Из прототипов в музей. Машины, так и не попавшие в WRC

Алексей Сергеев
27 декабря 2016 в 14:14
Фото: Фото из архива автора

Отказ Volkswagen Motorsport от участия в чемпионате мира по ралли оставил без ответа вопрос – насколько же хороша Polo R, построенная для нового сезона WRC. Впрочем, это уже далеко не первый подобный случай...Слышали ли вы про десять перечисленных ниже автомобилей?

Ford RS1700T

На вопрос о том, какой автомобиль был первым представителем группы Б, любой фанат безошибочно ответит: «Lancia Rally 037». И будет прав. Но существовали и другие автомобили, которые могли дебютировать в чемпионате мира по ралли значительно раньше итальянского спорткара. Один из них – Ford RS1700T.

В 1982 году раллийная команда Ford столкнулась с проблемой – необходимо было срочно найти замену снятой с конвейера Ford Escort RS 1800 MKII. Вариантов среди текущего модельного ряда не было, поэтому началась разработка с нуля совершенного нового автомобиля.

Первые прототипы представляли собой "сборную солянку" и оснащались самыми разными комплектующими. К примеру, на некоторые ставились коробки передач от Porsche 924. Кузов был взят от Escort Mk3, но автомобиль стал заднеприводным. Двигателей было два – на тестах Ари Ватанен и Пентти Аириккала работали с двумя Ford RS1700T, оснащёнными турбированным мотором BDT объёмом 1,8 литра и атмосферным двигателем Hart объёмом 2,3 литра. Оба мотора развивали мощность в 300-320 л.с.

Руководство Ford серьёзно готовилось к дебюту новинки, собрав весьма впечатляющий состав гонщиков – за рулём 1700Т должны были выступать Ари Ватанен, Бьорн Вальдегард, Малкольм Уилсон и асфальтовый специалист Адартико Вудафьери. Первые же тесты показали – на асфальте машина быстрее любого из своих конкурентов. А вот на гравии Audi Quattro за счёт полного привода была быстрее. И это заронило у руководства первые сомнения в перспективах данного проекта. В январе 1983 года состоялось совещание, на котором было принято решение – сделать две версии машины: заднеприводную и полноприводную. Идея была благая, но для омологации предстояло сделать 400 автомобилей [по две сотни под каждую из версий], что окончательно сгубило проект Ford RS1700T, так как у компании попросту не оказалось на это денег.

Кузова ушли под пресс, а двигатели BDT, мощность которых довели аж до 450 л.с.(!), пристроили под капот полноприводной Ford RS200. Правда, это тоже был не самый удачный опыт "голубого овала"… Оставшиеся в живых Ford RS1700T сейчас очень ценятся у коллекционеров – машина с номером шасси 15 стоит на почётном месте в музее штаб-квартиры M-Sport в Довенби-холле. Неудивительно, ведь именно босс команды Малкольм Уилсон выступал на такой машине в… Африке.

2. Peugeot 305 V6

Сейчас подобное сложно представить, но в начале 80-х годов у Peugeot было три спортивных департамента – собственно Peugeot и Talbot во Франции, а также Peugeot UK в Великобритании. С появлением технических требований группы Б все ринулись создавать свои прототипы для того, чтобы получить бюджет на выступление в чемпионате мира по ралли. В Peugeot справились с этой задачей быстрее всех, к началу 1981 года создав Peugeot 305 V6.

Однако спешка привела к отрицательному результату. Машина представляла собой набор устаревших решений: задний привод, установленный впереди слабый мотор мощностью 250 л.с., тяжёлый и откровенно неудачный для ралли кузов типа седан. Тимо Мякинен провёл тесты автомобиля, и уже была назначена дата дебюта – Ралли Сафари 1982 года. Но в конечном счёте в Peugeot поняли, что шансов у этой машины не было, и она отправилась в музей, где и находится по сей день.

Следующий вариант раллийного автомобиля группы Б принёс французской марке громкую славу – это была полноприводная среднемоторная Peugeot 205 turbo 16.

3. Opel Manta 4WD

С появлением в чемпионате мира полноприводной Audi Quattro соперники быстро поняли – будущее за раллийными автомобилями со всеми ведущими колёсами. Но что было делать тем, кто располагал машинами с приводом на одну ось и не имел бюджета на постройку нового авто?

В 1982 году руководство заводской команды Opel осмелилось на авантюру. Босс коллектива Тони Фолл и главный инженер Эрих Кох приняли решение отправить один из автомобилей Opel Manta 400 в Великобританию, где специалисты компании Ferguson превратили заднеприводную машину в полноприводную.

Однако получившийся автомобиль стал настоящей катастрофой – машина оказалась попросту неуправляемой. Инженер тестовой бригады Opel Карл-Хайнц Гольдштейн, во время тестов выполнявший роль штурмана Рауно Аалтонена, так охарактеризовал полноприводную версию Manta 400: «На разгоне автомобиль пытался сделать сальто назад. Машина оказалась отвратительной».

Но даже осознав, что ничего путного из этой машины не выйдет, команда зачем-то провела презентацию для прессы. Она состоялась в преддверии Ралли Швеция 1983 года. Это было первое и последнее появление Opel Manta 400 4x4 на публике. Машина была оснащена мотором мощностью 255 л.с., коробкой передач Getrag и всё той же системой полного привода от Ferguson.

Единственный экземпляр машины дожил до наших дней и находится в частной коллекции.

4. Mitsubishi Starion 4WD

На токийском моторшоу в том же 1983 года японская компания презентовала автомобиль, построенный по требованиям раллийной группы Б. Полноприводная машина с двигателем мощностью 360 л.с. и весом всего-навсего 960 кг казалась отличной заявкой на успех. Однако после постройки двух прототипов – причём первый создавался в Японии, а второй командой Ralliart – у руководства коллектива возникли сомнения в правильности выбранной концепции с передним расположением двигателя, ведь к этому моменту Peugeot уже раскрыла детали своей новинки 205 turbo 16, мотор которой располагался за сиденьями пилота и штурмана. Да и остальные команды работали в том же направлении.

Проект Mitsubishi застопорился почти на год. В июле 1984 года Starion 4WD всё же дебютировала в ралли – она вышла на старт французского Rallye des 1000 Pistes. Эта гонка известна тем, что здесь существовал класс для прототипов, куда можно было заявить любой автомобиль, даже не имевший никакой омологации.

Mitsubishi воспользовалась этим для того, чтобы опробовать свою машину в боевых условиях. Похожую по конструкции на Audi Quattro машину доверили пилотировать… гонщику Audi Лассе Лампи. Финн позже признался, что с первых же метров дистанции поехал так, как он ездил на Audi. Но японская техника не выдержала подобного обращения: через девять километров после старта СУ1 амортизаторы перегрелись, и подвеска попросту рассыпалась. Во второй день он вернулся на трассу, но ехал чрезвычайно аккуратно и медленно. А механики после финиша каждого допа ждали его с ведрами воды, которые они выливали на амортизаторы для охлаждения. Но это ещё не всё! По ходу ралли сломались усилитель рулевого управления, карданный вал, генератор…

Японцы вновь взяли тайм-аут. А в феврале 1985 года руководство объявило об отмене начала производства омологационной серии из двухсот автомобилей. Это означало смерть проекта Mitsubishi группы Б.

Тем не менее Starion 4WD ещё дважды выступала в ралли. В 1985 году Лампи принял участие в малайзийском Lucky Strike Rally и даже лидировал, пока у него не взорвался мотор. А вторая машина, которую построили в Японии, вышла на старт Ралли Гонконг – Пекин. Пилотировавший её Лю Нинг Юн умудрился на дорожной секции врезаться в дом, но это не помешало ему закончить гонку на второй позиции.

Обе машины отреставрированы и занимают своё место в музеях Ralliart и Mitsubishi.

5. Lancia Rally 037 Evo III

В середине 80-х годов прошлого века заводская команда Lancia в спешке доводила до ума первый полноприводный раллийный автомобиль – Lancia Delta S4. Однако сроки дебюта новейшей машины постоянно откладывались из-за того, что доработка установленных на неё сложнейших систем требовала всё больше и больше времени. В результате гонщики итальянского коллектива Маркку Ален и Хенри Тойвонен были вынуждены вести борьбу на устаревших Lancia Rally 037.

Ведущий инженер проекта 037 Серджио Лимоне в свободное от основной работы время создал обновлённую версию заднеприводного автомобиля, получившую незамысловатое название Lancia Rally 037 Evo 3. Внешне она отличалась огромным задним антикрылом, а внутри вместо системы впрыска воды над коробкой передач был установлен интеркулер. Подвод воздуха к нему осуществлялся через воздухозаборник, появившийся на капоте. Целью этого нововведения было повышение эффективности наддува. Машина вышла на тесты и проиграла по всем статьям прототипу Lancia SE038-001 – предку будущей модели Delta S4.

Её участь была решена – омологировать очередную моноприводную машину группы Б было уже поздно…

6. Lancia Delta S4 Evoluzione 2

В начале весны 1986 года, только-только выпустив на трассу свежепостроенную Lancia Delta S4, итальянский коллектив принялся за создание её усовершенствованной версии. Главными отличиями обновлённого автомобиля должны были стать более развитый аэродинамический пакет, новый и ещё более мощный двигатель, другая передняя подвеска, а также вариатор вместо традиционной коробки передач.

Работа с машиной, для создания которой использовалось шасси под номером 205, велась в аэродинамической трубе концерна FIAT. Вариатор тестировался на шасси 228 – разработку этой системы вёл легендарный инженер Данте Джакоза. Но после трагической аварии Хенри Тойвонена и Серджио Кресто на Ралли Корсика 1986 года вся работа была остановлена и S4 Evoluzione 2 так никогда и не увидела раллийные спецучастки. Evoluzione 2 довели до спецификации обычной раллийной Delta S4, и сейчас она находится в частной коллекции в Великобритании.

Вторая версия машины могла щеголять и ещё одной системой, над которой работали специалисты исследовательского центра FIAT. Они создали на базе одной из "гражданских" Delta S4 (шасси 88) версию с четырьмя управляемыми колесами, чтобы проанализировать плюсы и минусы подобной системы. Но итоги работы так и остались тайной за семью печатями.

После проведения исследований полноуправляемую Lancia вернули в обычное состояние и продали в Швейцарию, где её переделали в раллийную и используют в ралли-спринтах, а также горных гонках.

7. Audi Coupé Quattro

Заводская команда Audi оказалась совершенно не готова к завершению эпохи группы Б. Если их соперники из Lancia по ходу сезона-1986 уже обкатали свою новинку Delta HF 4WD, то коллектив из Ингольштадта хоть и запланировал участие в чемпионате мира по ралли 1987 года, но до последнего не определился с машиной. К межсезонью команда подготовила и вывела на сравнительные тесты на юге Франции два принципиально разных автомобиля – маленькое купе Audi Coupé Quattro и огромный седан Audi 200 T quattro.

Казалось, что менее габаритное и более лёгкое купе в одну калитку "сделает" свою товарку, но в итоге тест-пилот Вальтер Рёрль выбрал именно седан. Почему? Купе располагало атмосферным двигателем мощностью всего-то 197 л.с., а у седана был турбомотор в 238 сил [к Ралли Сафари его форсировали уже до 270]. Кроме того, "сигара" – так называли эту модель в нашей стране – получила шестиступенчатую коробку передач и управляемое электроникой сцепление. Это, конечно, была не знаменитая трансмиссия PDK (Porsche Doppelkupplungsgetriebe), но определённое преимущество над купе седан получил.

Audi 200 T quattro вышла на старт чемпионата мира по ралли 1987 года и даже завоевала одну победу – на Ралли Сафари Ханну Миккола и Вальтер Рёрль сделали победный дубль. Любопытно, что даже сами гонщики позволяли себе обидно шутить по поводу маломощного и тяжёлого автомобиля, на котором им пришлось выступать: букву Т в индексе Audi 200 T quattro они расшифровывали не как "турбо", а как "такси".

А Audi Coupé Quattro после тестов была отправлена на "кладбище слонов" – отстойник на территории базы команды. Затем её выкупили финские поклонники ралли и сейчас восстанавливают машину – это ведь настоящий раритет, сделанный в единственном экземпляре!

8. Lancia Delta Integrale 4WS

Последним и самым удачным "оружием" команды Lancia стала полноприводная Delta Integrale. Казалось бы, ну какая связь этого автомобиля с темой данной статьи? Самая прямая! Ведь один из интереснейших прототипов, получивший отличные отзывы пилотов, так и не дошёл до раллийных спецучастков. Откровенно подсмотрев решение Mitsubishi, создавшей полноуправляемый раллийный Galant VR4, в Lancia решили сделать нечто подобное. Проворонив полноприводную эпоху во времена группы Б, итальянцы бросались испытывать каждое мало-мальски интересное техническое решение, даже если его нужность вызывала сомнения.

Работы по созданию полноуправляемой Lancia Delta Integrale вели совместно Abarth и Siemens. Процесс отнял уйму времени, но в итоге прототип, созданный на базе шасси под номером 417995, за рулём которого Ив Лубэ финишировал вторым на Тур де Корс 1988 года, вышел на тесты. Тест-пилот Дидье Ориоль был просто ошеломлён и потребовал: «Я хочу эту систему на ближайшую же гонку». Однако даже столь авторитетное мнение не решило судьбу новой системы – Lancia так и не решилась на дебют новинки и прототип отправился в частную коллекцию.

9. Volkswagen Golf A59

Да-да, марка Volkswagen могла вернуться в чемпионат мира по ралли задолго до 2013 года. Если быть точнее, то лет на двадцать. И прославить VW в начале девяностых должна была самая загадочная версия Golf, известная под индексом A59. Разработку и создание автомобиля осуществлял не сам концерн Volkswagen, а довольно известная в автоспортивных кругах компания Schmidt Motorsport (SMS) – в это время она работала с Audi в серии DTM. Разработка нового раллийного Golf стартовала в январе 1992 года, а дебют машины в WRC должен был состояться на Ралли Монте-Карло 1994 года.

SMS строила сразу два автомобиля – боевую и гражданскую версии. Причём машина "целилась" сразу в две группы – А и N. Полностью алюминиевый двигатель объёмом два литра и мощностью 275 л.с. был создан с нуля специалистами SMS. Для сравнения, Ford Escort RS Cosworth, который был ориентиром для инженеров, в гражданской версии располагал всего-навсего 227 л.с. Кроме того, была разработана и новая система полного привода – в SMS не стали использовать готовые решения Volkswagen.

Внешними отличиями машины от простого VW Golf стали новый обвес из карбона и капот со множеством прорезей – инженеры так и не успели довести работу турбонаддува до оптимальных температурных режимов. Но в работу Volkswagen и SMS вмешалась экономика. По слухам, за остановкой проекта непосредственно стоял сам руководитель концерна Фердинанд Пих. Причиной этого решения стала не самая лучшая экономическая ситуация в тот период времени.

Сейчас два построенных прототипа стоят, соответственно, в музеях Schmidt Motorsport и Volkswagen. Помимо этого, SMS успела подготовить несколько голых кузовов, из которых энтузиасты собрали один автомобиль в Греции, один в Германии и готовятся сделать ещё…

10. Proton Putra WRC

Нет, на фото не Subaru Impreza WRC. Хотя очень похоже, правда? Это разработка, сделанная британской компанией Prodrive по заказу крупнейшего малайзийского национального производителя автомобилей Proton. В конце 90-х годов прошлого столетия руководство концерна задумалось о продвижении своей марки по всему миру. В тот момент гонщики команды выступали на Proton Wira 4WD – фактически это была Mitsubishi Lancer Evo III группы N. Однако боссам захотелось сделать шаг в только-только появившийся класс World Rally Car.

Proton договорилась с Prodrive, и в обстановке полной секретности британцы начали работу. Полученные от малайзийцев два автомобиля Proton Putra получили полноприводную трансмиссию, над которой совместно работали Prodrive и Hewland, секвентальную коробку передач, а характеристики двухлитрового турбомотора были доведены до соответствующих задаче показателей.

Интересно, что базовая модель Putra это фактически Mitsubishi Lancer, что добавляло пикантности проекту, ведь исполнявшая его Prodrive давно и плотно работала с Subaru. И всё бы хорошо, но в какой-то момент руководство Proton внезапно решило остановить проект, и созданные прототипы остались не у дел. Британский коллектив так никогда официально и не рассказывал об этих машинах, и они лишь случайно "всплыли" в соцсетях. А малайзийские гонщики продолжили выступать на перелицованных Lancer Evo различных эволюций…

P.S. 11. Volkswagen Polo R WRC 2017
  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle