Фото: LAT Photographic

Заслужил ли Нико Росберг свой титул чемпиона мира?

Бен Андерсон
4 декабря 2016 в 16:43

По многим ключевым статистическим показателям минувшего сезона лидером стал Льюис Хэмилтон, однако титул впервые достался его напарнику Нико Росбергу. Чего здесь больше – удачи и везения, либо же Нико действительно заслужил право называться лучшим гонщиком Ф1 уходящего года? Разбирается Бен Андерсон...

Нико Росберг в конце концов сделал это. Он покорил вершину автоспорта и все же стал чемпионом мира Формулы 1 спустя 34 года после восхождения на "гоночный эверест" его отца Кеке.

Победа Росберга-старшего в далеком и весьма трагическом 1982 году носила довольно случайный и неожиданный характер. Смерть Жиля Вильнёва и авария, приведшая к окончанию карьеры Дидье Пирони, крайне ненадежная техника Renault и Brabham-BMW и нестабильные выступления пилотов McLaren Ники Лауды и Джона Уотсона – всё это повлияло на ход событий в не меньшей степени, чем безупречное пилотирование Williams самим Кеке.

В тот год Росберг выиграл всего одну гонку из 16, но при этом действительно виртуозно управлялся с машиной, созданной под руководством Фрэнка Уильямса. На протяжении большей части сезона напарником Кеке был Дерек Дэли, которому так ни разу и не удалось подняться выше пятого места в гонке, тогда как Росберг стал чемпионом.

Кеке прошел путь от рабочей лошадки в команде-середнячке Fittipaldi до чемпиона всего за один сезон, что стало для всех большой неожиданностью.

Но как бы то ни было, статистика не врёт. Никто и никогда не отнимет завоеванные титулы ни у Кеке, ни у Нико Росберга. Однако заслуженность этих трофеев многие ставят под сомнение…

(с) AUTOSPORT.com
(с) AUTOSPORT.com

Пирони, Уотсон, Ален Прост и даже действующий на тот момент чемпион мира Нельсон Пике – все они вполне могли стать триумфаторами сезона-1982. Также мало кто уверен, что в минувшем году Нико был безусловно лучшим гонщиком в пелотоне, хоть и завоевал награду.

При этом судьбы титулов отца и сына серьезно отличаются. На протяжении последних трех сезонов Росберг-младший соперничал на трассе, по сути, только со своим напарником по Mercedes Льюисом Хэмилтоном, что было связано с абсолютным доминированием "Серебряных стрел" в чемпионате.

К тому же, в первом из трех совместных сезонов немец упустил отличную возможность взять титул, когда вел в очном поединке в первой половине сезона, но не смог сдержать натиска британца.

На стороне гаража Нико тогда говорили о том, что именно технические проблемы помешали ему стать чемпионом сезона-2014, но, если разобраться, к надежности обеих серебряных машин были серьезные вопросы. А основной причиной итоговой победы Хэмилтона стало его умение преобразовывать не самые выдающиеся квалификационные результаты в воскресные успехи.

В сезоне-2015 Росберг сконцентрировал все свое внимание на том, чтобы максимально эффективно настраивать машину для стабильного прохождения всей гоночной дистанции, ведь в концовке предыдущего чемпионата ему именно этого не хватило.

Однако эта тактика не сработала. В результате серьезно пострадали субботние выступления немца – шутка ли, в первых 12 этапах Хэмилтон оказывался быстрее напарника 11 раз. И Льюис полагает, что если бы не ошибка с грелками для шин в Испании, он мог бы взять все без исключения поулы.

Исход чемпионата был решен за три этапа до окончания сезона, а Росберг смог взять шесть поулов из шести возможных на финише сезона и выиграть три заключительных Гран При, но было слишком поздно.

(с) AUTOSPORT.com
(с) AUTOSPORT.com

При этом Нико снова мог пожаловаться на невезение – к примеру, в Венгрии он пострадал из-за столкновения с Даниэлем Риккардо, хотя у него были все шансы на победу, а в Сочи у немца возникла проблема с педалью газа, стоившая ему триумфа.

И все же трудно не согласиться с тем, что Льюис вчистую переиграл Нико в прошлом году. И именно это позволило ему в третий раз в карьере стать чемпионом мира.

Что касается нынешнего сезона, Нико его точно не проиграл. Он добыл больше поулов (восемь), чем годом ранее, и выиграл больше гонок (девять) за сезон, чем когда-либо раньше. Столь ровные результаты позволяют говорить о том, что он добился необходимо баланса между квалификационными и гоночными выступлениями и смог сбить напарника с чемпионского ритма.

И все же картина могла выглядеть иначе, если бы не технические проблемы, помешавшие Льюису по-настоящему вступить в борьбу за титул.

За весь год у Росберга не возникло ни одной фатальной поломки, которая бы стоила ему результата в субботу или воскресенье, хотя в Австрии он получил штраф на стартовой решетке за замену коробки передач после поломки подвески и аварии на тренировке.

Что касается Хэмилтона, то у него проблем было предостаточно. На протяжении года британец использовал на один двигатель внутреннего сгорания больше напарника, на три тепловых мотора-генератора больше и на один – кинетический, а также дополнительной замене были подвергнуты блоки батарей и управляющей электроники.

Но даже с учетом всех проблем по субботам в Китае, России и Бельгии ключевым моментом в борьбе за титул для Льюиса стал этап в Малайзии.

(с) AUTOSPORT.com
(с) AUTOSPORT.com

Та гонка была у британца в кармане, если бы не поломка подшипника в двигателе в самый неподходящий момент – и, как итог, минус 25 потенциальных очков. Если бы Льюис выиграл ту гонку, как и должен был, то в финальном заезде в Абу-Даби уже он был бы фаворитом в борьбе за титул, а не Росберг.

Но у госпожи Фортуны, надо отметить, весьма своеобразное чувство юмора. В частности, сам Хэмилтон может благодарить ее за то, что не пострадал в столкновении с машиной Валттери Боттаса в первом повороте в Бахрейне. А также за победу в Монако, где Нико пропустил его, следуя указаниям команды, а соперники из Red Bull допустили непростительную ошибку на пит-стопе Риккардо. Можно вспомнить и Гран При Австрии с контактом с напарником на последнем круге гонки, и бельгийский этап, где Льюису удалось пробиться на подиум с конца пелотона. Кроме того, он избежал штрафа или поломки автомобиля во время вылета с трассы в первом повороте в Мексике…

И все же, если судить по чистой скорости, британец в минувшем сезоне был быстрее своего теперь уже титулованного напарника. Он чаще брал поулы (12 раз) и выиграл десять гонок против девяти у напарника.

К тому же, на протяжении всего сезона Хэмилтон был быстрее Нико в квалификациях в среднем на 0,107% (если не считать проблемные этапы в Китае, России и Бельгии). И если бы не неполадки с силовой установкой по субботам, квалификационный счет был бы 15:6 в пользу британца, а не нынешние 12:9.

По сути, Росберг был откровенно быстрее Льюиса лишь в Азербайджане, где Хэмилтон разбил машину, пытаясь догнать Росберга в субботу, в Сингапуре, ставшем апогеем успеха Нико в этом сезоне, и в Японии, где немец отобрал поул у напарника и выиграл гонку.

(с) AUTOSPORT.com
(с) AUTOSPORT.com

При этом новоиспеченный чемпион мира квалифицировался выше Льюиса также в Монако, Венгрии и Германии. Но в горном княжестве у британца возникли проблемы с мотором перед третьим сегментом сессии, на Хунгароринге Нико отстоял лучшее время, когда все пилоты, включая Хэмилтона, старались улучшить результат на стремительно подсыхающей трассе после разворота Фернандо Алонсо, а в Хоккенхайме Льюис очень быстро нивелировал 0,107-секундное квалификационное отставание от немца в гонке.

Росберг снизил среднее отставание от напарника по субботам по сравнению с сезоном-2015, когда оно составляло 0,157%, но этого оказалось недостаточно – в большинстве случаев ему не хватало скорости, чтобы что-то противопоставить более титулованному напарнику. А если учесть, что данные с Монако и Венгрии являются не слишком показательными, отставание Нико увеличивается до 0,144%, что довольно близко к прошлогоднему гандикапу.

Странно, что Хэмилтону в этом году не так часто удавалось извлечь выгоду из своей скорости – и в этом часто была его собственная вина, так что не стоит считать, что Льюису просто не повезло.

Здесь можно вспомнить, что происходило на старте гонок – в частности как пилоты Mercedes справлялись с обновленной системой сцепления с одним управляющим лепестком и ограничениями в радиопереговорах с командой, которые действовали на протяжении какого-то времени.

Хэмилтон хуже уходил со "стартовых колодок" в Австралии, Бахрейне (на фото), Испании, Канаде, Италии и Японии – в сумме это стоило ему как минимум трех побед в гонках и второго места следом за Росбергом на Сузуке.

(с) AUTOSPORT.com
(с) AUTOSPORT.com

И лишь в Канаде Льюису удалось переломить ход событий после неудачного старта и пропуска вперед Себастьяна Феттеля из Ferrari.

В команде Mercedes отнесли эти трудности на период адаптации к новому механизму, ошибки гонщиков, а также присущие сложности в отношении стартов.

Если гипотетически вернуть Хэмилтону 27 очков, упущенных из-за плохих стартов, в Абу-Даби ему необходимо было бы набрать всего 10 очков, чтобы в четвертый раз стать чемпионом мира – даже с учетом проблем с мотором в Малайзии.

При этом в Mercedes сделали всё, чтобы облегчить своим пилотам процедуру старта – даже специально для этого изменили дизайн их перчаток.

Бывший пилот Ф1, а ныне аналитик канала Channel 4 Карун Чандок предположил, что Нико провел гораздо больше времени в межсезонье, тренируя процедуру старта с новым механизмом: «У Pirelli есть все необходимые данные по предсезонным тестам, и один из инженеров сказал мне, что Росберг на испытаниях больше времени потратил на отработку стартов и настройку механизма сцепления, чем Льюис».

А сколько раз сам Нико допускал ошибки на старте в этом году? И вспомнить трудно…

В этом аспекте у немца было явное и видимое преимущество над напарником по команде, и, как видим, дело здесь было, судя по всему, отнюдь не в удаче.

Неисполнительный директор Mercedes F1 Ники Лауда сказал как-то, что Росберг изменился после победы Льюиса в 2015-м. Он чувствовал, что по чистой скорости они примерно равны, но Хэмилтон всегда переигрывал его в плане агрессии.

(с) AUTOSPORT.com
(с) AUTOSPORT.com

Австриец заметил, что Нико смог сравняться с напарником в этом аспекте и несколько раз демонстрировал это на трассе. В Австралии он выдавил Льюиса за пределы трассы в первом повороте, жестко закрыл калитку ценой столкновения в Испании и Австрии, а также отбыл наказания за контакты с Максом Ферстаппеном в Германии и Кими Райкконеном – в Малайзии. Лауда полагает, что Нико действительно стал в этом году гораздо более агрессивным, хоть и не всегда направлял свою агрессию в правильное русло.

Можно отметить также, что в сезоне-2016 Росбергу чаще удавалось воспользоваться ошибками и неудачами соперника. Также верно и то, что сам британец провел сезон не очень ровно, допуская важные промахи в ключевые моменты чемпионата.

Вряд ли кто скажет, что Нико во всех гоночных аспектах превосходит Льюиса, но стоит отдать ему должное за гонку в Абу-Даби, когда он выдержал сумасшедший прессинг со стороны напарника, старающегося сделать всё, чтобы у него возникли проблемы.

В конечном счете всё зависит от вашего взгляда на события. Росберг, безусловно, считает, что абсолютно заслуженно завоевал свой титул чемпиона, поскольку неустанно работал и совершенствовался во всех необходимых аспектах гоночного мастерства.

Не стоит забывать, что немец выиграл 12 из последних 24 гонок, чего уже вполне достаточно, чтобы считаться лучшим в гонщиком пелотоне. И было бы странно, если бы пилот с 23 победами в активе так ни разу и не стал триумфатором сезона.

Хэмилтон, в свою очередь, ответит, что на протяжении последних трех сезонов он был неизменно быстрее напарника, и если бы не невезение, поднял бы над головой и четвертый кубок. Но в спорте никогда не обходится без фортуны, а успех всегда состоит из целого ряда факторов – как контролируемых, так и неконтролируемых.

Чемпион 2007 года Кими Райкконен сказал, что не понимает тех, кто считает чемпионство Росберга незаслуженным, ведь Нико заработал больше очков, чем все его соперники. Финну ли не знать… Свой титул он выиграл также в весьма противоречивых обстоятельствах, но вряд ли найдется тот, кто скажет, что Кими не достоин звания чемпиона мира.

Кто лучше выступил в уходящем году – вопрос открытый, но статистика непреклонна. История спорта не знает сослагательного наклонения. Важно лишь то, что Нико Росберг стал чемпионом мира в 2016-м, а Льюис Хэмилтон – нет.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7303/is-rosberg-a-deserving-world-champion

(с) AUTOSPORT.com
(с) AUTOSPORT.com

  • Поделиться: