в соседствующих Остине и Мехико.

Африканскому континенту также стоит последовать примеру Мексики и вернуться в календарь Формулы 1. Берни Экклстоун уже не раз заявлял, что хочет проводить гонку в Африке, но пока нет подходящих предложений. Ранее в этом году была проведена обширная модернизация исторического автодрома в Кьялами, и в будущем, вероятно, эта трасса вновь сможет претендовать на проведение Гран При.

Это лишь один из вариантов, ведь в Африке есть и другие автодромы, которые потенциально могут принять этап Ф1. Девять стран африканского континента входят в первую сотню по количеству туристов за 2015 год, так что в плане инфраструктуры и привлекательности проблем здесь возникнуть не должно.

Остается еще место для Сингапура, который довольно быстро завоевал популярность в Больших Призах. Если верить последним сведениям, в стране не горят желанием и дальше принимать у себя гонку Ф1, и в этом отношении руководству спорта нужно приложить кое-какие усилия. Это поистине уникальная гонка, не похожая ни на одну другую в нынешнем календаре.

Атмосфера ночной городской гонки захватывает дух, а с учетом последних изменений в конфигурации автодром стал, можно сказать, более гоночным.

Таким образом, остается три слота для стран, которые вносят в казну чемпионата немалые средства. У Баку есть все шансы сохранить свое место в календаре, особенно с учетом той суммы, которую они платят за проведение этапа. У гонщиков были определенные претензии по поводу некоторых участков городской трассы – в особенности в отношении зон безопасности, но в целом конфигурация автодрома выглядим весьма привлекательно.

Что касается российского этапа, президент страны Владимир Путин выразил желание сохранить гонку, чтобы повысить привлекательность государства в мире. Тут всё замечательно, однако стоит отметить, что через пару лет после проведения в Сочи Олимпиады и первой гонки Ф1 стало заметно, что здесь чего-то не хватает. Может быть, есть шансы провести гонку в Москве или Санкт-Петербурге?

Остается этап в Абу-Даби, представляющий собой великолепное шоу. Сам автодром и инфраструктура здесь выше всяких похвал. Что касается Бахрейна, то на этой трассе временами проходят даже более интересные гонки, так что если они хотят продолжать платить за проведение этапа, у них есть все шансы побороться с Эмиратами.

Еще один этап, так называемый "уайлд-кард", может определяться путем голосования болельщиков в социальных сетях. В списке претендентов может быть пять трасс, гарантированно готовых принять у себя очередной Гран При.

Четыре проигравших автодрома могут включиться в борьбу через год, поскольку нет никакой необходимости сохранять календарь Ф1 неизменным. Более того, определенные перестановки ему просто необходимы, чтобы поддержать интерес у зрителей.

Испанская трасса в Барселоне, австрийский Ред Булл Ринг, немецкий Хоккенхайм, а также трассы в Венгрии и Малайзии не смогли попасть в мой список претендентов на основании того, как там проходили гонки в этом году. Все они удовлетворяют лишь части из перечисленных критериев.

Также нужно задуматься о проведении дополнительных гонок в США с учетом масштабов этой страны. Да и у Аргентины есть идеи возвращения в Формулу 1 – в последний раз в столице страны Буэнос-Айресе Гран При прошел в далеком уже 1998 году.

Есть и другие автодромы, выражающие желание принимать у себя Большие Призы, но раз уж мы в своем идеальном календаре решили ограничить количество этапов, шансов у них не так много. Тот же Катар, к примеру, понимает, что претендовать на проведение этапа он никак не может, пока неподалеку проходят Гран При Бахрейна и Абу-Даби.

Если предположить, что некоторые трассы потенциально могут сменять друг друга в календаре, можно подумать и о включении других гонок в список. Допустим, Франция, где в 1906 году прошел первый Гран При в истории, уже восемь лет не принимает гонки Ф1, хотя в послужном списке этой страны есть 53 этапа.

К тому же, некоторые автодромы действительно не имеют возможности принимать у себя Гран При каждый год. Сразу на ум приходит Германия. Если дать им возможность появляться в календаре реже – скажем, каждые два, три или даже четыре года, вполне возможно, что они смогут выработать выгодную для себя финансовую стратегию.

Промоутер Гран При Бразилии Тамаш Рохони уверен, что позиция этапа в календаре не имеет большого значения. При этом не стоит отрицать, что принимать у себя первый и последний этапы сезона гораздо более престижно. Так почему бы не менять порядок проведения гонок из года в год? Это может позволить проводить этапы на одних и тех же автодромах, но в совершенно разных условиях.

К примеру, в один год гонка в Барселоне может проходить в начале сезона, когда там еще прохладно, а в другой – в самом разгаре чемпионата – в жару. Гран При Австралии может в один год открыть чемпионат, а в другой – закрыть. К тому же, автодромы могут обмениваться этапами внутри страны – допустим, Мельбурн с Аделаидой, а Остин – с Лонг-Бич или городской трассой в Нью-Йорке.

Формуле 1 необходимо постоянно освежать свой календарь, а не просто увеличивать количество этапов. Возможно, будущие владельцы коммерческих прав поймут это и постараются внести в календарь Больших Призов больше свежей крови…

На основании всего сказанного мы составили список этапов из гипотетического календаря Формулы 1 на ближайшие два сезона.

Сезон-2017 мог бы выглядеть так:

9 апреля – Бразилия
16 апреля – Канада
30 апреля – Бахрейн
7 мая – Южная Африка
21 мая – Монако
4 июня – Сильверстоун
11 июня – "уайлд-кард"
25 июня – Азербайджан
9 июля – Бельгия
16 июля – Италия
6 августа – США
13 августа – Мексика
27 августа – Китай
3 сентября – Индия
17 сентября – Россия
24 сентября – Абу-Даби
8 октября – Япония
22 октября – Сингапур
29 октября – Австралия

Сезон-2018 мог бы выглядеть так:

8 апреля – Австралия
15 апреля – Сингапур
29 апреля – Катар (вместо Азербайджана)
6 мая – США
13 мая – Мексика
27 мая – Монако
10 июня – Марокко (вместо Южной Африки)
24 июня – Сильверстоун
1 июля – Испания (вместо Японии)
15 июля – Германия (вместо Италии)
22 июля – Венгрия (вместо Бельгии)
5 августа – Корея (вместо Бахрейна)
26 августа – Россия
2 сентября – Абу-Даби
16 сентября – "уайлд-кард"
30 сентября – Индия
7 октября – Китай
21 октября – Канада
28 октября – Бразилия

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: AUTOSPORT.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle